Решение № 2-419/2012 2-419/2012~М-381/2012 М-381/2012 от 21 марта 2012 г. по делу № 2-419/2012

Михайловский районный суд (Волгоградская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

Дело № 2-419\2012


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2012 г.

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Шевляковой Н.В., при секретаре Ермаковой Ю.В.,

с участием представителя истца Шалыгина В.В. - Шибитова И.В., представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Тимошенко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Михайловке Волгоградской области гражданское дело по иску Шалыгина Владимира Владимировича к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления и не размещении сведений на официальном сайте ответчика незаконными, понуждении к предоставлению запрашиваемой информации, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:


Шалыгин В.В. обратился с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления и не размещении сведений на официальном сайте ответчика незаконными, понуждении к предоставлению запрашиваемой информации, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал, что Дата он направил запрос в администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области с целью получения копии акта о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» за Дата Дата он получил ответ об отказе в представлении запрашиваемой информации. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Кроме того информация о результатах проверки не была опубликована на официальном сайте ответчика.

Шалыгин В.В. просит суд признать незаконным и нарушающим его права отказ ответчика в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления от Дата Номер, обязать ответчика предоставить ему данную информацию, признать не размещение сведений о проведении проверки в отношении МУ «Михайловский спортивный комплекс» на официальном сайте администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области нарушающим его право на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления. Обязать ответчика опубликовать данные сведения на официальном сайте, взыскать с администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области компенсацию морального вреда ... рублей, судебные расходы ... рублей.

В судебное заседание истец Шалыгин В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, доверил представлять свои интересы ФИО5

В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал в части признания незаконным отказа в предоставлении информации, понуждении ответчика к предоставлению информации и признании противоправным не размещения сведений о проверке МУ «Михайловский спортивный комплекс», компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов. На удовлетворении требований о понуждении к размещению информации о результатах проверки на официальном сайте ответчика не настаивал, поскольку информация размещена. Подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Тимошенко С.А. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме, указал, что сведения о результатах проверки МУ «Михайловский спортивный комплекс» за Дата на официальном сайте размещены Дата после получения представления прокурора, с результатами проверки истец имеет возможность ознакомиться посредством сети Интернет, акт проверки содержит сведения о персональных данных работников, в том числе их фамилии и инициалы, размер заработной платы. Если из акта исключить данные сведения он не будет нести смысловой нагрузки, ввиду чего истцу и было отказано в его предоставлении.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные доказательства, суд считает требования Шалыгина В.В. подлежащими частичному удовлетворению.

Из заявления истца Шалыгина В.В. следует, что, являясь главным редактором газеты «Ваша альтернатива», Дата он направил запрос в администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области с целью получения копии акта о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» за Дата Однако, в надлежащем виде ответ запрашиваемых сведений он не получил.

Из ответа на запрос Шалыгина В.В., данного администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области от Дата Номер следует, что на вопрос, поставленный в запросе от Дата, ранее направлялся ответ от Дата исх. Номер. На основании Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в предоставлении информации отказано (л.д. 12).

Согласно копии приказа Номер от Дата главным редактором газеты «Ваша альтернатива» назначен Шалыгин В.В.

Газета «Ваша альтернатива» зарегистрирована в установленном порядке и имеет свой Устав, в котором указано, что ее учредителем является Шалыгин В.В. (п. 1.2).

Обосновывая свое право направлять запросы в органы местного самоуправления с целью получения сведений об их деятельности, истец ссылается на Конституцию РФ, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Так ст. 19 Конституции РФ указывает, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 8 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривает следующие права пользователя информации:

1) получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) отказаться от получения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

3) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен;

4) обжаловать в установленном порядке акты и (или) действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и установленный порядок его реализации;

5) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В статье 39 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" указано, что редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Как отмечено в п. 15 Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при разрешении дел, касающихся сбора информации, необходимо иметь в виду, что выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (например, частью 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", пунктом "б" статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военном положении").

Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Между тем судам следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно части 6 статьи 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что редактор газеты «Ваша альтернатива» путем направления запроса в орган местного самоуправления - администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области реализовал свои права на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления.

Из содержания ответа на ранее направленный запрос Шалыгиным В.В. от Дата Номер, направленный в его адрес администрацией городского округа город Михайловка Волгоградской области Дата, следует, что в соответствии со ст. 3 и ч. 1, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставить запрашиваемый материал в полном объеме не представляется возможным, т.к. копия акта о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» и ответ правоохранительных органов о результатах проверки содержат персональные данные.

Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» предусмотрено, что обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных.

Вместе с тем в силу данной статьи, такого согласия не требуется в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

Из копии акта проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности и использования муниципального имущества МУ «Михайловский спортивный комплекс» от Дата следует, что обнаружены нарушения, в том числе, по вопросам выдачи и списания материальных ценностей, начислений заработной платы, учета оказания платных услуг, использования муниципального имущества. В акте так же содержатся фамилии и инициалы работников с указанием размера их заработной платы, что подтверждает доводы ответчика в части наличия персональных данных.

Между тем, доводы ответчика о том, что при исключении персональных данных из акта проверки он полностью лишается смысла нельзя признать обоснованными, поскольку данный документ содержит и иные сведения, в том числе о допущенных нарушениях.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ответ на запрос истца, сделанный администрацией городского округа город Михайловка от Дата Номер со ссылкой на ответ от Дата Номер является незаконным, т.е. нарушающим права Шалыгина В.В. на получение в установленный срок достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления, поскольку и ответ от Дата Номер не содержал информации (за исключением персональных данных), предоставление которой требовал истец.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.

Как указано в судебном заседании представителем ответчика и подтверждено распечаткой с официального сайта администрации городского округа город Михайловка от Дата, информация о результатах проверки МУ «Михайловский спортивный комплекс» размещена в сети «Интернет» Дата, т.е. спустя более одного года после ее проведения.

Статьей 14 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" указано, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (п. 7). При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (п. 8).

Между тем, Положением об официальном сайте городского округа город Михайловка и Регламентом предоставления информации для размещения на официальном сайте городского округа город Михайловка, не предусмотрена периодичность размещения информации о результате проверок муниципальных учреждений.

Анализ изложенных доказательств, путем сопоставления их с нормами действующего законодательства свидетельствует о том, что не размещение сведений о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» на официальном сайте ответчика свидетельствует о нарушении прав Шалыгина В.В. на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Однако, суд считает не состоятельными доводы истца о том, что в обязанность администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области входит предоставить ему акт проверки финансово-хозяйственной деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» за исключением информации, отнесенной к ограниченному доступу, поскольку сведения о результатах проверки размещены на официальном сайте ответчика, что соответствует ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в соответствии с которой доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

При изложенных обстоятельствах требования Шалыгина В.В. о понуждении ответчика к предоставлению ему акта проверки деятельности МУ «Михайловский спортивный комплекс» удовлетворению не подлежат, т.к. он имеет возможность ознакомиться с результатами проверки на официальном сайте ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1069 ГК РФ указывает, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку Шалыгин В.В. обращался в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении информации как главный редактор газеты, т.е. ввиду служебной деятельности, доказательств причинения ему морального вреда не предоставлением запрашиваемой информации им не представлено, его требования в части взыскания компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании истец не настаивал на удовлетворении требований о понуждении ответчика к размещению на официальном сайте администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области информации о проведенной проверке в отношении МУ «Михайловский спортивный комплекс» в следствии их добровольного удовлетворения, на основании чего в данной части иска необходимо отказать.

Истцом понесены судебные расходы в размере ... рублей.

С учетом положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, к которым отнесены расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителя (по правилам ст.ст. 88, 94 ГПК РФ), в случае частичного удовлетворения иска истцу присуждаются пропорционально удовлетворенным требованиям. Принимая во внимание так же положения ст. 100 ГПК РФ о разумности пределов расходов по оплате услуг представителя, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет оплаты госпошлины - ... рублей и услуг представителя - ... рублей.

В удовлетворении остальной части требований Шалыгину В.В. о взыскании судебных расходов в большей сумме, необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. cт. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования Шалыгина Владимира Владимировича к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о признании отказа в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления и не размещении сведений на официальном сайте ответчика незаконными, понуждении к предоставлению запрашиваемой информации, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворить частично.

Признать отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления от Дата Номер незаконным, нарушающим право Шалыгина Владимира Владимировича на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Признать не размещение сведений о проведении проверки в отношении МУ «Михайловский спортивный комплекс» на официальном сайте ответчика, нарушающим право Шалыгина Владимира Владимировича на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Взыскать с администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в пользу Шалыгина Владимира Владимировича судебные расходы в размере 8 100 (восемь тысяч сто) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Шалыгину Владимиру Владимировичу отказать.

Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме принято 22 марта 2012 г.

Судья: Шевлякова Н.В.

Суд:

Михайловский районный суд (Волгоградская область) (подробнее)

Истцы:

Шалыгин В.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация городского округа г. Михайловка Волгоградской области (подробнее)

Судьи дела:

Шевлякова Н.В. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда
Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Ответственность за причинение вреда, залив квартиры
Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ