Решение № 2-1939/2015 2-1939/2015~М-1962/2015 М-1962/2015 от 10 ноября 2015 г. по делу № 2-1939/2015

Шпаковский районный суд (Ставропольский край) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

Дело № 2-1939/2015

мотивированное


решение
суда

изготовлено

10 ноября 2015 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Михайловск 05 ноября 2015 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.

с участием зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края Стукалова Р.С.

при секретаре Мирошниченко С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску заместителя прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:


Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (далее по тексту – администрация МО Темнолесского сельсовета) об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения, в порядке ст. 225 ГК РФ.

Согласно информации главы администрации Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, гидротехническое сооружение, расположенное в ... км северо-восточнее <адрес> является бесхозяйным.

При этом органом местного самоуправления администрацией Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края мер к постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 ГК РФ не принято.

Проверкой установлено, что, несмотря на существующую угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в виду отсутствия собственника гидротехнического сооружения, вопреки вышеуказанным требованиям законодательства, устанавливающим обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в минимизации проявлений терроризма, администрацией муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района не принимаются меры по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке указанного гидротехнического сооружения на баланс муниципального образования.

Бездействие администрации Темнолесского сельсовета Шпаковского района создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

В целях реального исполнения исковых требований, в части срока обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Шпаковскому района, а также формирования бюджетных средств для указанных целей, срок для исполнения исковых требований необходимо установить в размере 1 года.

Просит возложить на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обязанность обратиться в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Шпаковскому району с заявлением о принятии на учет в муниципальную собственность как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение, расположенное в ... км северо-восточнее <адрес> в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 (л.д. 3-5).

В ходе рассмотрения дела заместителем прокурора Шпаковского района Ставропольского края уточнены исковые требования, согласно которых, просит возложить на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обязанность обратиться в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Шпаковскому района с заявлением о принятии на учет в муниципальную собственность как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение пруда № 2 в ... км северо-восточнее от <адрес> в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 (л.д. 34-36).

В судебном заседании зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края Стукалов Р.С. поддержал требования, изложенные в исковом и уточненном исковом заявлениях, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Темнолесского сельсовета, извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах своей неявки не сообщили, и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации МО Темнолесского сельсовета в порядке заочного производства.

08.09.2015 года в адрес суда поступили возражения администрации МО Темнолесского сельсовета, согласно которым возражают против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что гидротехническое сооружение пруда № 2 в ... км северо-восточнее <адрес> расположено на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью ... га. Земельный участок с кадастровым номером № входит в общую площадь вышеуказанного земельного участка, принадлежащего на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права № М.С.А. Основное функциональное назначение ГТС пруда № 2 – нужды сельского хозяйства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды входят в состав водоемов и относятся к поверхностным водным объектам. Следовательно, вышеуказанное ГТС пруд является водным объектом.

Согласно ч. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

В соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следуя ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, то земельный участок с кадастровым номером 26:11:101101:43 в границах которого расположено вышеуказанное ГТС пруд является собственностью юридического лица и обязание администрации МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края принять ГТС пруд в 2,8 км северо-восточнее х.Веселый Шпаковского района Ставропольского края в муниципальную собственность как бесхозяйное недвижимое имущество является незаконным.

Просят в удовлетворении иска отказать.

Представитель Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований сообщили, что иск прокурора поддерживают, так как бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Эти сооружения требуют освидетельствования для оценки их технического состояния и обоснованного решения по выводу их из эксплуатации (ликвидации), либо определения перечня мероприятий, выполнение которых позволит безопасно эксплуатировать их в будущем. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

09.09.2015 года судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (л.д. 31-оборот).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав зам. прокурора Шпаковского района Ставропольского края, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статей 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктами 8, 23 и 31 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», которым принято положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относит - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения в порядке ст. 225 ГК РФ.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО Темнолесского сельсовета, гидротехническое сооружение пруда № 2, расположенное в ... км. северо-восточнее <адрес> на земельном участке, принадлежащем на праве собственности М.С.А.., работоспособное, используется для поения животных, является бесхозяйным (л.д. 7-8).

Из копии акта о техническом состоянии гидротехнических сооружений, расположенных на территории ст.Темнолесской Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническое состояние ГТС пруда № 2 в ... км. северо-восточнее от <адрес> оценивается как работоспособное, основными причинами выявленных дефектов являются: воздействие водной среды на верховой откос водопроводного сооружения; отсутствие текущих и капитальных ремонтов сооружения. Наблюдается подсадка гребня, верховой откос водопроводного сооружения подмыт и обрывист. Собственника ГТС пруда № 2 в ... км. северо-восточнее от <адрес> установить не удалось (л.д. 12).

Таким образом, из представленных документов следует, что право собственности на указанное гидротехническое сооружение пруда № 2, расположенное в ... км. северо-восточнее от <адрес> в собственность М.С.А. не передавалось.

При этом органом местного самоуправления администрацией МО Темнолесского сельсовета мер к постановке бесхозяйных недвижимых вещей на учет, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 225 ГК РФ, не принято.

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения нарушает ст.9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в которой установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

Доводы ответчика относительно нахождения земельного участка, на котором расположено ГТС, в собственности у другого лица не опровергают обстоятельств по делу и не влечет освобождение органов местного самоуправления от обязательств по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по принятию на учёт объектов бесхозного недвижимого имущества.

В целях реального исполнения исковых требований, в части срока обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Шпаковскому району, а также формирования бюджетных средств для указанных целей, срок для исполнения исковых требований необходимо установить в размере 1 года.

Руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования заместителя прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края об обязании постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения – удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края обязанность обратиться в течение одного года после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Шпаковскому района с заявлением о принятии на учет в муниципальную собственность как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение пруда № 2 в ... км северо-восточнее от <адрес> в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580.

Ответчик в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда. Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Евтухова Т.С.

Суд:

Шпаковский районный суд (Ставропольский край) (подробнее)

Истцы:

Заместитель прокурора Шпаковского района Глазков Ю.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района СК (подробнее)

Судьи дела:

Евтухова Т.С. (судья) (подробнее)