Постановление № 5-61/2016 от 4 апреля 2016 г. по делу № 5-61/2016


Дело № 5-61


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

«04» апреля 2016 года город Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Крыжановской Т.В.,

при секретаре судебного заседания Антошиной Е.Н.,

с участием

представителя юридического лица, в

отношении которого ведется производство

по делу об административном правонарушении,

ГБУЗ «Брянская ЦРБ» Шевердина А.В.,

представителя Федеральной службы по

надзору в сфере здравоохранения Рябишина М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГБУЗ «Брянская ЦРБ», <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:


В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была осуществлена плановая выездная проверка деятельности ГБУЗ «Брянская ЦРБ» по адресу: <адрес>, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленная департаментом здравоохранения Брянской области, в рамках которой осуществляется высокотехнологическая помощь по акушерству и гинекологии. В результате данной проверки были выявлены нарушения ст. 90 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 года «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», лицензионных требований согласно п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года, выразившиеся в непредставлении календарных планов-графиков заседаний врачебной комиссии на 2014-2016 года в части соблюдения периодичности проведения заседаний врачебной комиссии – не реже одного раза в неделю; неоформлении заключений врачебной комиссии; непредставлении журналов заседаний врачебной комиссии, учета решений врачебной комиссии; невнесение в медицинскую документацию пациента решений заседаний врачебной комиссии с их обоснованием; отсутствие в медицинской организации ежеквартальных, полугодовых аналитических отчетов по результатам проведения внутреннего контроля, протоколы заседаний врачебной комиссии по анализу итогов внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (не рассматриваются вопросы качества, обоснованности назначаемых методов диагностики и лечения, выявления дефектов в организации лечебно-диагностического процесса; факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, установлению причин их возникновения, предупреждения возникновений дефектов в организации и оказании медицинской помощи); неназначении в ГБУЗ «Брянская ЦРБ» секретаря врачебной комиссии и двух подкомиссий; невыполнении экспертного контроля случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений, случаев первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, случаев повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течении года, случаев заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения, случаев с расхождением диагнозов, случаев, сопровождающихся жалобами пациентов или их родственников.

По результатам проверки комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также главным государственным инспектором отдела лицензирования медицинской деятельности и контроля в сфере здравоохранения Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ГБУЗ «Брянская ЦРБ».

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения – руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Брянской области Рябишин М.В. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал, пояснил, что при проверке в ГБУЗ «Брянская ЦРБ» было выявлено отсутствие внутреннего контроля за оказываемой медицинской помощью, врачебная комиссия, которая должна была быть создана, отсутствовала, соответственно вопросы, решение по которым должна была принимать данная комиссия, не рассматривались. Это является грубым нарушением лицензионных требований, поскольку они влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ГБУЗ «Брянская ЦРБ» Шевердин А.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время выявленные нарушения устранены, создана врачебная комиссия по контролю качества медицинской помощи, утвержден план график ее заседаний, с ДД.ММ.ГГГГ комиссия проводит заседания, устранены остальные нарушения. Он считает, что данные нарушения не являются грубыми, в связи с чем просит производство по делу прекратить.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Статьей 90 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

Пунктом 8 приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 года «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» установлено, что врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии. Пунктом 13.4 указанного приказа установлено, что секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции: оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии). Пунктом 17 указанного приказа установлено, что секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал. Пунктом 20 указанного приказа установлено, что председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Подпунктом «б» п. 5 Положений о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года, установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии - соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Исследованными в судебном заседании материалами установлено, что на момент проверки ГБУЗ «Брянская ЦРБ» по адресу: <адрес>, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленная департаментом здравоохранения Брянской области, в рамках которой осуществляется высокотехнологическая помощь по акушерству и гинекологии, были выявлены нарушения ст. 90 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 8, 13.4, 17, 20 приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 года «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», лицензионных требований согласно п.п. «б» п. 5 Положений о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ №291 от 16.04.2012 года, выразившиеся в отсутствии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, о чем свидетельствуют отсутствие деятельности врачебной комиссии, в том числе связанной с рассмотрением вопросов качества, обоснованности назначаемых методов диагностики и лечения, выявления дефектов в организации лечебно-диагностического процесса; факторов, повлекших за собой снижение качества оказания медицинской помощи, установления причин их возникновения, предупреждения возникновений дефектов в организации и оказании медицинской помощи; невыполнение экспертного контроля случаев внутрибольничного инфицирования и осложнений, случаев первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста, случаев повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года, случаев заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения, случаев с расхождением диагнозов, случаев, сопровождающихся жалобами пациентов или их родственников.

Факт совершения ГБУЗ «Брянская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-10), в котором изложено существо административного правонарушения; приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-15); актом проверки №-пл от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-22), предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-25); приказом департамента здравоохранения Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), лицензией департамента здравоохранения Брянской области на осуществление медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой ГБУЗ «Брянская ЦРБ» осуществляет высокотехнологическую помощь по акушерству и гинекологии.

Согласно постановлению Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года «О лицензировании медицинской деятельности» нарушения требований о наличии внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдение установленного порядка осуществления данного контроля относятся к грубым нарушениям лицензионных требований. Суд соглашается с выводом представителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о том, что данные нарушения влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что ГБУЗ «Брянская ЦРБ» осуществляет высокотехнологическую помощь по акушерству и гинекологии с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных соответствующей лицензии, ст. 90 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.п. 8, 13.4, 17, 20 приказа Минздравсоцразвития России №502н от 05.05.2012 года «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», лицензионных требований согласно п.п. «б» п. 5 Положений о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ №291 от 16.04.2012 года. При этом у юридического лица - ГБУЗ «Брянская ЦРБ» имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ «Брянская ЦРБ» составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит вину юридического лица – ГБУЗ «Брянская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, доказанной, и квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, которая обязательна.

В качестве смягчающего ответственность обстоятельства суд учитывает принятие юридическим лицом мер по устранению выявленных нарушений. Обстоятельств, отягчающих ответственность, в судебном заседании не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, характер деятельности юридического лица, смягчающее и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.

Принимая во внимание, что ГБУЗ «Брянская ЦРБ» является бюджетной организацией, согласно представленным документам имеет задолженность по исполнительным документам, назначение наказания в размере, установленном санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, может существенно сказаться на деятельности юридического лица.

В соответствии с ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей КоАП РФ.

По данному делу об административном правонарушении минимальный размер административного штрафа составляет 150000 рублей, половина от которого составляет 75000 рублей. Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, принятие мер по устранению нарушений, а также финансовое положение ГБУЗ «Брянская ЦРБ» суд считает, что снижение административного штрафа до 75000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:


Признать ГБУЗ «Брянская ЦРБ» (<данные изъяты>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 75000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты>.

Постановление может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления

Председательствующий судья Т.В. Крыжановская

Суд:

Брянский районный суд (Брянская область) (подробнее)

Ответчики:

ГБУЗ "Брянская центральная районная больница" (подробнее)

Судьи дела:

Крыжановская Т.В. (судья) (подробнее)