Решение № 12-129/2016 от 6 июня 2016 г. по делу № 12-129/2016


.


Р Е Ш Е Н И Е


06 июня 2016 года г. Новокуйбышевск

Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Сафронов А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» Белякова А. В., на постановление <№> от 05.04.2016 года, по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенное исполняющим обязанности руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Михайлиным М. П. в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» Белякова А. В.,

УСТАНОВИЛ:


Постановлением <№> по делу об административном правонарушении от 05.04.2016 года вынесенным исполняющим обязанности руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Михайлиным М.П., Беляков А.В. как должностное лицо, привлечён к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, в жалобе, Беляков А.В. указывает, что данное постановление является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а назначенное наказание чрезмерно суровым, в связи, с чем просит прекратить производство по делу, поскольку он – Беляков А.В. не нарушал указанных норм, с его стороны не было допущено нарушений промышленной безопасности, и в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку Средне-Поволжское управление Ростехнадзора указывает, что проект на установку АВТ-11 №13439 от марта 1995 года предоставлен не в полном объеме, предоставлены только чертежи: технологическая часть - № I-13439/од.; механическая часть - № II-13439/оч.; электротехническая часть - № III-13439/оч.; строительная часть - № IV-13439/оч., с изменением 14077/оч.; часть КИП - № VI-13439/оч.; водопровод и канализация часть - № Х-13439/оч.; энерготехническая часть - № XIII-13439/оч, однако, в соответствии с запросом Ростехнадзора, при расследовании аварии произошедшей на установке АВТ-11, в комиссию была предоставлена в полном объеме рабочая документация № 13439 от марта 1995 года. ОКБ завода в 1995 году разработана рабочая документация на монтаж дополнительных насосов Н-27/3,4 (рабочая документация № 13439 "ТП-3. Установка АВТ-11. Монтаж насосов Н- 27/3,4"), к имеющимся в основном проекте Н-27/1,2, (проект № 91104 «Установка ЭЛОУ- АВТ-6») без изменения технологической схемы производства нефтепродуктов. Требования к разработке рабочей документации указаны в разделе 3 «Рабочая документация» данного СНиПа и не предусматривают разработку пояснительной записки. Состав рабочей документации указан в разделе «Ведомость основных комплектов рабочих чертежей» на листе Общих данных рабочей документации чертеж №1-13439/1. Полный комплект проектной документации на АВТ-11 имеется. Хранится в архиве ОКБ завода. В Должностной инструкции заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» отсутствует обязанность представления проектной документации в органы РТН. За данное нарушение к административной ответственности привлечено юридическое лицо - АО «НК НПЗ». Средне-Поволжское управление Ростехнадзора указывает, что в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации разработанной ОКБ ОАО «НК НПЗ» №17178, произведён монтаж торцевых уплотнений 80 УТТХ НПЦ «АНОД» на насосах Н-27/1,2,3. Рабочая документация ОКБ ОАО «НК НПЗ» № 17178 была разработана и реализована в 2004 году. В 2004 году он - Беляков А.В. вопросы промышленной безопасности на ОАО «НК НПЗ» не курировал, т.к. занимал другую должность. Монтаж торцевых уплотнений не является функцией службы промышленной безопасности завода и заместителя генерального директора по ПБОТОС, в частности. В соответствии с пунктом № 18 должностной инструкции заместитель генерального директора по ПБОТОС обязан организовывать и принимать участие в работе комиссии производственного контроля 4-го этапа и осуществлять периодические проверки состоянию ПБОТОС в структурных подразделениях и сервисных предприятиях, работающих на объектах предприятия (должностная инструкция Заместителя генерального директора по ПБОТОС №ДИ-01-10-2015 имеется в материалах расследования аварии). Работа комиссии 4-го этапа организована в соответствии с графиком проверок и Положением ОАО «НК НПЗ» «Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды». ЗГД по ПБОТОС принимает личное участие в работе данной комиссии. В соответствии с пунктом 14(1) Постановления правительства РФ № 263 от 10.03.1999 года «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» ежегодно до 1-го апреля в РТН передаются сведения об организации производственного контроля на АО «НК НПЗ». Замечания по организации производственного контроля на объектах АО «НК НПЗ» от РТН не поступали. Так же не поступало каких-либо замечаний по организации производственного контроля от РТН при осуществлении проверок предприятия, в том числе в рамках постоянного надзора. Средне-Поволжское управление Ростехнадзора указывает, что не была обеспечена эффективная организация и участие в работе комиссии 4-го этапа производственного контроля за качеством проведения капитального ремонта насоса Н-27/3, при условии близкой к отбраковочной (6,52 мм) минимальной расчетной толщины стенки корпуса насоса (7,8-10,0 мм) на момент проведения капитального ремонта в январе 2015 года, выразившийся в отсутствии проверки организации работ по дефектовке и сборке деталей насоса. В соответствии с пунктом № 18 должностной инструкции заместитель генерального директора по ПБОТОС обязан организовывать и принимать участие в работе комиссии производственного контроля 4-го этапа и осуществлять периодические проверки состоянию ПБОТОС в структурных подразделениях и сервисных предприятиях, работающих на объектах предприятия. Работа комиссии 4-го этапа организована. Замечания по этому вопросу сотрудниками Ростехнадзора не установлены. Проверка организации работ по дефектовке и сборке деталей насоса Н-27/3 в объемы должностной инструкции заместителя генерального директора по ПБОТОС не входит. При проведении экспертизы промышленной безопасности в январе 2015 года (per. №53- ТУ-05856-2015) не было установлено наличие дефектов, препятствующих дальнейшей эксплуатации насоса Н-27/3 и не были выявлены толщины стенки корпуса насоса близкие к отбраковочным, что подтверждается заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства рег.№ 53-ТУ-05856-2015 от 23.04.2015 года, имеющееся в Средне-Поволжской управлении Ростехнадзора. В связи с чем заявитель, просит вынесенное в отношение него – Белякова А.В. постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании заявитель - Беляков А.В., доводы жалобы поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в жалобе. Просил жалобу удовлетворить.

Представители Средне-Поволжской управлении Ростехнадзора - Стифатов С.Б., Варламова М.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании пояснили, что постановление об административном правонарушении <№> от 05.04.2016 года было вынесено законно и обоснованно, поскольку в ходе расследования причин аварии произошедшей в цехе № 29 АО «ННЗ» выявлены нарушения положений нормативных актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные)16.02.2016 года в 16 часов 00 минут, а именно: АО «НК НПЗ» «площадка комплексная установки ЭЛОУ-АВТ-6млн (АВТ-11) рег. № А53-00301-0069» необеспеченна эффективная организация и участие в работе комиссии 4-го этапа производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Площадка комплексная установки ЭЛОУ-АВТ-6млн (АВТ-11) цеха 29», а именно: Проект на установку АВТ-11 № 13439 от марта 1995 года предоставлен не в полном объеме, предоставлены только чертежи в составе: технологическая часть - №I-13439/од;.; механическая часть - № II -13439/оч.; электротехническая часть - № III -13439/оч.; строительная часть - № IV-13439/оч., с изменениями 14077/оч.; часть КИП - № VI-13439/оч.; водопровод и канализация часть - № Х-13439/оч.; энерготехническая часть - № Х III -13439/оч., чем нарушен пункт 2.2 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно - сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений Строительных норм и правил СНиП 1.02.01-85;пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013; пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015 года. В отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации разработанной ОКБ ОАО «НК НПЗ» №17178, произведен монтаж торцевых уплотнений 80 УТТХ НПЦ «АНОД» на насосах Н-27/1, 2, 3, чем нарушены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263; п. 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 года № 96; Пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013 года; Пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015 года. Не обеспечены эффективная организация и участие в работе комиссии 4-го этапа производственного контроля за качеством проведения капитального ремонта насоса Н-27/3, при условии близкой к отбраковочной (6,52 мм) минимальной расчетной толщины стенки корпуса насоса (7,8-10,0 мм) на момент проведения капитального ремонта в январе 2015 года, выразившийся в отсутствии проверки организации работ: - по дефектовке и сборке деталей насоса, чем нарушены: ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года N 263; пункт 11.9. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»; Пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013; Пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015 года, в связи с чем, просят жалобу Белякова А.В. оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

Исследовав материалы жалобы, приложение и дополнение к ней, проверив доводы, изложенные в жалобе Белякова А.В., заслушав заявителя, представителей административного органа, дав оценку в совокупности исследованным доказательствам, судья считает, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца со дня назначения на должность.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет действия (бездействие), которые выразились в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий. Статья 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет требования промышленной безопасности как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (см., например, Приказы Ростехнадзора от 13.01.2014 N 9 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах»; от 17.12.2013 N 610 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по расчету и применению анкерной крепи на угольных шахтах"). Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливаются Постановлениями Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», от 04.07.2012 N 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», от 16.04.2008 N 279 «Об утверждении Положений о лицензировании в области взрывчатых материалов промышленного назначения».

Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Из представленных материалов следует, что исполняющим обязанности руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Михайлиным М.П. вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05.04.2016 года по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» Белякова А.В., в связи с нарушением требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что по вине должностного лица - заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» Белякова А.В. не соблюдены требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, что в полном объёме нашло отражение в обжалуемом постановлении <№> от 05.04.2016 года.

Собранным по делу доказательствам должностным лицом была дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, сделан правильный вывод о том, что в действиях Белякова А.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, данное постановление является законным и обоснованным, поскольку в ходе проверки установлено, что в ходе расследования причин аварии произошедшей в цехе № 29 АО «ННЗ» выявлены нарушения положений нормативных актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные)16.02.2016 года в 16 часов 00 минут, а именно: АО «НК НПЗ» «Площадка комплексная установки ЭЛОУ-АВТ-6млн (АВТ-11) рег. № А53-00301-0069» необеспеченна эффективная организация и участие в работе комиссии 4-го этапа производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Площадка комплексная установки ЭЛОУ-АВТ-6млн (АВТ-11) цеха 29», а именно: - проект на установку АВТ-11 № 13439 от марта 1995 года предоставлен не в полном объеме, предоставлены только чертежи в составе: технологическая часть - №I-13439/од;.; механическая часть - № II -13439/оч.; электротехническая часть - № III -13439/оч.; строительная часть - № IV-13439/оч., с изменениями 14077/оч.; часть КИП - № VI-13439/оч.; водопровод и канализация часть - № Х-13439/оч.; энерготехническая часть - № Х III -13439/оч., чем нарушен пункт 2.2 Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно - сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений Строительных норм и правил СНиП 1.02.01-85;пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013; пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015 года; - в отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации разработанной ОКБ ОАО «НК НПЗ» №17178, произведен монтаж торцевых уплотнений 80 УТТХ НПЦ «АНОД» на насосах Н-27/1, 2, 3, чем нарушены ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263; п. 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96; пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013; пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015 года; - не обеспечены эффективная организация и участие в работе комиссии 4 -го этапа производственного контроля за качеством проведения капитального ремонта насоса Н-27/3, при условии близкой к отбраковочной (6,52 мм) минимальной расчетной толщины стенки корпуса насоса (7,8-10,0 мм) на момент проведения капитального ремонта в январе 2015 года, выразившийся в отсутствии проверки организации работ: по дефектовке и сборке деталей насоса, чем нарушены: ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263; пункт 11.9. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»; пункты 4.4.2, 4.4.3 Положения Порядок проведения производственного контроля за состоянием промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды № 53-05 Р-0032 ЮЛ-037, утвержденное генеральным директором АО «НК НПЗ» 27.12.2013; пункт 18 Должностной инструкции Заместителя генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и окружающей среды ДИ-01-10-2015, утвержденной 25.03.2015.

Доводы, изложенные в жалобе заявителя направлены на переоценку обстоятельств бесспорно установленных при вынесении постановления <№> от 05.04.2016 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и не могут быть положены в основу решения, поскольку опровергаются установленными обстоятельствами и не влияют на законность и обоснованность вынесенного и обжалуемого заявителем постановления.

Иных доводов имеющих важное юридическое значение, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба заявителя не содержит.

Также суд констатирует, что обжалуемое постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и в пределах санкции предусмотренной для должностного лица, за совершение указанного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы Белякова А.В. и отмены постановления <№> от 05.04.2016 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенного исполняющим обязанности руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Михайлиным М.П. в отношении Белякова А.В. - отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:


Постановление <№> от 05.04.2016 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенное исполняющим обязанности руководителя Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору Михайлиным М. П. в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по ПБОТОС АО «НК НПЗ» Белякова А. В., <Дата> рождения, оставить без изменения, жалобу Белякова А. В., без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение десяти суток со дня вынесения решения.

Судья: подпись А.А. Сафронов

Суд:

Новокуйбышевский городской суд (Самарская область) (подробнее)

Ответчики:

Беляков А.В. (подробнее)

Судьи дела:

Сафронов А.А. (судья) (подробнее)