Решение № 2/2-24/2016 2/2-24/2016~2/М-16/2016 2/М-16/2016 от 17 ноября 2016 г. по делу № 2/2-24/2016

Урицкий районный суд (Орловская область) - Административное
Суть спора: 2.063 - Споры, возникающие из пенсионного законодательства -> Иски физических лиц к Пенсионному фонду... -> иные требования к Пенсионному фонду РФ

Дело №2\2-24\2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

с.Сосково 17 ноября 2016 года

Урицкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Васильковой С.С.,

с участием истца Хлюпкина А.Г.,

представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области Ч.И.Б., действующего по доверенности,

при ведении протокола секретарём Н.К.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда

гражданское дело по иску Хлюпкина А.Г. к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в Сосковском районе о включении периода проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период для назначения пенсии по старости досрочно и признании права на назначении пенсии досрочно,

у с т а н о в и л:


Хлюпкин А.Г. обратился в суд с требованием к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сосковском районе о включении периода проживания на территории зоны с льготным социально–экономическим статусом в <адрес> Сосковского района Орловской области с 26.04.1986г. по 01.01.1992г. и назначении пенсии по старости досрочно, в обоснование которого указал, что с ДД.ММ.ГГГГг, с момента заключения брака, и по настоящее вместе со своей семьей он проживает в <адрес>, относящимся к зоне с льготным социально–экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

29 сентября 2016г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в чем ему было отказано в связи с неподтверждением периода проживания с 26.04.1986г. по 01.01.1992г. с регистрацией по месту жительства.

Полагая отказ Управления пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, просил суд обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в указанной период на территории, относящейся к зоне с льготным социально - экономическим статусом с 05.10.2016г.

В судебном заседании Хлюпкин А.Г. заявленное требование поддержал, просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в связи с постоянным проживанием с 01.01.1982г в <адрес>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Пояснил, что с момента регистрации брака с Р.Ш.С. ДД.ММ.ГГГГ проживал и проживает в настоящее время в <адрес> в доме родителей жены, работал механизатором в сельскохозяйственном предприятии «Рыжковское», расположенном в <адрес>, находящимся в 1 км от <адрес>. Там же, в <адрес>, в его семье родились двое детей: дочь Т.Р.А. ДД.ММ.ГГГГ, сын Н.В.Т. ДД.ММ.ГГГГ, дети обучались в Рыжковской средней школе. При обращении с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ ответчик учёл данные о его регистрации в <адрес> с 02.11.1992г по 31.01.1998г, при этом он со своей семьей проживал постоянно в <адрес> с 01.01.1982г, в том числе и на 26.04.1986г. Полагает, что факт проживания в поселке, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, дает ему право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на три года, просит спорный период с 26.04.1986г. по 01.01.1992г. признать периодом его постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включить в общий период проживания в <адрес>.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе по доверенности Ч.И.Б. заявленное истцом требование не признал, указав, что при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии досрочно истцом были представлены документы, подтверждающие его проживание в <адрес> с 02.11.1992г по 31.01.1998г. Период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составил 5 лет 03 мес., не достаточный для признания права на снижение возраста выхода на пенсию на три года, в связи с чем ему было отказано в назначении пенсии досрочно. Документов о регистрации истца с 26.04.1986г. по 01.01.1992г в <адрес> не имеется, факт постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в том числе на 26.04.1986г, не подтвержден. Спора о наличии необходимого страхового стажа не имеется.

Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

По статье 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 названного Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения

Статьей 10 Федерального Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, по п.7 ч.1 ст.10 указанного закона граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеют право на пенсию по данному закону.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 года ( в ред. от 25.04.1995) N 237-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения" <адрес> находился в перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, определенным Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", до 31 января 1998г. Указанное Распоряжение утратило силу с 1 февраля 1998 года по Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582.

Положения статей 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 29.09.2016 года Хлюпкин А.Г., 05.10.1959 года рождения, обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Сосковском районе с заявлением о назначении ему пенсии со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

11.10.2016г года ответчиком было отказано истцу в досрочном назначении пенсии по тем основаниям, что он не имеет права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, поскольку его постоянное проживание в период с 26.04.1986г. по 01.11.1992г не подтверждено, в связи с чем за ним не признано права на снижение общеустановленного пенсионного возраста и назначение пенсии (л.д. 7,8).

При рассмотрении дела судом установлено, что Хлюпкин А.Г. с 01 января 1982 года по настоящее время постоянно проживает в <адрес>, который, согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 года ( в ред. от 25.04.1995) N 237-р, относился с 1986 года до 31.01.1998г к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы истца о его фактическом постоянном проживании в <адрес> с 01.01.1982г суд находит подтвержденными исследованными судом доказательствами:

- показаниями свидетеля Свидетель №1, из которых видно, что она с 1981г постоянно проживает в <адрес>, помнит, что в 1982г в этом же поселке стал проживать Хлюпкин А.Г. после регистрации брака с Р.Ш.С., они жили в доме родителей Р.Ш.С., находящимся рядом с домом свидетеля, проживают там же в настоящее время. Хлюпкин А.Г. работал в сельхозпредприятии «Рыжковское», затем свидетель совместно с ним работала в передвижной механизированной колонне №, на работу их возил автобус из <адрес> в <адрес>;

-аналогичными показаниями свидетеля Свидетель №3,

-показаниями свидетеля Свидетель №2, из которых видно, что он постоянно проживает в <адрес>, в 1 км от <адрес>, помнит, что Хлюпкин А.Г. переехал в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ после свадьбы с Р.Ш.С., работал совместно с истцом в сельхозпредприятии «Рыжковское», в <адрес> проживает постоянно.

Согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГг Хлюпкин А.Г и Р.Ш.С. заключили брак 01.01.1982г в Рыжковском сельском Совете Урицкого района Орловской области (л.д.11); в семье Т.П.А. родились дети: ДД.ММ.ГГГГг дочь Т.Р.А., ДД.ММ.ГГГГг сын Н.В.Т., дети родились в <адрес>(л.д.9,10).

По данным паспорта № Хлюпкин А.Г. зарегистрирован в <адрес> с 02.11.1992г (л.д.12).

Из записей трудовой книжки Хлюпкина А.Г. следует, что 01.02.1982г он был принят на работу в совхоз «Рыжковский», в котором работал до 10.03.1988г (л.д.13,14), указанные данные также подтверждены сведениями о получении им заработной платы с марта 1986г по март 1988г в совхозе «Рыжковский» согласно архивной справке отдела культуры и архивного дела администрации <адрес> от 02.112016г № Х-16 (л.д.54).

По сведениям похозяйственной книги № Рыжковского сельского Совета по <адрес>, Грошевский видно, что в <адрес> в семье Г.В.О. на 01.01.1986г по 01.01.1990г был учтён муж её дочери Хлюпкин А.Г., 1959 г.р., (л.д.16,19), также он был учтён в период с 01.01.1991г по 01.01.1997г(л.д.20-22), по сведениям похозяйственной книги № Рыжковского сельского Совета по <адрес>, Грошевский видно, что в семье С.Н.А. в <адрес> на 01.01.1983г по 01.01.1985г был учтен муж его дочери Хлюпкин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-49).

Согласно Постановлению Государственного Комитета СССР по статистике от 25 мая 1990г. № 69 «Об утверждении указаний по ведению похозяйственного учёта в сельских советах народных депутатов» в похозяйственную книгу (форма N 1) записываются члены хозяйств всех общественных групп (хозяйства колхозников, рабочих, служащих, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, крестьянские хозяйства и пр.), которые постоянно проживают на территории сельского Совета, независимо от наличия у них построек, усадьбы и скота (п.10). В разделе I "Список членов хозяйства", в строке 2-й "Отношение к члену хозяйства, записанному первым" под его фамилией записывается "глава", а против фамилии всех остальных членов семьи записываются родственные отношения их к новому главе хозяйства (семьи) - "отец", "мать", "жена", "муж", "брат", "сестра", "дочь", "сын" и т.д.(п.14.2). До названного Постановления действовали Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах, утвержденные Госкомстатом СССР 12.05.85 N 5-24/26 с аналогичными положениями.

Следовательно, Хлюпкин А.Г. был учтён в похозяйственных книгах Рыжковского сельского совета, на территории которого расположен <адрес>, как постоянно проживающее на территории сельского совета лицо с 01.01.1983г по 01.01.1997г.

Согласно сведениям домовой книги для прописки граждан по Рыжковскому сельскому совету Рыжковского сельского поселения Хлюпкин А.Г. был зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.36). Представленными аттестатами о среднем (полном) общем образовании подтверждено, что дети истца Т.О.Г. и М.П.А. обучались в Рыжковской средней школе (л.д.50-53).

По сведениям домовой книги для прописки граждан в д.Звягинцево Сосковского сельского поселения видно, что Хлюпкин А.Г. был учтён до обмена паспорта, то есть до исполнения ему возраста 25 лет, до 1984г.

Оценив исследованные доказательства, суд признает их допустимыми, достоверными, согласующимися между собой, в совокупности подтверждающими факт постоянного проживания Хлюпкина А.Г. совместно с членами его семьи с 01.01.1982г, в том числе и на 26.04.1986г, по настоящее время в <адрес>, относящемуся до 31.01.1998г. к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 01.01.1982г по 01.11.1992г без регистрации, что не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законами РФ.

Признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию.

Правом на получение мер социальной поддержки наделяются граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Поэтому, период проживания Хлюпкина А.Г. в <адрес> с 26.04.1986г по 01.11.1992г в отсутствие регистрации подлежит зачету в период проживания в зоне с льготно-экономическим статусом, с 02.11.1992г по 31.01.1998г. как лица, постоянное проживание которого в такой зоне подтверждено документально.

Доводы представителя ответчика УПФ РФ в <адрес> о том, что период проживания истца в <адрес> с 01.01.1982г по 01.11.1992г без регистрации не может быть включён в период проживания в отсутствие регистрации, что факт проживания может быть подтвержден только регистрацией, необоснованны, поскольку в силу закона отсутствие у гражданина регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, также и Закон РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм о том, что факт проживания в зоне с льготно-экономическим статусом может быть подтвержден только регистрацией по месту жительства.

Согласно п.4 разъяснения "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 19.04.2000 N 33 в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Поскольку общая продолжительность постоянного проживания Хлюпкина А.Г. в населённом пункте, относящемся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 11 лет 08 месяцев, у него возникло право на уменьшение возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на три года, на 1 год - первоначальная величина и на 2 года за 11 лет проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Хлюпкин А.Г., ДД.ММ.ГГГГ обратился в Пенсионный фонд 29.09.2016г, днём возникновения права на указанную пенсию следует считать 05.10.2016г, требование истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочно трудовую пенсию подлежит удовлетворению со дня возникновения права на пенсию.

Согласно ч.1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса, на основании чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования Хлюпкина А.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сосковском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Хлюпкиным А.Г., ДД.ММ.ГГГГ право на назначение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Сосковском районе Орловской области назначить Хлюпкину А.Г. досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области в пользу Хлюпкина А.Г. 300 (триста) рублей в возмещение расходов по государственной пошлине.

Решение суда может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, с принесением жалобы через Урицкий районный суд Орловской области.

Мотивированное решение суда изготовлено 21 ноября 2016г.

Председательствующий С.С.Василькова

Суд:

Урицкий районный суд (Орловская область) (подробнее)

Истцы:

Хлюпкин А.Г. (подробнее)

Ответчики:

Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Сосковском районе Орловской области (подробнее)

Судьи дела:

Василькова С.С. (судья) (подробнее)