Решение № 2-2007/2010 2-2007/2010~М-2495/2010 М-2495/2010 от 15 сентября 2010 г. по делу № 2-2007/2010

Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) - Гражданское
Суть спора: О защите прав потреб. - из договоров в сфере торговли, услуг и т.п.


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации.

г.Астрахань 15 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Апостолова К.В.,

при секретаре Гусевой К.В.,

в присутствии представителя истца Илюхиной Е.В.,

представителя ответчика Емельяновой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (Роспотребнадзора по Астраханской области) к ООО «Л» о признании противоправными действий и обязании производить расчет с гражданами по показаниям приборов учета,

У С Т А Н О В И Л:


Управление Роспотребнадзора по Астраханской области обратилось в суд с иском в защиту прав неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий ООО «Л», выразившихся в отказе потребителям, выбравшим непосредственный способ управления в оплате за потребляемую горячую воду по показаниям приборов учета, и выставления требования об оплате по утвержденным нормативам потребления.

В обоснования своих требования истец указывает, что к ним поступили обращения от граждан- потребителей, проживающих на территории г. Астрахани, по вопросу взимания платы за горячую воду не по показаниям приборов учета, а по установленным нормативам потребления ресурсоснабжающей организацией ООО «Л», в лице его филиала в г. Астрахани (ООО «Л» филиал в городе Астрахани).

Граждане, пользующиеся услугой горячего водоснабжения для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, являются потребителями (абз.3 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее Закон), и абз.3 п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 (далее Правила).

ООО «Л» отказывает потребителям, избравшим форму непосредственного управления многоквартирным домом, производить оплату за горячую воду по показаниям квартирных приборов учета при отсутствии общедомовых приборов учета.

Исходя из п.1 ст. 544 ГК оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Данные правила в соответствии со ст. 548 ГК РФ применяются к отношениям связанным со снабжением горячей водой.

Действия ООО «Л», ущемляют права потребителей при получении услуги горячего водоснабжения. Взимание платы с граждан по утвержденному нормативу при наличии приборов учета противоречит пункту 16 Правил.

В соответствии с п. 16 Правил, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общих) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Ряд граждан используют приборы учета для оплаты за горячее водоснабжение с Д.М.Г. года, так как в Д.М.Г. году истек или истекает срок госповерки, потребителями произведена замена приборов учета. Филиалом «Л» в г. Астрахани им отказано в опломбировании счетчиков горячей воды, оплата по показаниям приборов учета не принимается.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Потребителями установлены приборы учета

В судебном заседании представитель истца по доверенности требования поддержал, просил их удовлетворить полностью.

Представитель ООО «Л» исковые требования не признал, пояснив суду, что ООО «Л» не является «исполнителем», так как не отвечает необходимому квалифицирующему признаку (не «отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги»). В соответствии с п.7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

При этом п.3 Правил устанавливает, что средством измерения, используемым для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, является «коллективный (общедомовой) прибор учета».

Исходя из вышеизложенных положений Правил:

а) ООО «Л» является ресурсоснабжающей организацией, так как как минимум, не отвечает одному из критериев «исполнителя» - не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги: не обладает соответствующим персоналом, разрешениями и проч. для осуществления данного вида деятельности; не заключало договоры с собственниками жилых помещений, в соответствии с которыми ООО «Л» на основании п.7 Правил принимает на себя обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем;

б) ООО «Л» несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры;

в) собственники жилых помещений должны оплачивать приобретенные у ресурсоснабжающей организации (ООО «Л») коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.

Дальнейшее распределение платы между собственниками жилых помещений не входит в компетенцию ресурсоснабжающей организации (абз.2 п.7 Правил).

По указанным основаниям у ресурсоснабжающей организации (ООО «Л») при непосредственной форме управления отсутствуют основания для определения размера платы исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а также иные обязательства, связанные с эксплуатацией такого рода приборов учета (в т.ч. в части опломбирования данных приборов учета).

В части ссылки истца на п.1. ст.544 ГК РФ необходимо отметить следующее. В соответствии с данным пунктом, действительно, плата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Однако положения данного пункта применяются, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В п.1 ст.548 ГК РФ также установлено, что правила, предусмотренные ст.544 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Исходя из этого, а также с учетом п.8 ст.5 ЖК РФ, нормы Правил, принятых в соответствие с ЖК РФ, в данных отношениях имеют большую юридическую силу по сравнению с нормами ГК РФ. Данная позиция подтверждена соответствующими разъяснениями Минрегиона РФ, которому предоставлено право официального толкования Правил (напр., письма от 13.02.2007 г. № 2479-РМ/07 и от 29.11.2007 г. № 21492-СК/07).

При этом необходимо также учитывать выводы Постановления Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 № 525/09 по делу № A31-333/2008-8, в соответствии с которым «при отсутствии приборов учета [в контексте рассмотренного вопроса - коллективных (общедомовых) приборов учета] должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению № 2 к Правилам № 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги». Данный вывод сформулирован применительно к отношениям между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, однако учитывая принцип единообразного применения законодательства, указанный вывод должен быть использован и в рассматриваемом случае, т.к. при непосредственном управлении собственники помещений фактически «заменяют» исполнителя коммунальных услуг, который должен приобретать коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации при иных формах управления многоквартирным домом.

Выслушав стороны по делу и изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим причинам.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 4 статьи 3 Гражданского кодекса РФ на основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает способы управления многоквартирным домом. Согласно статье 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственник квартиры несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (статья 30 Жилищного кодекса РФ).

При непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ).

К данным отношениям применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 548 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера, платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Положения абзаца 2 пункта 7 Правил содержат специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Пунктом 21 Правил определяется размер платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативам потребления.

Правилами предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения.

Как уже указывалось выше, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем. указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п.5 и 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденном Постановлением Правительства РФ 13.08.2006г. № 491 «В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов па отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.»

Согласно п.8 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» утвержденном Постановлением Правительства РФ 13.08.2006г. № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя границы стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещении с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом».

Таким образом исходя из вышеизложенного следует вывод о том, что к правоотношениям возникающим между потребителями, в интересах которых выступает Роспотребнадзор и ООО «Л» применяются именно Правила представления коммунальных услуг гражданам, так как данные нормы является специальными по отношению к ст. 544 ГК РФ.

При этом ООО «Л» выступает в качестве ресурсоснабжающей организации и поскольку у потребителей не установлены счетчики на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, потребление правомерно рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг.

Применение же при расчете с ООО «Л» показаний индивидуальных приборов учета означает возложение на ответчика обязанностей по содержанию внутридомовых сетей и не учитывает неизбежные потери в них.

Вопреки позиции истца, к рассматриваемым правоотношениям не применимы положения ст. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку в ней говорится о расчете за коммунальные услуги, а в соответствии со ст. 3 указанных правил коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг, а исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, что в данном случае к ответчику не применимо.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (Роспотребнадзора по Астраханской области) к ООО «Л» о признании противоправными действий и обязании производить расчет с гражданами по показаниям приборов учета, отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней через районный суд, вынесший решение.

Судья Апостолов К.В.

Суд:

Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) (подробнее)

Истцы:

УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АО в инт неопред круга лиц (подробнее)

Ответчики:

ООО "Лукойл -ТТК" (подробнее)

Судьи дела:

Апостолов Константин Вадимович (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Признание права пользования жилым помещением
Судебная практика по применению норм ст. 30, 31 ЖК РФ

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ