Решение № 2-7451/2015 2-873/2016 2-873/2016(2-7451/2015;)~М-6252/2015 М-6252/2015 от 5 апреля 2016 г. по делу № 2-7451/2015

Ленинский районный суд г. Перми (Пермский край) - Гражданское
Суть спора: Трудовые споры - другие, возникающие из трудовых

Дело № 2-873/16


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

5 апреля 2016 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Деминой А.А.,

с участием истца Токаревой И.М.,

представителя ответчика Воробьевой Ю.П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Токаревой И М к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :


Токарева И.М. обратилась в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ была уволена из органов МЧС по п. «б» части первой ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по достижении предельного возраста). Считает, что при увольнении подверглась дискриминации и ей нанесены физические и нравственные страдания, в связи с чем просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

В судебном заседании истец на иске настаивала по доводам искового заявления и дополнительных письменных пояснений, указала, что работодателем нарушено Положение о службе в органах внутренних дел, ее не уведомили за два месяца об окончании контракта, не дали доработать до достижения выслуги лет, позволяющей ей получать дополнительные социальные гарантии. ДД.ММ.ГГГГ она подала рапорт на продление контракта, но решение по нему принято не было.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенном в письменном отзыве (л.д. ).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы личного дела Токаревой И.М., суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Согласно ч. 7 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1 (далее Положение), Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденной приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 668 (далее Инструкция).

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Статьей 59 Положения установлен предельный возраст пребывания на службе сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, они могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения 45 лет.

В силу пунктов 21, 24 Инструкции контракт заключается между гражданином (сотрудником) и МЧС России в лице руководителя организации МЧС России, имеющего право назначения на должность. Контракт заключается на срок, не превышающий предельного возраста нахождения на службе сотрудника, в соответствии со ст. 59 Положения. Согласно пункту 26 Инструкции сотрудники, достигшие предельного возраста, установленного статьей 59 Положения, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением.

В соответствии с п. "б" статьи 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного статьей 59 настоящего Положения. В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе - сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников (статья 59 Положения).

Порядок увольнения сотрудников установлен статьей 60 Положения и разделом XYII Инструкции. Сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения (статья 60 Положения). Прекращение службы в ФПС ГПС оформляется приказом (пункт 151 Инструкции). О предстоящем увольнении со службы сотрудник ставится в известность уведомлением, вручаемым сотруднику под роспись (пункт 161 Инструкции). До представления к увольнению сотрудники, по их просьбе, в установленном порядке направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе. Заключение военно-врачебной комиссии учитывается при определении основания увольнения (пункт 163 Инструкции).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Пермскому краю и Токаревой И.М. заключен служебный контракт на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым она проходила службу в должности старшего инспектора отделения надзорной деятельности города Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по городу Перми (л.д. 44).

ДД.ММ.ГГГГ Токаревой И.М. вручено уведомление о сокращении ее должности с ДД.ММ.ГГГГ и предстоящем увольнении на основании п. «Е» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по сокращению штатов).

ДД.ММ.ГГГГ Токаревой И.М. подан рапорт о продлении срока службы до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Директивой МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Токарева И.М. освобождена от занимаемой должности и зачислена в распоряжение Главного управления МЧС России по Пермскому краю с ДД.ММ.ГГГГ в связи с временной нетрудоспособностью.

ДД.ММ.ГГГГ Токаревой И.М. подан рапорт на имя начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю, в котором она просила уволить ее по п. «Б» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

Приказом Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Токарева И.М., находящаяся в распоряжении начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю, бывший старший инспектор отделения надзорной деятельности города Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по городу Перми управления надзорной деятельности ми профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю уволена с Государственной противопожарной службы МЧС России по Пермскому краю по пункту «Б» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что порядок увольнения, предусмотренный ст. 60 Положения, ответчиком был соблюден. О предстоящем истечении срока контракта и увольнении ее по достижении предельного возраста истец была уведомлена, о чем свидетельствует получение ею в ДД.ММ.ГГГГ направления на медицинское освидетельствование для определения годности к службе в связи с продлением срока службы.

При этом исходя из положений частей 3, 4, 5 ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации обязанность по оставлению на службе сотрудника государственной противопожарной службы, достигшего предельного срока службы, на руководителей учреждений федеральной государственной противопожарной службы не возложена. Вместе с тем, руководителям противопожарной службы предоставлено право продлить срок службы сотрудника сверх установленного срока с учетом соблюдения следующих условий: наличие положительной аттестации работника и отсутствие медицинских противопоказаний для продолжения службы.

Таким образом, продление срока службы сотрудника МЧС сверх установленного срока с учетом определенных в законодательстве обстоятельств или принятие решения об его увольнении в связи с достижением предельного возраста, является правом, а не обязанностью руководителя организации МЧС, в связи с чем доводы истца о том, что она подверглась дискриминации при увольнении, нельзя признать обоснованными.

При этом с учетом того, что должность, которую занимала Токарева И.М., подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ, то обстоятельство, что ответчиком не было принято решение по рапорту Токаревой И.М. о продлении срока службы от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о нарушении ее прав.

Кроме того, суд считает, что права истца ответчиком нарушены не были, поскольку фактически срок ее службы был продлен в соответствии с ее рапортом и она была уволена лишь ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного ею рапорта от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы истца о том, что при сокращении ее должности ей не предлагались все имеющиеся вакантные должности, не может быть принят во внимание, поскольку истец была уволена не по сокращению штатов, а по достижению предельного возраста службы.

При этом по смыслу ст. 394 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда предусмотрена лишь в случае признания увольнения незаконным. Требований о признании увольнения незаконным истцом не предъявлялось, приказ об увольнении не оспаривался. Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт увольнения истца без законных оснований, либо с нарушением установленного порядка увольнения, то оснований для компенсации ей морального вреда не имеется. Каких-либо нарушений трудовых прав истца, которые могли бы являться основанием для компенсации ей морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ судом также не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:


В удовлетворении исковых требований Токаревой И М к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Н.А. Иванова

Копия верна. Судья Иванова Н.А.

Суд:

Ленинский районный суд г. Перми (Пермский край) (подробнее)

Истцы:

Токарева И.М. (подробнее)

Ответчики:

ГУ МЧС России по Пермскому краю (подробнее)

Судьи дела:

Иванова Н.А. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По восстановлению на работе
Судебная практика по применению нормы ст. 394 ТК РФ