Решение № 2А-4030/2016 2А-4030/2016~М-3823/2016 М-3823/2016 от 6 июня 2016 г. по делу № 2А-4030/2016

Ленинский районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Административное
Суть спора: 3.149 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

Дело № 2а-4030/16


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

06 июня 2016 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Гаранина Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее по тексту ИФНС по Ленинскому району г. Саратова) к Колотухину А.С. о взыскании недоимки налогу и пени,

установил:


ИФНС по Ленинскому району г. Саратова обратилось в суд с иском к Колотухину А.С., с вышеуказанными требованиями в обоснование которых указало, что истец в 2014 году являлся владельцем следующих транспортных средств:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Кроме того в собственности Колотухина А.С., имеется квартира, расположенная по адресу: <адрес>

На вышеуказанное имущество налоговым органом было произведено исчисление налога за 2014 год, о чем в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление. В предусмотренный закон срок 01 октября 2015 года налог в добровольном порядке уплачен не был, в связи с чем ответчику было направлено требование об уплате исчисленного налога и предложен срок для его добровольной уплаты, однако в добровольном порядке задолженность по налогу так и не была погашена, в связи с чем истец обратился в суд и просит взыскать с Колотухина А.С. задолженность по транспортному налогу в размере 9828 рублей 00 копеек, задолженность по налогу на имущество в размере 122 рубля 00 копеек, и пени 409 рублей 91 копейки, а всего 10359 рублей 91 копеек.

Согласно ст. 96 КАС РФ Лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.

Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

Судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд (ст. 98 КАС РФ)

Согласно ст. 99-100 КАС РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.

В случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.

В случае временного отсутствия адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение.

В случае, если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

В случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.

Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 101 КАС РФ).

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны, в соответствии со ст. 3 вышеуказанного Закона, регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правоприменительные органы, в том числе суды, в своей деятельности приравнивают место жительства к месту регистрации гражданина по правилам регистрационного учета граждан по месту жительства, поскольку помимо конституционной свободы каждого гражданина на передвижение, выбор места жительства и пребывания есть и публичная обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Данный факт говорит о том, что правоприменительные органы исходят из презумпции законопослушности граждан, предполагая, что гражданин имеет регистрацию по месту своего фактического проживания.

С учетом вышеизложенного, а также положений ст. 165.1 ГК РФ, а также того что иными сведениями о месте жительства ответчика ни истец, ни суд не располагают, возможности установления иного места жительства ответчика у суда не имеется, кроме того до предъявления иска он был направлен ответчику и получен им согласно уведомлению о вручении корреспонденции, суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика.

В связи с тем, что в судебное заседание, назначенное на 06 июня 2016 года лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (вручение извещения адресату согласно уведомлению о вручении почтовой корреспонденции), их явка не является обязательной и не признана судом обязательной, дело рассмотрено судом по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола (часть 7 статьи 150 КАС РФ).

В силу положений ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 ФЗ от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ)

В соответствии с Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 1 закона).

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната и другие объекты (ст. 2 закона).

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (статья 3 закона).

Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор в следующих пределах:

до 300000 рублей (включительно) - до 0,1 процента (включительно);

свыше 300000 рублей до 50000 рублей (включительно) – свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно);

свыше 50000 рублей – свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно).

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 5 закона).

Согласно решению Саратовской городской Думы от 22 ноября 2001 года № 14-111 «Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц» с 1 января 2002 года установлены ставки налогов на имущество физических лиц в следующих размерах:

На строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования:

до 300000 рублей (включительно – 0,1 процента;

свыше 300000 рублей до 50000 рублей (включительно) – 0,2 процента (включительно);

свыше 50000 рублей – 0,5 процента (включительно).

Судом установлено что в период 2014 года в собственности у Колотухина А.С. находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес> инвентарная стоимость которой составляет 610173 рублей 00 копеек.

Расчет налога в отношении квартиры истцом произведен правильно в размере 122 рублей 00 копеек и правильно применена налоговая ставка 0,1% от инвентаризационной стоимости с учетом доли в праве.

Кроме того судом установлено, что в течение 2014 года Колотухин А.С. являлся собственником следующих транспортных средств:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ устанавливает, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» и НК РФ установлен и введен в действие на территории Саратовской области транспортный налог, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками физическими лицами - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 3.1 закона в редакции от 03.03.2014 N 28-ЗСО)

Таким образом, транспортный налог за 2013 и 2014 год, в отношении вышеуказанного имущества ответчиком должен быть уплачен в срок до 01 октября 2015 года.

Расчет налога в отношении вышеуказанных транспортных средств истцом произведен правильно в размере и правильно применены соответствующие налоговые ставки в зависимости о мощности двигателя в соответствии со ст. 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

Из п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из содержания ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Федеральным законом от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ в часть вторую НК РФ и Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество физических лиц - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Учитывая, что ФЗ от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации - 02.12.2013, а также что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам является календарный год, нормы по изменению сроков уплаты налогов для физических лиц вступят в силу 1 января 2015 года.

Таким образом, обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 года, т.е. при исчислении налоговыми органами имущественных налогов за 2014 год и последующие годы (Письмо ФНС России от 07.12.2015 N БС-3-11/4639@)

Налоговое уведомление с указанием размера начисленного налога на имущество физических лиц и транспортного налога направлено в адрес ответчика 26 мая 2015 года, согласно которому налогоплательщику предлагалось в срок до 01 октября 2015 года уплатить налог на имущество за 2014 год.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога от 08 октября 2015 года было направлено ответчику 20 октября 2015 года, т.е. в предусмотренный законом срок.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ)

Согласно требованию ответчику предлагалось произвести уплату налога добровольно в срок до 20 ноября 2015 года, чего ответчиком произведено не было.

В силу положений ст. 48 НК РФ (действующей в редакции на момент возникших правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств и норм права следует, что исковые требования подлежат удовлетворению, в связи с чем с Колотухина А.С. подлежит взысканию задолженность по оплате налога за 2014 год в размере 9950 рублей 00 копеек.

Что касается требований истца о взыскании пени, то суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Истцом заявлено требование о взыскании пени за несвоевременную уплату налога за 2014 года за период с 02 октября 2015 года по 08 октября 2015 год, которая подлежит исчислению в следующем порядке:

122 рублей х 8,25% х 7 дней просрочки : 300 = 00 рубля 23 копеек (пени по транспортному налогу)

9828 рублей х 8,25% х 7 дней просрочки : 300 = 18 рублей 91 копеек (пени по налогу на имущество).

Неустойка в указанном размере и подлежит взысканию с ответчика.

Что касается взыскание пени за иные периоды, то документов подтверждающих за какой период возникла недоимка в каком размере и были ли соблюдены требование налогового законодательства по досудебному порядку ее взыскания суду не представлено, в связи с чем оснований для ее взыскания судом также не усматривается.

В силу положений ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Исходя из размера взысканной суммы задолженности по обязательным платежам с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая с учетом статьи 333.19 НК РФ составляет 400 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 293-294 КАС РФ, суд,

решил:


исковые требования иску инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова к Колотухину А.С. о взыскании недоимки налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Колотухина А.С. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы России задолженность по транспортному налогу в размере в размере 9828 рублей 00 копеек, пени за период с 02 октября 2015 года по 08 октября 2015 года в размере 18 рублей 91 копеек, задолженность по налогу на имущество физических лиц 122 рублей 00 копеек, пени за период с 02 октября 2015 года по 08 октября 2015 года в размере 0 рублей 23 копеек, а всего 9950 (девять тысяч девятьсот пятьдесят) рублей 14 копеек.

В удовлетворении остальных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова к Колотухину А.С. о взыскании пени отказать.

Взыскать с Колотухина А.С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Саратова в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья

Суд:

Ленинский районный суд г. Саратова (Саратовская область) (подробнее)

Истцы:

ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова (подробнее)

Ответчики:

Колотухин А.С. (подробнее)

Судьи дела:

Гаранина Е.В. (судья) (подробнее)