Решение № 2-507/2016 2-507/2016~М-506/2016 М-506/2016 от 18 ноября 2016 г. по делу № 2-507/2016

Мантуровский районный суд (Костромская область) - Административное
Суть спора: 2.114 - Споры, связанные с землепользованием -> Споры о праве собственности на землю -> о признании права собственности на невостребованные земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения

Дело № 2-507/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

г. Мантурово 18 ноября 2016 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Изюмова В.В.,

при секретаре Горевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мантуровского межрайонного прокурора к ТУ Росимущества в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежащую [В. М. Д.],

У С Т А Н О В И Л:


В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурора в интересах муниципального образования Леонтьевское селькое поселение Мантуровского муниципального района в лице администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области с иском к ТУ Росимущество в Костромской области о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю, принадлежавшую умершей [В. М. Д.]. Свои требования мотивировал тем, что во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», администрацией Мантуровского района было вынесено постановление № 90 от 18.04.1994г. «Об утверждении списков граждан на получение свидетельств на право собственности на земельные доли сельскохозяйственных предприятий» в соответствии с которым, в долевую собственность граждан предоставлено 2284 га сельскохозяйственных угодий, из которых 1386 га пашни. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, с определением размера доли каждого собственника. В указанном списке среди прочих значится [В. М. Д.] Земельный участок с кадастровым номером [№], общей площадью 21932857 кв.м. отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], ТОО «Нива», граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельная доля, принадлежащая [В. М. Д.], значится в списке невостребованных земельных долей.

Заместитель Мантуровского межрайонного прокурора Жандарова А.С. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в заявлении, просила признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района на невостребованную земельную долю (1/383) в размере 5,4 га, расположенную на земельном участке с кадастровым номером [№], общей площадью 21932857 кв.м. отнесенную к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, находится в общей долевой собственности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: [адрес], ТОО «Нива», ранее принадлежащую [В. М. Д.] [Дата] г.р., умершей [Дата].

Администрация Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области в судебное заседание представителя не направила. Глава администрации Крылов Н.Л. просил рассмотреть дела без участия представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Территориальное управление Росимущества в Костромской области, известило суд о возможности рассмотрения дела без участия своего представителя. Принятие решения оставили на усмотрение суда.

Директор СПК «Нива» Соболева Л.Б. извещенная о дате и времени судебного заседания представителя в суд не направила. Направив в адрес суда письмо в котром просит рассмотреть дело без их участия.

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора обусловлено необходимостью соблюдения требований законодательства в области оборота земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, поэтому обращение прокурора в интересах Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области обоснованно.

В силу п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") введена статья 12.1. определяющая порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.

Так, в соответствии с п. 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно п. 3 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 4 -7 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В силу п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

По смыслу приведенного Федерального закона целью установления данной процедуры является необходимость постоянного использования земель сельскохозяйственного назначения исключительно в соответствии с целевым назначением, поэтому в случае если собственник не имеет намерения самостоятельно использовать принадлежащий ему объект, он обязан распорядиться им таким образом, чтобы обеспечить надлежащее использование третьим лицом.

Из кадастровой выписки о земельном участке следует, что земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, площадью 21932857 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, установленного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Костромская область Мантуровский район, ТОО «Нива», имеет кадастровый [№], граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.6-7).

Постановлением главы администрации Мантуровского района Костромской области №108 от 10.05.1994г. были утверждены списки членов товариществ с ограниченной ответственностью «Нива» и «Сокол», списки на коллектив граждан социальной сферы м и пенсионеров бывшего колхоза «Победа», ушедших на пенсию до 1965 года на получение свидетельств на право собственности на земельные доли по состоянию на 10.05.1994г. (л.д.22).

Согласно копии архивной справки от 20 октября 2016 года № 293, в списке граждан, наделенных земельными долями в ТОО «Нива», содержащем сведения о собственниках земельных долей с определением размера доли каждого собственника в размере 5,4 га, в том числе значится [В. М. Д.] (л.д.11-13).

Администрацией Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района с целью определения статуса земельных долей составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, список пайщиков, прекративших право собственности на земельный пай, список владельцев земельных долей.

Список невостребованных земельных долей, в том числе принадлежавших перечисленным лицам, был опубликован в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» № 9 от 30 сентября 2013 г. и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области, информационных щитах, расположенных на территории Леонтьевского сельского поселения в день опубликования.

По вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей администрацией Леонтьевского сельского поселения назначено общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на 11 апреля 2014 года. Извещение о проведении общего собрания собственников земельных долей было опубликовано в информационном бюллетене «Леонтьевские ведомости» № 3 от 31 марта 2014 года, районной газете «Авангард» №30 от 15 марта 2015 года.

С момента публикации и до настоящего времени письменных возражений от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей не поступило.

Постановлением главы администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области от 30 октября 2014 года № 43 был утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего колхоза СПК «Нива» в количестве 205 земельных долей, где в числе прочих была указана земельная доля [В. М. Д.] (л.д.28-30).

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", администрацией Леонтьевского сельского поселения соблюден порядок признания земельных долей невостребованными.

Согласно записи акта о смерти №9 отдела ЗАГС по г.о.г. Мантурово и Мантуровскому муниципальному району подтверждается факт смерти [В. М. Д.] [Дата] года рождения, умершей [Дата] (л.д. 14).

Из ст. 8 ГК РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Согласно информации Сектора по делам архивов администрации Мантуровского муниципального района № 330 от 25 октября 2016 года и информации нотариусов Мантуровского нотариального округа Кузьминой О.А. от 26.10.2016 №556, Никлаус Л.П. № 01-23/551 от 27.10.2016 г. наследственных дел к имуществу [В. М. Д.] умершей [Дата], не имеется (л.д.15-16, 19, 20-21).

Согласно копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Костромской области № 44/006/007/2016-531 следует, что на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером [№] местоположение объекта установлено относительно ориентира ТОО «Нива» расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Костромская область Мантуровский район, зарегистрировано право Муниципального образования Леонтьевское сельское поселение Мантуровского Муниципального района Костромской области на 6/383 доли в праве общей долевой собственности, муниципальное образование Мантуровский муниципальный район Костромской области зарегистрировано 2/383 доли в праве. Из физических лиц право на 1/383 доли в праве у каждого зарегистрировано у [П. М. Н.], [С. А. А.], иных сведений на данный земельный участок о зарегистрированных правах физических лиц Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 октября 2016 года ТОО «Нива» реорганизовано путем преобразования в СПК «Нива» (л.д.33-35).

Таким образом, судом установлено, что собственник 1/383 доли земельного участка [В. М. Д.] не распорядилась земельной долей в порядке, установленном действующим законодательством, в настоящее время собственник земельной доли умер, сведения о ее наследниках отсутствуют, либо наследники не приняли наследство, в установленном законом порядке право собственности на нее не зарегистрировали. Поэтому суд находит, что имеются основания для признания невостребованной данную земельную долю.

Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 281-ФЗ).

ТУ Росимущества в Костромской области является надлежащим ответчиком по делу в силу следующего.

С 23.07.2013 действует новая редакция п. 2 ст. ст. 1151 ГК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 223-ФЗ), согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).

На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к таковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, судом установлено, что при определении невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения муниципальным образованием соблюдены положения закона, регулирующие обеспечение права всех заинтересованных лиц на участие в общей долевой собственности на землю. Муниципальным образованием в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к нему, однако до настоящего времени ни собственники, ни наследники умерших собственников, как вступившие в наследство, так и не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к муниципальному образованию с заявлением и необходимыми документами.

Утверждение списка невостребованных земельных долей не противоречит закону, права иных собственников земельных долей на выражение своего волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были.

Нормы ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержат запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания права муниципальной собственности на данную невостребованную земельную долю, принадлежащую ранее [В. М. Д.], и удовлетворении заявленных администрацией требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора в интересах администрации Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района к ТУ Росимущества в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, ранее принадлежавшую [В. М. Д.] - удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности Леонтьевского сельского поселения Мантуровского муниципального района Костромской области на 1/383 земельную долю размером 5,4 га, расположенную на земельном участке с кадастровым номером [№] общей площадью 21932857 кв.м, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Костромская область Мантуровский район, ТОО «Нива», ранее принадлежавшую [В. М. Д.] [Дата] г.р., умершей [Дата].

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Изюмов

Суд:

Мантуровский районный суд (Костромская область) (подробнее)

Истцы:

Мантуровский межрайонный прокурор (подробнее)
муниципальное образование Леонтьевское сельское поселение Мантуровского муниципального района Костромской области (подробнее)

Ответчики:

Воробьева М.Д. (подробнее)
ТУ Росимущества в Костромской области (подробнее)

Судьи дела:

Изюмов Валерий Валентинович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Недостойный наследник
Судебная практика по применению нормы ст. 1117 ГК РФ