Решение № 2А-2446/2016 2А-2446/2016~М-1997/2016 М-1997/2016 от 4 мая 2016 г. по делу № 2А-2446/2016

Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область) - Гражданское
Суть спора: (адм.) об оспаривании решений, действий (бездействия) - органов государственной власти, органов местного самоуправления


Решение


Именем Российской Федерации

04 мая 2016 года г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,

при секретаре Веселовой Ю.В.,

с участием представителя административного истца Костецкой Н.В. по доверенности Цыгановской Т.В.,

представителя административного ответчика комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Животиковой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костецкой Н. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г.Саратова, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, об устранении нарушений прав собственника жилого помещения, о понуждении к формированию земельного участка и совершении действий, направленных на проведение го государственного кадастрового учета,

установил:


Костецкая Н.В. обратилась в суд иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, об устранении нарушений прав собственника жилого помещения, о понуждении к формированию земельного участка и совершении действий, направленных на проведение го государственного кадастрового учета. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 55,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, г. Саратов, <адрес> соответственно собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова. Однако до настоящего времени юридическое оформление ее права на земельный участок не осуществлено, поскольку переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

С целью юридического закрепления своих прав, Костецкая Н.В. неоднократно обращалась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» и ее структурные подразделения в устной форме с вопросом о формировании земельного участка. Однако до настоящего времени каких-либо мер по формированию земельного участка и осуществлению его государственного кадастрового учета органом местного самоуправления не принято.

Костецкая Н.В. считает, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <№> по <адрес> г.Саратова, нарушает ее права, как собственника жилого помещения в указанном выше многоквартирном доме, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть, пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектом, входящих в состав общего имущества в таком доме. Но в результате того, что земельный участок не сформирован, Костецкая Н.В. не имеет такой возможности, поскольку до настоящего времени границы и размер земельного участка не определены. Считает, что она, как законный владелец жилого помещения в многоквартирном доме и земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес> г. Саратова, в силу статьи 305 ГК РФ имеет право требовать устранения всяких нарушений ее прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка, в связи чем, вынуждена обратиться в суд и заявила требование о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом города Саратова и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии мер по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова и проведению его государственного кадастрового учета, незаконным, нарушающим нрава и законные интересы Костецкой Н. В., являющейся собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> г. Саратова, обязании администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом города Саратова и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить нарушении прав и законных интересов Костецкой Н.В., являющейся собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> г.Саратова, сформировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом <№> по <адрес> г.Саратова, а также совершить все необходимые и достаточные действии для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова, предоставив все необходимые для проведения государственного кадастрового учета документы в орган кадастрового учета в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание Костецкая Н.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Цыгановскую Т.В., которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и привела доводы, аналогичные, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Животикова Ю.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав об отсутствии нарушения прав Костецкой Н.В. и рассмотрении ее заявления при утверждении ведомственной целевой программы на 2017 год по формированию земельных участков под многоквартирными домами на территории муниципального образования «Город Саратов».

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г.Саратова в судебное заседание не явились, о времени и мете рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили.

В материалах дела имеются письменные возражения администрации муниципального образования «Город Саратов», согласно которым постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата><№> утверждена ведомственная целевая программа «Формирование земельных участков, расположенных на территории, муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год». В 2016 году в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований муниципального образования «Город Саратов» проведение программных мероприятий по подготовке проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный <адрес>, не предусмотрено. Возможность включения испрашиваемого земельного участка в ведомственную целевую программу «Формирование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год» буде рассмотрена путем проведения программных мероприятий, которые зависят от лимита бюджетных ассигнований с учетом принципа равномерности проведения работ и охватом всех муниципальных районов. Учитывая, факт наличия ведомственной программы, включение в нее ежегодно порядка 400 земельных участков, подлежащих формированию, указывает на отсутствие бездействия органа местного самоуправления, в связи с чем, в удовлетворении заявления просила отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» <адрес>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.1ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что Костецкая Н.В. является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 55,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, г. Саратов, <адрес>, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от <Дата>

По сообщению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по <адрес> земельный участок при указанном многоквартирном доме не сформирован и сведения о нем в ГКН отсутствуют.

Истец Костецкая Н.В. <Дата> обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов», в комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с соответствующим письменным заявлением о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова, и проведении его государственного кадастрового учета.

На ее заявление из администрации муниципального образования «Город Саратов» был получен ответ (исх. <№>К от <Дата>), согласно которому земельный участок, площадью 4739 кв.м., занимаемый многоквартирным домом <№> по <адрес> г. Саратов, сформирован с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> На данном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов. Граница земельного участка не установлена. В соответствии с постановлением администрации города Саратова от <Дата><№> земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, описание местоположения: г. Саратов, <данные изъяты> и <адрес>, разрешенное использование: «для жилых домов ЖКО Саратовской ТЭЦ-2 пл. <адрес>» находится в постоянном (бессрочном) пользовании АООТ «Саратовэнерго». Формирование земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, <данные изъяты><адрес>, занимаемого многоквартирным домом, возможно в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> при условии прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичный ответ истцом был получен из комитета по управлению имуществом города Саратова и комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

Вместе с тем, как следует из ответа ПАО «Саратовэнерго», на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата><№> ПАО «Саратовэнерго» прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 35 691 кв.м., расположенного по адресу: г.Саратов, <данные изъяты> и <адрес> г. Саратова.

Кроме того, при ответе на ее обращение также указывалось, что в соответствии с порядком, установленным статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков, расположенных в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории и в 2016 году в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований муниципального образования «Город Саратов» проведение программных мероприятий по подготовке проекта межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный <адрес>, не предусмотрено.

<Дата> Костецкая Н.В. повторно обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом города Саратова, комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с соответствующим письменным заявлением о формировании земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова, и проведении его государственного кадастрового учета.

На указанное заявление из администрации муниципального образования «Город Саратов» Костецкой Н.В. получен ответ, в котором указано, что возможность включения испрашиваемого земельного участка в ведомственную целевую программу «Формирование земельных участков под многоквартирными домами на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2017 год будет рассмотрена путем проведения программных мероприятий, которые зависят от лимита бюджетных ассигнований с учетом принципа равномерности проведения работ и охватом всех муниципальных районов».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что какие-либо конкретные действия по заявлению Костецкой Н.В. по формированию земельного участка и проведению его кадастрового учета администрацией муниципального образований «Город Саратов», комитетом по управлению имуществом города Саратова, комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» не совершаются.

Доказательств того, что формирование спорного земельного участка будет предусмотрено Программой, утвержденной на 2017 гг., суду также представлено не было.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Действующее законодательство связывает бесплатную передачу в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным жилым домом с моментом формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В соответствии с ч.ч.1-5 ст. 16 Федерального закона от <Дата>. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Конституционного Суда РФ от <Дата> N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан <данные изъяты> часть 3 статьи 16 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от <Дата> N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В постановлении Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Закреплением в числе основ конституционного строя Российской Федерации многообразия форм собственности на землю (статья 9 Конституции Российской Федерации) обусловливается разграничение прежде единой государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, которое в качестве принципа закреплено в Земельном кодексе Российской Федерации и правовые основы и порядок которого устанавливаются федеральным законом.

Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от <Дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).

Между тем - исходя из публично-правовой природы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обусловленной публичным характером материально-финансовых основ государственных и муниципальных образований (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> N 1312-О-О), - формирование бюджета муниципального образования должно производиться в первую очередь путем использования механизмов публичного (в том числе налогового) законодательства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <Дата> N 10-П, расходы публичной власти на осуществление ее конституционных функций покрываются прежде всего за счет такой необходимой составной части бюджета, как налоги и сборы, а также за счет внебюджетных средств, имеющих публично-целевое назначение.

В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом.

Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Анализ приведенного выше законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что с переходом к истцу права собственности на жилое помещение к ней перешло право собственности и на соответствующую часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и возникло право на устранение нарушений ее прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Так, согласно ст. 216 ГК РФ вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <Дата> N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).

Обращение Костецкой Н.В. с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Законодатель не связывает процесс формирования участков с разработкой целевой программы, а прямо указывает на обязанность осуществления органами местного самоуправления формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, и проведения его кадастрового учета на основании индивидуальных обращений собственников помещений в таком доме в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст.2 Федерального закона от <Дата>. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Частью 1 ст. 22 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от <Дата><№> «Об Уставе города Саратова» (с последующими изменениями и дополнениями), закреплено, что структуру органов местного самоуправления города составляют: Саратовская городская Дума - представительный орган; глава муниципального образования «Город Саратов», исполняющий полномочия председателя городской Думы; администрация муниципального образования «Город Саратов» - исполнительно- распорядительный орган; контрольно-счетная палата -контрольный орган.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава муниципального образования «Город Саратов» администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от <Дата>. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Таким образом, обязанность по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <№> по <адрес> г. Саратов, должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Город Саратов», как орган местного самоуправления. Решением Саратовской городской Думы от <Дата><№> Комитет по управлению имуществом города Саратова реорганизован путем присоединения к нему комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Согласно п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова (приложение к вышеуказанному решению Саратовской городской Думы от <Дата>. <№> (ред. от <Дата>.) комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.

Комитет по управлению имуществом города Саратова представляет интересы муниципального образования «Город Саратов» в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, получает сведения о земельных участках, находящихся в границах муниципального образования «Город Саратов» из Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; готовит, подает и получает документы, содержащие необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения; получает свидетельства о государственной регистрации права, в том числе для регистрации прав муниципального образования «Город Саратов» на земельные участки, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством и решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Таким образом, Комитет по управлению имуществом города Саратова, как структурное подразделение администрации муниципального образования «Город Саратов», также обязан исполнить возложенную на орган местного самоуправления обязанность по формированию вышеуказанного земельного участка.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (приложение к решению Саратовской городской Думы от <Дата><№> (ред. от <Дата>.) «О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительству и управления капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов»), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образовании «Город Саратов» является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства, в числе прочего, обладает следующими полномочиями: подготавливает проекты планировки и (или) проекты межевания территорий муниципального образования «Город Саратов»; осуществляет проверку подготовленных на основании постановлений администрации муниципального образования «Город Саратов» проектов планировки и (или) проектов межевания территорий муниципального образования.

Бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по заявлению Костецкой Н.В. и формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом 51 по <адрес> г. Саратова нарушает ее права как собственника жилого помещения в указанном выше многоквартирном доме, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом у собственников помещений возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть, пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектом, входящих в состав общего имущества в таком доме. Но в результате того, что земельный участок не сформирован, истец Костецкая Н.В. лишена такой возможности, поскольку до настоящего времени границы и размер земельного участка под многоквартирным домом не определены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований Костецкой Н.В. и возложении на ответчиков обязанности по формированию земельного участка и проведению всех необходимых действий, связанных с его постановкой на государственный кадастровый учет.

В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.

Обсуждая довод представителя ответчика о разумности заявленного истцом срока выполнения работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет, суд исходит из того обстоятельства, что первое обращение истца о формировании земельного участка последовало <Дата> и не выполнено до настоящего времени, срок предложенный истцом в 3 месяца, с момента вступления решения суда в законную силу является разумным и позволит ответчикам выполнить работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом <№> по <адрес> г. Саратов.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом города Саратова и Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии мер по формированию земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова и проведению его государственного кадастрового учета, незаконным, нарушающим нрава и законные интересы Костецкой Н. В., являющейся собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> г. Саратова.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом города Саратова и Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» устранить нарушении прав и законных интересов Костецкой Н. В., являющейся собственником жилого помещения - <адрес> многоквартирном <адрес> г.Саратова, сформировать земельный участок, занимаемый многоквартирным домом <№> по <адрес> г.Саратова, а также совершить все необходимые и достаточные действии для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом <№> по <адрес> г.Саратова, предоставив все необходимые для проведения государственного кадастрового учета документы в орган кадастрового учета в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Галицкая

Суд:

Заводской районный суд г. Саратова (Саратовская область) (подробнее)

Истцы:

Костецкая Н.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация МО Город Саратов (подробнее)
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и Капитальному строительству (подробнее)
Комитет по управлению имуществом (подробнее)

Иные лица:

ПАО Саратовэнерго (подробнее)
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (подробнее)
ФГБУ Федеральная кадастровая палата (подробнее)
Цыгановская Т.В. (подробнее)

Судьи дела:

Галицкая Елена Юрьевна (судья) (подробнее)