Решение № 2-1099/2015 2-1099/2015~М-1044/2015 М-1044/2015 от 14 декабря 2015 г. по делу № 2-1099/2015

Зимовниковский районный суд (Ростовская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

№ 2-1099(15)


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

«14» декабря 2015 года п. Зимовники

Зимовниковский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Зотовой А.Ю.,

с участием представителя Прокурора Зимовниковского района Ростовской области - старшего помощника прокурора Зимовниковского района Ростовской области Дьяченко В.А.,

истца - Сиволаповой Е.В.,

представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области Закиевой И.Н., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Шиленко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1099(15) по исковому заявлению Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Сиволаповой Е.В. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с ноября 2012 года по июнь 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой площади жилого помещения, суд

установил:


18 ноября 2015 года прокурор Зимовниковского района Ростовской области обратился в Зимовниковский районный суд Ростовской области с иском в интересах Сиволаповой Е.В. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с ноября 2012 года по июнь 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой площади жилого помещения.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано следующее: «Прокуратурой района по обращению Сиволаповой Е.В. проведена проверка исполнения Департаментом социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области (далее - ДСЗН Зимовниковского района) требований законодательства по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, а также пенсионерам из их числа. В соответствии со ст. 55 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон от 10.07.1992 № 3266-1) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей предоставляются бесплатно квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Согласно ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. В ходе проверки установлено, что Сиволапова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является педагогическим работником - учителем русского языка и литературы в МБОУ Зимовниковская СОШ №. С ДД.ММ.ГГГГ Сиволапова Е.В. является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот, предусмотренных Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС. До ДД.ММ.ГГГГ года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что было регламентировано Постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 №, которым утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения (далее - Положение). Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2011 № 41-Г11-24 по заявлению прокуратуры Ростовской области абз. 14 п. 6.7 Положения постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534 в части слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признан недействующим с момента вступления данного решения в законную силу. В определении Верховный Суд указал, что в соответствии со ст. 55 Закон от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники, проживающие в сельской местности, пользовались правом на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением. Указанной нормой не предусматривались какие-либо ограничения, в том числе размерами, приходящимися на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения. Не привели к утрате названного права и изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2010 № 439 «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которым педагогические работники имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещение. Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и гарантированное федеральным законодательством право на их получение не ограничивает. Более того, содержащееся в оспариваемой норме Положения требование об определении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с долей занимаемой гражданином общей площади жилого помещения в отношении вышеуказанных категорий граждан противоречит и областному законодательству (ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 № 274-ЗС). Однако, в нарушение вышеназванных норм ДСЗН Зимовниковского района расчет выплат Сиволаповой Е.В. производился из расчета 3 зарегистрированных совместно проживающих с Сиволаповой Е.В. членов ее семьи. В период с ноября 2012 года по июнь 2013 года выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составляла 1503,03 рублей (93,90 кв.м. (общая площадь) /3 (кол-во зарегистрированных) * 48,02 (тариф - региональный стандарт). Установлено, что расход денежных средств на оплату коммунальных услуг (потребление природного газа и электроэнергии) Сиволаповой Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ года составил 3176,86 рублей, что превышает размер выплаченной ей компенсации. Вместе с тем, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 №232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100 % компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение. Таким образом, действия ДСЗН Зимовниковского района по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа, незаконны, противоречат не только федеральному законодательству, но и вышеуказанному определению Верховного Суда РФ, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеназванной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и ЖКУ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. Данное исковое заявление предъявляется прокурором района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в защиту нарушенных социальных и жилищных прав Сиволаповой Е.В.. Просят обязать ДСЗН Зимовниковского района произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. с 01.12.2012 года по 30.06.2013 года, исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Сиволаповой Е.В. общей площади жилого помещения».

В судебном заседании старший помощник прокурора Зимовниковского района Ростовской области, заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании Сиволапова Е.В. заявленные прокурором исковые требования в её интересах поддержала в полном объёме, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области Закиева И.Н. исковые требования не признала, суду представила возражение на заявленные исковые требования согласно которого: «Департамент социальной защиты Зимовниковского района с исковыми требованиями прокурора Зимовниковского района в интересах Сиволаповой Е.В. не согласен по следующим основаниям: Часть 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусматривает право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Во исполнение указанного Федерального закона в Ростовской области был принят Областной закон от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее Областной закон) устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, а также медицинским работникам и библиотекарям государственных и муниципальных образовательных учреждений - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 г. № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005г. № 274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации признаны не противоречащими Конституции РФ и Федеральному закону. С 01.01.2009г. Областным законом в редакции от 26.11.2008г. № 139-ЗС установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ЕДВ (ежемесячно) в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, за исключением компенсации гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 статьи 1 Областного закона. Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Компенсация гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, до 01.07.2013 г. рассчитывалась по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. В соответствии со статьей 1.1 Областного закона, государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с Областным законом для осуществления государственных полномочий. В соответствии со статьей 2.1. Областного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе, возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. Сиволапова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ г. и по настоящее время состоит на учете как работник образования, проживающий в сельской местности. Согласно справке о составе семьи с заявителем зарегистрированы 5 человек, которые к льготным категориям граждан не относятся. С 01.01.2009 г. по 30.06.2013г. Сиволаповой Е.В. компенсация рассчитывалась в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. Статьями 31,69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Назначение мер социальной поддержки льготным категориям граждан, в том числе педагогическим работникам, осуществляется с учетом прав совместно проживающих с ними членов семьи на меры социальной поддержки по другим основаниям (наличие статуса ветерана труда, инвалида, многодетной семьи и др.), а также с учетом зарегистрированных граждан, не относящихся к льготным категориям, а также граждан, не являющихся членами их семей. Учитывая изложенное, расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществлялся на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику. Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности как Федеральным законом от 10.07.1992 г. № 3266-1, так и до 01.07.2013 г. Областным законом от 17.01.2005г. № 274-ЗС не предусматривалось. Назначение, расчет и выплата ЕДВ на ЖКУ всем льготным категориям граждан осуществляется в автоматизированном режиме в базе данных, которая единая для всех органов социальной защиты населения Ростовской области, которая разработана министерством труда и социального развития Ростовской области. Порядок предоставления ЕДВ на ЖКУ не предусматривает расчет в ручном режиме для отдельных категорий льготников. Указания об изменении порядка расчета ЕДВ на ЖКУ для педагогических работников в областной закон в части предоставления расчета до 1 июля 2013 г. не вносились. 27.06.2013года Законодательным собранием Ростовской области принят «Областной закон №1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной «поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», который вступил в силу с 1 июля -2013 года. В соответствии с внесенными изменениями педагогическим работникам компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всю занимаемую педагогическим работником и членами его семьи площадь жилого помещения без применения регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Вступивший с 1 июля 2013 года в силу Областной закон от 27.06.2013 №1106-ЗС не имеет обратной силы. С 01.07.2013 года и по настоящее время компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Из изложенного следует, что Департамент социальной защиты Зимовниковского района действовал в соответствии с нормативными документами и самостоятельно не имел права внести изменения в порядок расчета ЕДВ педагогическим работникам. Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет контроль исполнения переданных отдельных государственных полномочий по реализации мер социальной поддержки населения Департамент социальной защиты Зимовниковского района. В полномочия Министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение и доведение лимитов бюджетных обязательств подведомственных ему учреждениям, финансирование областных долгосрочных целевых программ и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области. Таким образом, правовых, оснований для перерасчета размера компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. не имеется. Просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурору Зимовниковского района в интересах Сиволаповой Е.В. в полном объеме».

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области в судебное заседание не прибыл, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, согласно представленного возражения на заявленные исковые требования: «Министерство труда и социального развития Ростовской области не признает исковые требования прокурора Зимовниковского района в интересах Сиволаповой Е.В. по следующим основаниям. Система мер социальной поддержки работников просвещения была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях» и предусматривала при приглашении на работу в сельскую местность предоставление указанным работникам бесплатных квартир с отоплением и освещением, а в случае предоставления наемного помещения - оплату жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих учреждений и организаций пригласивших специалистов на работу. Средства, необходимые для финансирования перечисленных льгот, включались в смету соответствующего учреждения или организации. Жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в местности расположения организации. До 1 января 2011 года в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). С 2005 года Федеральными законами от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...» (пункт 30 статьи 16) решение вопросов социальной поддержки педагогических работников передано субъектам Российской Федерации. Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» изложен в новой редакции: «Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации». Таким образом, решение вопросов социальной поддержки педагогических работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие образовательные учреждения: в зависимости от принадлежности расположенного в сельской местности образовательного учреждения определяется в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в нем и проживающих в той же местности педагогических работников. Во исполнение Федеральных законов от 06.05.2003 № 52-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ в Ростовской области был принят Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (далее - Областной закон от 17.01.2005 №274-ЗС) устанавливающий размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления, электроэнергии, потребляемой на освещение (далее - электроэнергия), и других коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области, в том числе и педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, культуры - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Меры социальной поддержки предоставлялись в виде скидки с оплаты ЖКУ. Средства, предусмотренные на эти цели, направлялись органами социальной защиты населения предприятиям -поставщикам услуг. С 1 января 2007 года меры социальной поддержки педагогическим работникам в соответствии с Областным законом от 18.09.2006 № 544-ЗС «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ростовской области в связи с заменой отдельных мер социальной поддержки в натуральной форме ежемесячными денежными выплатами» предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ежемесячные денежные выплаты гражданам - ЕДВ). Расчет компенсаций осуществляли предприятия - поставщики услуг. С 1 января 2009 года Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС в связи с изменениями, внесенными Областным законом Ростовской области от 26.11.2008 № 139-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры, а также пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из их числа, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - компенсация) и рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. Данная компенсация производится гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Статьей 1 Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС (в редакции, действовавшей до 01.07.2013) установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится отдельным категориям граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности), в том числе: педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры; пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа указанных лиц, в том числе прибывшим из других субъектов Российской Федерации. В случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим пунктом, не предоставляются. Определением Верховного суда РФ от 07.10.2009 № 41-Г09-16 нормы Областного закона от 17.01.2005 №274-ЗС, предусматривающие предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В соответствии со статьями 1.1, 1.2 Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС государственные полномочия Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, передаются на неограниченный срок исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов в Ростовской области. При осуществлении государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать целевое расходование финансовых средств и надлежащее использование материальных ресурсов, предоставленных в соответствии с данным Областным законом для осуществления государственных полномочий. Финансовое обеспечение государственных полномочий, в том числе возмещение расходов на оплату услуг по доставке, пересылке и выплате мер социальной поддержки, согласно статье 2.1. Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС, осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов субвенций из областного бюджета. Статьей 3 Областного закона от 17.01.2005 № 274-ЗС предусмотрено, что педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, организаций социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организаций социального обслуживания культуры меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов. Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Статьями 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена солидарная ответственность дееспособных и ограниченных судом в дееспособности членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Предоставление мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг членам семьи педагогических работников, проживающих в сельской местности, Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 и Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС не предусматривалось, как и не было предусмотрено постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930. Порядок предоставления мер социальной поддержки был утвержден постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условии и порядке их назначения», расчет осуществлялся по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам. В настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления». По информации департамента социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области Сиволапова Е.В. состоит на учете в базе льготных категорий граждан с ДД.ММ.ГГГГ года, как работник образования, проживающий в сельской местности. Согласно справке о составе семьи с ней до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы 3 человека, с ДД.ММ.ГГГГ - 4 человека которые к льготным категориям граждан не относятся.Размер ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. как педагогическому работнику составлял: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1503,03 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1127,27 руб..Областным законом от 27.06.2013 № 1106-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» в Областной закон от 17.01.2005 № 274-ЗС внесены изменения, в соответствии с которыми педагогическим работникам и пенсионерам из их числа компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения. С ДД.ММ.ГГГГ компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. производится в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Министерство труда и социального развития Ростовской области действует в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 27.10.2011 № 91, согласно которому министерство является областным органом исполнительной власти, обеспечивающим во взаимодействии с другими областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными государственными внебюджетными фондами, организациями, общественными объединениями проведение единой государственной политики в области труда и социальной защиты населения. В полномочия министерства труда и социального развития Ростовской области входит финансовое обеспечение подведомственным ему организаций, финансирование государственных программ Ростовской области и мероприятий в сфере труда, социальной поддержки и социального обслуживания населения, отдыха и оздоровления детей в пределах средств, выделяемых на эти цели, и другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Ростовской области.На основании изложенного считают, что правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. не имеется, просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Зимовниковского района в интересах Сиволаповой Е.В. в полном объеме. Рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства труда и социального развития Ростовской области и направить копию решения суда в их адрес» (л.д.45-50).

Согласно требований ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, Сиволапову Е.В., представителя ответчика, исследовав иные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании -

Сиволапова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ годаи по настоящее время является педагогическим работником - учителем русского языка и литературы в МБОУ Зимовниковской СОШ №. Кроме Сиволаповой Е.В. в домовладении зарегистрированы еще 4 человека (к льготным категориям граждан не относятся). (л.д.16).

Согласно сведений представленных ДСЗН Зимовниковского района Ростовской области - Сиволапова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на учете, как работник образования, проживающий в сельской местности (л.д.17).

В спорный период, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сиволапова Е.В. получала компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг как педагогический работник, проживающие и работающие в сельской местности, рассчитанную в виде ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Расчет компенсации производился Сиволаповой Е.В. по региональному стандарту стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого из истцов от общей площади их домовладений.

Ответчиком меры социальной поддержки, оказываемые в силу закона, Сиволаповой Е.В. исчислялись исходя из площади занимаемой льготником от общей площади дома, в соответствии с приходящейся им долей по количеству членов семьи с учетом положений ст.ст.31,69 Жилищного кодекса РФ.

Как федеральное законодательство, так и Областной закон Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС не содержат каких-либо положений, которые ограничивали бы размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера), жилой площадью, таким образом суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по расчету и выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением Сиволаповой Е.В. из расчета только её доли занимаемой общей площади жилого помещения.

Поскольку в силу статей 1 и 2 областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Выявляя конституционно-правовой смысл указанных норм Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (в т.ч. в Определении от 2 апреля 2009 г. № 553-О-П) указывал на то, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В соответствии с пунктами 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 г. № 274-ФЗ педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

При этом согласно части 2 статьи 2 того же Областного закона компенсация указанной категории граждан рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной площади жилого помещения.

Таким образом, названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Такое ограничение действительно предусматривалось абзацем 14 пункта 6.7 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг…, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. № 534.

Однако, определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу № 41-Г11-24 указанная норма в части слов «на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения» в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области № 274-ЗС от 17 января 2005 г.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232 постановление Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. № 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится истец, не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.

В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 г. № 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Материалами дела подтверждается, что на момент принятия решения суда, денежная компенсация Сиволаповой Е.В. за спорный период в полном объеме не выплачена, что прямо противоречит требованиям как федерального, так и областного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ ответчик от уплаты государственный пошлины освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :


Исковые требования Прокурора Зимовниковского района Ростовской области в интересах Сиволаповой Е.В. к Департаменту социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области об обязании произвести перерасчет компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг с ноября 2012 года по июнь 2013 года, исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой площади жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Департамент социальной защиты населения Зимовниковского района Ростовской области произвести перерасчет размера компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Сиволаповой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из 100 % компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Сиволаповой Е.В. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2015 года.

Председательствующий судья А.Ю.Зотова

Суд:

Зимовниковский районный суд (Ростовская область) (подробнее)

Истцы:

Прокурор Зимовниковского района РО (подробнее)
Сиволапова Е.В. (подробнее)

Ответчики:

Департамент социальной защиты населения (подробнее)

Судьи дела:

Зотова А.Ю. (судья) (подробнее)

Последние документы по делу:



Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ