Решение № 2-1144/2014 2-1144/2014~М-1114/2014 М-1114/2014 от 27 октября 2014 г. по делу № 2-1144/2014

Сосновский районный суд (Тамбовская область) - Гражданское
Суть спора: Споры о праве собственности на землю

дело № 2-1144/2014


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

27 октября 2014 года р.п. Сосновка

Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Свечникова Г.Е.,

при секретаре Растяпиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области к администрации Сосновского района Тамбовской области, Б.П.К. о прекращении права собственности на земельную долю и признании права муниципальной собственности на земельную долю, ранее принадлежавшую Б.Е.К.,

УСТАНОВИЛ:


Глава администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области обратился в Сосновский районный суд с исковым заявлением к администрации Сосновского района Тамбовской области, Б.П.К., в котором просит прекратить право собственности на земельную долю, ранее принадлежавшую Б.Е.К. и признать право муниципальной собственности администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области на указанную земельную долю.

В обоснование своих требований указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно – правовую форму в соответствии с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам колхозов, совхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

Гражданин, получивший в собственность землю сельскохозяйственного назначения, должен совершить ряд определенных действий по распоряжению своей собственностью. В частности, земельный участок может быть выделен в натуре для ведения крестьянского фермерского хозяйства, передан в уставной капитал сельскохозяйственной организации, произведено его отчуждение и т.д.

Согласно вышеупомянутым правовым актам, совхоз «Х» был реорганизован в СХПК «Х» с закреплением за ним в коллективно-долевую собственность земель сельскохозяйственного назначения, доля каждого собственника – х га.

Постановлением администрации Сосновского района х от хх.хх.хххх Б.Е.К. в собственность был выделен земельный пай.

После проведения землеустроительных работ было установлено, что Б.Е.К. при жизни не распорядился принадлежавшей ей земельной долей. На день смерти проживала с сестрой Б.П.К..

Таким образом, на протяжении последних лет земельная доля не используется по назначению, собственник земельной долей не распорядился и не принимает никаких мер по надлежащему ее использованию.

Решением Троицкоросляйского сельского Совета народных депутатов от хх.хх.хххх х был утвержден список собственников невостребованных земельных долей.

Учитывая, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с использованием этих участков, является Федеральный закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями и дополнениями).

Пункт 8 статьи 12.1 вышеназванного закона определяет, что орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд заявлением о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.

Ст. 44 Земельного кодекса РФ в качестве одного из оснований прекращения права собственности на земельный участок устанавливает принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст.284 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка у собственника может быть осуществлено в случае не использования его для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Порядок выделения земельных участков в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии со ст. 13, 13.1, 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно вышеназванным положениям Закона, информация о невостребованных земельных долях с указанием их собственников должна быть опубликована в средствах массовой информации с предоставлением последним права в течение девяноста дней после опубликования заявить о своем желании воспользоваться правами участника долевой собственности.

Во исполнения указанных требований администрацией Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района в газете Х х (спецвыпуск №х от хх.хх.хххх был опубликован список граждан, которые не распорядились земельными долями. В сообщении собственникам невостребованных земель предлагалось заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности в течении 90 дней.

По истечении 90 дней со дня опубликования указанного сообщения о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности никто не заявил, Троицкоросляйским сельским советом принято решение х от хх.хх.хххх, которым постановлено считать невостребованными х земельные доли.

Представитель истца - х администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области Бычков А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в заявлении и пояснил, что на каждый гектар земли в бюджет сельского Совета собственником уплачивается земельный налог, а поскольку земельная доля, принадлежащая Б.Е.К. не оформлена надлежащим образом, земельный налог не взыскивается. После оформления в собственность земельной доли, земля будет передана в пользование. Администрацией Троицкоросхяйского сельсовета полностью соблюдена процедура признания земельных долей невостребованными. Просит прекратить право собственности на земельную долю, ранее принадлежавшую умершей Б.Е.К. и признать право муниципальной собственности Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области на земельную долю общей площадью х га, в том числе пашня – х га, сенокос – х га, в границах СХПК «Х».

Ответчик Б.П.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрации Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление глава администрации Д.А.А. просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации, не возражает против удовлетворения искового заявления администрации Троицкоросляйского сельсовета.

Представитель 3 лица – Сосновского отдела Управления Росреестра по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд поступило ходатайство начальника отдела У.Е.А., в котором она просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, так как не имеют ни материальной, ни процессуальной заинтересованности в рассмотрении данного дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика Б.П.К., представителей ответчика администрации Сосновского района и представителя третьего лица.

Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление администрации Троицкоросляйского сельсовета подлежащими удовлетворению.

Согласно справки о смерти х Б.Е.К. умерла хх.хх.хххх (л.д.х).

Согласно сообщения нотариуса Сосновского района А.Е.Ю., на день смерти с ней проживала сестра Б.П.К., заявления о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство не подавалось.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.

Из исследованных материалов дела видно, что в порядке реализации вышеуказанных актов, постановлением главы администрации Сосновского района х от хх.хх.хххх были утверждены списки пайщиков колхоза «Х» Сосновского района Тамбовской области для предоставления бесплатной земельной доли и было решено выдать свидетельства на право собственности на землю членам трудового коллектива.

На основании указанного постановления администрации Сосновского района комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации Сосновского района Б.Е.К. должно было быть выписано свидетельство на право собственности на землю, в соответствии с которым ей выделена в собственность земельная доля из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью х га. сельхозугодий, из них: пашня – х га, сенокос – х га.

Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан «право на бесплатную земельную долю получили лица, работающие в сельском хозяйстве, в том числе пенсионеры сельскохозяйственных предприятий (п. 1). В силу ст. 2 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» основанием для возникновения права собственности на земельную долю для указанной категории лиц являлись решения по перераспределению земель, принимаемые органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Данное обстоятельство было подтверждено п.18 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», в соответствии с которым право собственности на земельную долю возникало с момента принятия администрацией муниципального образования решения о передаче земли в общую собственность членов сельскохозяйственной организации.

В соответствии с п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101 –ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 29.12.2010 года) земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до 28 января 2003 года, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 29.12.2010 года) 1. невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. 2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В газете «Х» от хх.хх.хххх х (спецвыпуск №х) в соответствии с п. 5 ст. 12-1 Федерального закона РФ от 24 июля 2002 года № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области опубликовала список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными (л.д. х).

В газете «Х» от хх.хх.хххх х) администрация Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области опубликовала извещение о проведении хх.хх.хххх общего собрания участников долевой собственности земельного участка по вопросу утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованным (л.д. х).

Решением администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области от хх.хх.хххх х признаны невостребованными земельные доли в границах СХПК «Х», в том числе и земельная доля, принадлежащая Б.Е.К. (л.д. х).

В администрацию Троицкоросляйского сельсовета с заявлением об исключении из списка невостребованных земельных долей доли Б.Е.К. никто не обращался, на общее собрание участников долевой собственности не явились. Доказательства, свидетельствующие о пользовании и распоряжении спорным имуществом, в суд не представлены.

Суд приходит к выводу, что земельная доля, принадлежащая Б.Е.К., обоснованно отнесена к категории невостребованных земельных долей, что является основанием для признания права муниципальной собственности на эту земельную долю.

Таким образом, судом установлено, что предусмотренный Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного массива администрацией Троицкоросляйского сельсовета соблюдён, а потому исковые требования администрации Трооицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области о признания права собственности на земельную долю, принадлежащую Б.Е.К. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования администрации Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области удовлетворить.

Прекратить право собственности на земельную долю, принадлежащую Б.Е.К., хх.хх.хххх года рождения.

Признать право муниципальной собственности Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области на земельную долю площадью х га., в том числе пашня – х га, сенокос – х га, расположенную в границах земельного участка категории земель: х, разрешенное использование: х, кадастровый номер х, местоположение: Х, ранее принадлежавшую Б.Е.К., умершей хх.хх.хххх.

Право собственности на указанное имущество подлежит регистрации в Сосновском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Сосновский районный суд Тамбовской области.

В кассационную инстанцию решение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что сторонами были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования решения до вступления его законную силу.

Председательствующий:

Судья Г.Е. Свечников. Решение не вступило в законную силу.

Суд:

Сосновский районный суд (Тамбовская область) (подробнее)

Истцы:

Администрация Троицкоросляйского сельсовета Сосновского района Тамбовской области (подробнее)

Ответчики:

Администрация Сосновского района Тамбовской области (подробнее)

Судьи дела:

Свечников Геннадий Евгеньевич (судья) (подробнее)