Решение № 2А-150/2016 2А-150/2016~М-89154/2016 М-89154/2016 от 10 мая 2016 г. по делу № 2А-150/2016


Дело № 2А-150/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

10 мая 2016 года п. Яшкуль

Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Сангаджиевой О.А., при секретаре Бамбеевой Л.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах граждан, неопределенного круга лиц к администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности принять меры по содержанию и обустройству дорог местного значения,

у с т а н о в и л :


Прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены нарушения в части непринятия мер по содержанию и обустройству дорог в границах Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия. Так, на ул. Городовикова п. Яшкуль в районе пересечения с ул. Губаревича отсутствует дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ; на ул. Губаревича п. Яшкуль в районе пересечения с ул. Качуевской отсутствуют два дорожных знака, предусмотренных п. 2.1 ПДД РФ; на ул. Лиджиева п. Яшкуль в районе МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия» отсутствует дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ.

В связи с этим, просил суд признать незаконным бездействие администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выразившееся в непринятии мер по содержанию и обустройству дорог местного значения Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, и обязать администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по содержанию и обустройству дорог местного значения, а именно: установить 1 дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ на ул. Городовикова п. Яшкуль в районе пересечения с ул. Губаревича; установить дорожные знаки, предусмотренные п. 2.1 ПДД РФ на ул. Губаревича п. Яшкуль; установить 1 дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ на ул. Лиджиева п. Яшкуль в районе МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия».

В судебном заседании помощник прокурора Шафинский И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Администрации Яшкульского РМО по доверенности Гучинов Б.Д., административные исковые требования прокурора признал в полном объеме.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, а именно: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; формирование архивных фондов поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи указанного закона вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу положений п. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Абзацем первым п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

ОГИБДД МО МВД РФ «Яшкульский», совместно с прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка состояния улично – дорожной сети по ул. Городовикова, ул. Губаревича и ул. им. Н.К. Лиджиева п. Яшкуль Республики Калмыкия. В ходе проверки были выявлены следующие недостатки: на ул. Городовикова в районе пересечения с ул. Губаревича отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004. Кроме того, в нарушение требований ГОСТ Р 50597 Р и ГОСТ Р 52289-2004, на ул. Губаревича п. Яшкуль в районе пересечения с ул. Качуевской отсутствуют два дорожных знака, предусмотренных п. 2.1 ПДД РФ, а на ул. Лиджиева п. Яшкуль в районе МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия» отсутствует дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ. По результатам проведенной проверки составлен акт обследования эксплуатационного состояния улично-дорожной сети от 10 марта 2016 года.

Как следует из распоряжения администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 30 апреля 2015 года №38-р в муниципальную собственность Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия из собственности Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия было безвозмездно приняты, в том числе, дороги п. Яшкуль протяженностью 20 км.

В силу положений ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на собственника имущества возлагает бремя его содержания.

В соответствии с п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как следует из положений ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221, введенного в действие 01 июля 1994 года, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года №120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах (далее, кроме раздела 8, - дорогах).

Согласно п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 х 350 мм. В населенных пунктах знак допускается не устанавливать на противоположной примыканию стороне перед примыканием второстепенной дороги к главной. Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов - предварительно на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка и перед перекрестком. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог.

В силу положений п. 5.3.6 указанного ГОСТа знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток. Знак 2.4 устанавливают предварительно с табличкой 8.1.1 на дорогах вне населенных пунктов, за исключением грунтовых дорог, на расстоянии 150 - 300 м до перекрестка, если перед перекрестком установлен знак 2.4, или с табличкой 8.1.2, если перед перекрестком установлен знак 2.5. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы.

Учитывая приведенные положения, состав неисполненной органом местного самоуправления обязанности по содержанию и обустройству дорожной сети в сельском поселении, определен прокурором обоснованно.

Объективная потребность в дорожных знаках 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», устанавливающих очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги, и разметке обусловлена конкретными условиями движения в п. Яшкуль и соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004.

Факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о безопасности дорожного движения представителем административного ответчика не отрицался.

При таких обстоятельствах требования прокурора признаются судом обоснованными и, поэтому, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения по содержанию дорожной сети.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд,

р е ш и л :


Административное исковое заявление прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия удовлетворить.

Признать бездействие администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия в принятии мер по содержанию и обустройству дорог местного значения Яшкульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия незаконным.

Обязать Администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия принять меры по содержанию и обустройству дорог местного значения, а именно: установить 1 дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ на ул. Городовикова п. Яшкуль в районе пересечения с ул. Губаревича; установить дорожные знаки, предусмотренные п. 2.1 ПДД РФ на ул. Губаревича п. Яшкуль; установить 1 дорожный знак, предусмотренный п. 2.4 ПДД РФ на ул. Лиджиева п. Яшкуль в районе МКОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Сангаджиева

Суд:

Яшкульский районный суд (Республика Калмыкия) (подробнее)

Судьи дела:

Сангаджиева Оксана Анатольевна (судья) (подробнее)