Решение № 2-1246/2016 2-1246/2016~М-1146/2016 М-1146/2016 от 7 ноября 2016 г. по делу № 2-1246/2016

Краснокаменский городской суд (Забайкальский край) - Гражданское
Суть спора: 2.102 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Споры с управляющими компаниями

2- 1246/2016


РЕШЕНИЕ


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснокаменск 07 ноября 2016 года

Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Яскиной Т.А.,

при секретаре Горбуновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокаменского межрайонного прокурора к Акционерному обществу «Читаэнергосбыт» в интересах Устиновой ФИО10 о признании действий по начислению платы за электроэнергию при использовании общего имущества незаконными, обязании произвести перерасчет начисленной платы за электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:


Краснокаменский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее.

Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполненияОАО «Читаэнергосбыт» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что ООО «Теплосервис» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, о чем свидетельствует протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ.

По общему правилу, предусмотренному ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исключением из этого правила являются положенияч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Учитывая приведенное законодательное исключение, следует вывод о том, что жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания.

Принимая во внимание изложенное выше, следует, что именноООО «Теплосервис» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды (Определение Верховного суда от 23.06.2015 № 8-КГПР15-2).

Факт отсутствия договора энергоснабжения между ООО «Теплосервис» и ОАО «Читаэнергосбыт» основанием для выставления ресурсоснабжающей организацией счетов в части оплаты электроэнергии на общедомовые нужды гражданам являться не может, поскольку положениями Жилищного кодекса РФ возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия такого договора. Кроме того, выставление ОАО «Читаэнергосбыт» счетов на оплату электроэнергии в части ОДН непосредственно жильцам создает условия для повторного взимания платы за потребленную электроэнергию.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) требует, чтобы все производимые, передаваемые, потребляемые ресурсы подлежали обязательному учету с применением приборов учета.

Общедомовым (коллективным) прибором учета (далее – ОДПУ) является средство измерения, используемое для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п.2 Постановления Правительства РФ №354).

Согласно п. 5 ст. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее по – Постановления № 491) ОДПУ как составная часть внутридомовой системы электроснабжения признается общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 5 ст. 13 Закона на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии. Приказом Министерства энергетики РФ от 16.04.2010 №178 утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерством энергетики РФ от 7.04.2010 № 149.

Согласно пунктам 3, 4 данного приказа в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать физическое или юридическое лицо либо лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; договор заключается в простой письменной форме.

Из приведенных положений закона и нормативных актов следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены собственниками многоквартирных домов на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме; порядок и сроки действий организаций, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, а также собственников помещений многоквартирного дома по оснащению дома ОДПУ электрической энергии строго регламентированы. Указанные договоры по рассматриваемому дому ОАО «Читаэнергосбыт» с управляющей организацией дома, собственниками дома, представителями собственников дома не заключались.

Федеральным законодателем предусмотрены ситуации, когда собственниками обязанность по оснащению МКД ОДПУ не исполняется своевременно (п. 12 ст. 13 Закона). В этой связи, ресурсоснабжающая организация при участии собственников помещений обязана совершить самостоятельно действия по оснащению МКД ОДПУ с взысканием расходов с собственников.

Согласно информации, представленной ОАО «Читаэнергосбыт» следует, что начисление платы по ОДН жильцам дома по <адрес>, осуществлялось на основании показаний общедомового прибора учета, установленного отделом НТЭЛ-5 Забайкальской дирекции по энергообеспечению, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанного акта допуска, Устинова Г.К. при проверке прибора учета не присутствовал, ее подпись отсутствует в акте (графа «Представитель собственников жилья» не подписана никем), кроме того, от имени потребителя акт подписан главой администрации сельского поселения «<данные изъяты>» ФИО11 при этом ее полномочия потребителя при составлении акта ничем не подтверждены. Сведения о том, что она была уполномочена на подписание акта от имени собственников жилых помещении дома (энергопринимающих устройств), в акте также не отражены.

Таким образом, установка и допуск в эксплуатацию прибора учета, принятого во внимание энергосбытовой компанией при расчете платы за расходы по электроэнергии на общедомовые нужды жильцам дома, проведена с нарушением процедуры, что свидетельствует о незаконности как процедуры установки, так и процедуры начисления платы.

Следовательно, расчет ОАО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленной потребителям электрической энергии, проживающих в многоквартирном жилом доме, с учетом показаний ОДПУ, установленных с нарушением процедуры, является неправомерным; действия ответчика повлекли нарушение прав заявителя.

Обосновывая вышеизложенным, истец просит суд: 1. признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению платы гражданам, проживающим в многоквартирном доме по <адрес>, за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества (ОДН), незаконными; 2. обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить в дальнейшем производить действия по начислению гражданам, проживающим в многоквартирном доме по <адрес> платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества дома; 3. признать коммерческий прибор учета потребленной электроэнергии, установленный отделом НТЭЛ-5 Забайкальской дирекции по энергообеспечению в многоквартирном доме по <адрес> с несоблюдением процедуры его установки и ввода в эксплуатацию и использованный для начисления платы за общедомовые нужды в период с 1.10.2014 до даты принятия судом решения, непригодным для расчета платежей на общедомовые нужды; 4.обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет начислений платы за электроэнергию на ОДН в период с 1.10.2014 на дату вынесения судом решения Устиновой Г.К., проживающей по <адрес>

В уточнениях исковых требований от 15.09.2016 года прокурор просит обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу перерасчет начислений платы за электроэнергию на ОДН в период с 1.10.2014 на дату вынесения судом решения, Устиновой Г.К., проживающей по <адрес>.

Определением суда от 25.07.2016 года по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены филиал ПАО «Межрегиональная сетевая компания Сибири» - «Читаэнерго», филиал ОАО «РЖД – «Трансэнерго».

В судебном заседании прокурор Цыренова Б.Ч. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Устинова Г.К. о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель ответчик АО «Читаэнергосбыт» Сурина Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на следующее. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Части 7 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям. Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил, то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация. Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

- в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом;

в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;

в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Пункт 14 Правил устанавливает, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством РФ, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, управляющая организация становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация.

Пункт 17 Правил предусматривает, что ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14-15 Правил.

Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124, при установлении в договоре ресурсоснабження условий, касающихся начала поставок коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.

До настоящего времени договор о приобретении коммунального ресурса на поставку электрической энергии между АО «Читаэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» не заключен. Соответственно, за предоставленную коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды владельцы помещений вышеуказанного дома должны производить исполнителю коммунальных услуг по электроснабжению - ресурсоснабжающей организации. В данном случае такой организацией является АО «Читаэнергосбыт», следовательно, начисление и требования платы за электрическую энергию потреблённые на индивидуальные нужды и на ОДН АО «Читаэнергосбыт» к жильцам дома по <адрес>, обоснованы и законны.

Управляющая компания становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги. Это соответствует позиции, изложенной в решении Верховного суда РФ от 13.01.2014 № АКПИ13-1116, определении Верховного суда РФ от 05.11.2015 г. № 309-КГ15-14487 по делу № А07-27765/2014.

Кроме того, истец просит суд признать действия АО «Читаэнергосбыт» не законными и обязать прекратить производить действия по начислению гражданам платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды в <адрес>. Требования затрагивают интересы всех жителей данного многоквартирного дома, а не только интересы Устиновой Г.К., которая в силу возраста не может сама обратиться в суд.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 не предусмотрено обстоятельств, которые указывают на тот факт, что при проверки либо установке общедомового прибора учёта присутствовали все жители многоквартирного дома, а в акте допуска прибора учёта в эксплуатацию обязательно были подписи всех жителей.

Кроме того, Устинова Г.К. была надлежащим образом уведомлена о дате и времени допуска ОДПУ ДД.ММ.ГГГГ, о чем в уведомлении имеется ее подпись.

Просит суд обратить внимание на то, что ООО «Теплосервис» получает лицензию № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению много квартирными домами 16.06.2015 года, а общедомовой прибор учёта установлен 23.09.2014 года, то есть до получения прав управлять МЮКД. Требования истца произвести перерасчёт начислений платы за электроэнергию на ОДН с 01.12.2014 года не обоснованы, за период с момента установления ОДПУ и до момента приобретения прав управления МЮКД ООО «Теплосервис» действия АО «Читаэнергосбыт» законны и оспариванию не подлежат.

Полагает, что действия АО «Читаэнергосбыт» по расчету и сбору денежных средств за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды с пользователей помещений многоквартирных домов, в <адрес> являются правомерными. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Филиал ОАО «РЖД» «Трансэнерго» уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие в письменном отзыве с исковыми требованиями прокурора не согласились, сославшись на следующее.

В исковом заявлении отсутствуют ссылки на доказательства и нормы права, в соответствии с которыми, прокурор полагает, что спорный прибор учета был установлен в нарушении действующего законодательства, а также была нарушена процедура допуска прибора учета в эксплуатацию. Так же отсутствует пояснения, в чем конкретно нарушаются права Устиновой Г.К. в связи с установкой и допуском прибора учета, установленного на жилом доме.

ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики является сетевойорганизацией и на территории Забайкальского края осуществляет функции попередаче электроэнергии по электросетям, находящимся в правообладанииОАО «РЖД». Услуги по передаче электроэнергии осуществляется наосновании возмездного договора оказания услуг по передаче электроэнергии,заключенного 30.11.2010 г. между ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Сибири», которое является смежной сетевой организацией и «котлодержателем» на территории Забайкальского края.

Обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию частью 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении...» возложена на собственников помещений в многоквартирных домах. Указанную обязанность собственники должны были исполнить до 01.07.2012 года. Одновременно, частью 9 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении..» с 01.07.2010 года на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, так же возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. В силу ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении...» организации, указанные в части 9 указанной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Таким образом, при реализации мероприятий по оснащению приборами учета многоквартирных домов, проводимых в рамках ФЗ «Об энергосбережении», при отсутствии добровольного исполнения своих обязанностей собственниками помещений, законодательством не предусмотрено обязательное уведомление и согласие собственников на установку приборов учета электрической энергии. Соответственно установка прибора учета сетевой организацией не носит разрешительного характера.

Под допуском прибора учета в эксплуатацию, в соответствии с п. 152 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства от 04.05.2012г. №442 (далее Правила №442), понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность).

ОАО «РЖД» с целью использования установленного прибора учета как расчетного во взаимоотношениях между сетевыми организациями (ОАО «РЖД» и ПАО «МРСК Сибири») осуществило допуск прибора учета в эксплуатацию. При этом была соблюдена процедура допуска прибора учета в эксплуатацию, предусмотренная нормами Правил №442, гарантирующему поставщику, администрации сельского поселения «<данные изъяты>» (как балансодержателю электрических сетей непосредственно присоединенных к сетям ОАО «РЖД», согласно актам разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) были направлены соответствующие уведомления о необходимости принятия участия в процедуре допуска, по результатам проверки прибора учета был составлен акт допуска, который был подписан сторонами. Подписанный сторонами акт допуска прибора учета в эксплуатацию, свидетельствует о том, что стороны знали о проведении процедуры допуска прибора в эксплуатацию, какие-либо замечания о ходе проведения процедуры допуска, проводимых замерах в акте отсутствуют, соответственно сомнения в правильности и законности проведенной процедуры у сторон не возникало.

Кроме этого в соответствии с п. 154 Правил №442 лица, не участвовавшие в процедуре допуска, вправе инициировать повторную проверку правильности допуска прибора учета. Однако до настоящего момента со стороны собственников помещения или иных лиц предложений о проведении повторной процедуры допуска не поступало.

Поскольку законодатель связывает возможность применения показаний приборов учета только с соответствием установленного прибора учета требованиям действующего законодательства (место установки, схема подключения, соответствие метрологическим характеристикам и т.д.), отсутствие уведомления непосредственно собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не может влиять на работу прибора учета и не может служить основанием признания порядка ввода прибора учета в эксплуатацию незаконным и как следствие невозможность его использования при расчетах.

Полагает, что установка и ввод в эксплуатацию прибора учета электроэнергии в <адрес> в с.<адрес> законна, обоснованна и не противоречит действующим нормативным актам, исковые требования не законны и не подлежат удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований филиал ПАО «МСК Сибири», о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном ходатайстве представитель Маркова О.Ю. просила об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как ПАО «МРСК Сибири» не является собственником внутридомовых электросетей спорного жилого многоквартирного дома и не занимается его обслуживанием. Технологическое присоединение жилого многоквартирного дома, расположенного по <адрес> осуществлено от сетей ОАО «Российские железные дороги».

Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По общему правилу, предусмотренному ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Исключением из этого правила являются положенияч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 года № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая компания в силу статей 161, 162 ЖК РФ должна предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не может осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.

В соответствии с п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания.

Из материалов дела и сторонами не оспаривается, что ООО «Теплосервис» является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, о чем свидетельствует протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Принимая во внимание изложенное выше, следует, что именно ООО «Теплосервис» с указанного периода является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования, расположенных в многоквартирном <адрес>.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ).

Факт отсутствия договора энергоснабжения между ООО «Теплосервис» и ОАО «Читаэнергосбыт», на что ссылается представитель ответчика, основанием для выставления ресурсоснабжающей организацией счетов в части оплаты электроэнергии на общедомовые нужды гражданам являться не может, поскольку положениями Жилищного кодекса РФ возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия такого договора, в связи с чем, доводы представителя ответчика в этой части не основаны на законе.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Таким образом, АО "Читаэнергосбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирного дома, расположенного по <адрес>, где проживает материальный истец, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Доводы представителя ответчика о том, что требования ст. 162 ЖК РФ при выборе управления многоквартирным домом не были соблюдены, суд находит необоснованными, так как суду предоставлены копии протокола конкурса по отбору управляющей организации, результат которого в установленного законом порядке не оспорены, не отменены и принимаются судом как достоверное доказательство.

Исковые требования о признании действий ответчика по начислению платы за электроэнергию Устиновой Г.К., потребленную ею при использовании общего имущества незаконными, прекращении в дальнейшем данного начисления платы подлежат удовлетворению.

Обсуждая доводы исковых требований о признании прибора учета потребляемой электроэнергии непригодным для расчета платежей на общедомовые нужды суд исходит из следующего.

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требует, чтобы все производимые, передаваемые, потребляемые ресурсы подлежали обязательному учету с применением приборов учета.

Общедомовым (коллективным) прибором учета (далее – ОДПУ) является средство измерения, используемое для определения объемов коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (п.2 Постановления Правительства РФ №354).

Согласно п. 5 ст. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Постановления № 491) ОДПУ как составная часть внутридомовой системы электроснабжения признается общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 5 ст. 13 указанного Закона на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, возложена обязанность до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.

Ссылки представителя ответчика на получение ООО «Теплосервис» лицензии № 124 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами только 16.06.2015 года, в связи с чем, общедомовой прибор учёта в спорном доме был установлен правомерно 23.09.2014 года, то есть до получения прав управлять МЮКД, суд находит необоснованными исходя из следующего.

Приказом Министерства энергетики РФ от 16.04.2010 №178 утверждена примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерством энергетики РФ от 7.04.2010 № 149.

Согласно пунктам 3, 4 данного приказа в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать физическое или юридическое лицо либо лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; договор заключается в простой письменной форме.

Из приведенных положений закона и нормативных актов следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены собственниками многоквартирных домов на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме; порядок и сроки действий организаций, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу, а также собственников помещений многоквартирного дома по оснащению дома ОДПУ электрической энергии строго регламентированы.

Указанные договоры по дому № по <адрес> ОАО «Читаэнергосбыт» с собственниками дома, представителями собственников дома не заключались, ответчиком суду представлены не были.

Представленная суду ответчиком в судебном заседании копия уведомления Устиновой Г.К. филиалом ОАО «РЖД» Трансэнерго Забайкальская Дирекция по энергообеспечению Борзинский Линейный отдел о допуске общедомового прибора учета, не свидетельствует о законности установления данного прибора, так как, суду не представлено доказательств, свидетельствующих о его установки, дате его установке.

Понятия "установка и допуск прибора учета", а также порядок осуществления этих действий отражены в разделе Х Основных положений.

Согласно пунктам 146, 152 под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.

Доказательств монтажа данного прибора учета суду не представлено, представлен только акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

Согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 этого же Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (п.150 Основных положений).

По смыслу приведенных норм, в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению этих домов коллективными приборами учета установка таких приборов должна быть произведена в срок до 01.07.2013 г. соответствующими ресурсоснабжающими организациями за счет собственников помещений указанных домов. При этом договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального прибора учета используемого энергетического ресурса с гражданином - собственником жилого дома, либо уполномоченным им лицом, заключается в письменной форме, заказчиком по установке общедомовых приборов учета могут являться обслуживающая организация, которая избрана собственниками на основании соответствующего решения, а также собственники многоквартирного дома.

Такой договор не заключался по данному многоквартирному дому, что не отрицалось ответчиком.

В связи с изложенным, требования искового заявления о перерасчете платы за электроэнергию на ОДН с ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными, так как на указанный период законных оснований для установки ОДПУ ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.

Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями).

Названными Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (пункт 40).

Для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды Правила устанавливают свой порядок расчета.

Из информации, представленной ОАО «Читаэнергосбыт» следует, что начисление платы по ОДН жильцам дома по <адрес>, осуществлялось на основании показаний общедомового прибора учета, установленного отделом НТЭЛ-5 Забайкальской дирекции по энергообеспечению, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

Согласно акта допуска прибора учета в эксплуатацию, Устинова Г.К. при проверке прибора учета не присутствовал, его подпись отсутствует в акте (графа «представитель собственников жилья» не подписана никем), кроме того, от имени потребителя акт подписан главой администрации сельского поселения «<данные изъяты>» ФИО4, при этом ее полномочия потребителя при составлении акта ничем не подтверждены <данные изъяты> Сведения о том, что она была уполномочена на подписание акта от имени собственников жилых помещении дома (энергопринимающих устройств), в акте также не отражены, сведений о том, что большая часть квартир данного дома находится в муниципальной собственности суду не представлено, договора с собственниками жилого помещения на установку ОДПУ не заключалось.

Таким образом, установка и допуск в эксплуатацию прибора учета, принятого во внимание энергосбытовой компанией при расчете платы за расходы по электроэнергии на общедомовые нужды жильцам дома, проведена с нарушением процедуры, что свидетельствует о незаконности как процедуры установки, так и процедуры начисления платы, доводы иска в этой части подлежат удовлетворению.

Следовательно, расчет АО «Читаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисленную Устиновой Г.К. как потребителю электрической энергии, проживающей в многоквартирном жилом доме, с учетом показаний ОДПУ, установленных с нарушением процедуры, является неправомерным; действия ответчика повлекли нарушение ее прав, а доводы представителя третьего лица в этой части суд находит несостоятельными по изложенным выше основаниям.

Поскольку суду истцом представлены доказательства о нарушении прав только Устиновой Г.К., иного субъектного состава, проживающей в данном жилом помещении, суду не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований только в отношении истца Устиновой Г.К.

Кроме того, истец просит суд прекратить на будущее производить действия по начислению платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества дома, а также признать на неопределенное время прибор учета потребленной электроэнергии непригодным для расчета платежей. Принимая во внимание, что в силу закона имеется основание для законного сбора ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг (ч.7.1 и ч. 8 ст. 155 ЖК РФ), а также законом предусмотрены определенные правила установки коммерческого прибора учета потребленной электроэнергии, суд приходит к выводу об удовлетворении требований в этой части с установлением ограничения действий данных требований определенным сроком – до устранения нарушений требований закона в этой части.

Поводом для обращения прокурора в суд с указанным иском явилось обращение Устиновой Г.К., проживающей в многоквартирном жилом доме <адрес>, который является пенсионером и в силу своего возраста самостоятельно не имеет возможности обратиться в суд с указанным иском. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в соответствии с требованиям ст. 45 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах исковое заявление, подлежит частичному удовлетворению.

В силу ст.333.19 НК РФ, ст. 103 ГПК РФ с Акционерного общества «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования удовлетворить частично.

Признать действия Акционерного общества «Читаэнергосбыт» по начислению платы Устиновой ФИО12, проживающей в многоквартирном доме по <адрес> за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества незаконными с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Акционерное общество «Читаэнергосбыт» прекратить производить действия по начислению Устиновой ФИО13, проживающей в многоквартирном доме по <адрес> платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества дома на основании показаний общедомового прибора учета, введенного в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ актом №, до устранения выявленных нарушений закона.

Признать коммерческий прибор учета потребленной электроэнергии, установленный отделом НТЭЛ-5 Забайкальской дирекции по энергообеспечению в многоквартирном доме по <адрес>, с несоблюдением процедуры его установки и ввода в эксплуатацию и использованный для начисления платы за общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ непригодным для расчета платежей на общедомовые нужды до устранения выявленных нарушений закона.

Обязать Акционерное общество «Читаэнергосбыт» в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда, произвести перерасчет начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды за электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Устиновой ФИО14, проживающей по <адрес>

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Читаэнергосбыт» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Яскина

Суд:

Краснокаменский городской суд (Забайкальский край) (подробнее)

Истцы:

Краснокаменский межрайонный прокурор (подробнее)
Устинова Г.К. (подробнее)

Ответчики:

ОАО "Читаэнергосбыт" (подробнее)

Судьи дела:

Яскина Татьяна Александровна (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ