Решение № 2-3353/2016 2-3353/2016~М-2500/2016 М-2500/2016 от 16 мая 2016 г. по делу № 2-3353/2016

Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан) - Гражданское
Суть спора: 2.084 - Социальные споры -> Иные социальные споры

Дело №


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Адзиева М.М., при секретаре Сулейманове М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело иску:

Айгубов Д.М. к Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,

Установил:


Айгубов Т.М. через своего представителя по доверенности Гаджиева Д.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" и с учетом уточнения иска просил обязать администрацию городского округа с внутригородским делением "городМахачкала" предоставить ему благоустроенное применительно к условиям <адрес> жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Заявление мотивированно тем, что он является сиротой и состоит на учете в Администрации <адрес> для предоставления жилой площади по договору социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Администрацию <адрес>, с просьбой предоставить ему жилье, но ему отказали, сославшись на то, что он будет обеспечен жильем, согласно установленной очереди, тем самым нарушив его права.

В судебном заседании представитель истца Гаджиев Д.М. исковые требования поддержал, по указанным основаниям и просил обязать Администрацию г. Махачкала предоставить Айгубову Т.М. как ребенку – сироте, оставшемуся без попечения родителей жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Представитель Администрации <адрес> по доверенности Гаджимагомедов Г.М. пояснил, что Айгубов Т.М. принят на учет с ДД.ММ.ГГГГ и ему будет предоставлено жилье в порядке очередности по списку "детей сирот и детей оставшихся без попечении родителей" по мере финансирования.

Согласно письму главного специалиста Управления по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., которое истец приложил к исковому заявлению, он состоит в списке очередности детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ и значится за №.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье40Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи25,40Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством

этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с изменениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует списокдетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставлениедетям-сиротамидетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержкедетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживанияребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в списокдетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончании срока пребыванияребенкав образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержкедетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержкедетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование спискадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации спискадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списковдетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильемдетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениямидетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числадетей-сиротидетей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В целях решения проблемы обеспечения жильем указанной категории детей в <адрес> приняты следующие нормативные правовые акты: Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О наделении органов, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 161 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан", постановление Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 408 "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с данными нормативными правовыми актами государственные полномочия Республики Дагестан по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан. Решение жилищных проблем указанной категории граждан осуществляется путем предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Из материалов, представленных в суд, в т.ч. жилищного дела Айгубова Т.М. следует, что Айгубов Т.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его мать является инвалидом 2 гр., 3 степени, не трудоспособна. Исходя из интересов ребенка, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. ему был назначен опекун Айгубова А.З..

Согласно справке БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ Айгубов Т.М. объекта недвижимости на праве собственности не имеет, и также не является владельцем жилого помещения по договору социального найма. Зарегистрирован Айгубов Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>.

Согласно жилищного дела и письма № от ДД.ММ.ГГГГ Управления по жилищным вопросам Администрации <адрес>, Айгубов Т.М. поставлен на учет и состоит в списках очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. значится под №.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось стороной ответчика, что жилых помещений в собственности или по договору социального найма Айгубов Т.М. не имеет.

Судом установлено, что до настоящего времени Айгубов Т.М. специализированным жилым помещением не обеспечен.

Представителем ответчика нуждаемость истца в жилом помещении не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Айгубов Т.М. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.

Доводы ответчика, что предоставление жилого помещения Айгубову Т.М. повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений, суд считает необоснованными.

Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни нормами Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности.

Положениями раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив, ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиком норм правовых актов обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию <адрес> предоставить Айгубову Т.М. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:


Иск Айгубов Д.М. к Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением "городМахачкала" предоставить Айгубов Д.М. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Адзиев М.М.

Суд:

Советский районный суд г. Махачкалы (Республика Дагестан) (подробнее)

Истцы:

Айгубов Д.М. (подробнее)

Ответчики:

Администрация г.Махачкалы (подробнее)

Судьи дела:

Адзиев Михраб Магомедович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По социальной защите
Судебная практика по применению норм ст. 98, 98.1 ЖК РФ