Решение № 2А-47/2016 2А-47/2016~М-26/2016 М-26/2016 от 24 марта 2016 г. по делу № 2А-47/2016

Тегульдетский районный суд (Томская область) - Гражданское
Суть спора: (адм.) об оспаривании решений, действий (бездействия) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Дело № 2а-47/2016


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2016 г. с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Родикова А.А., при секретаре судебного заседания Викторовой Л.Н., с участием административного истца С., с участием представителя административного истца Курасова И.В., действующего на основании доверенности /..../, в отсутствие представителя административного ответчика - /..../, с участием представителя административного ответчика Военного комиссариата Томской области Двоеглазовой И.И., действующей на основании доверенности /..../, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С. к /..../ о признании незаконным и отмене решения /..../ /..../ в части признания С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,

установил:


С.обратился в суд с административным иском к /..../ о признании незаконным и отмене решения административного ответчика от /..../ в части признания административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Как следует из административного искового заявления, /..../ административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Административный истец полагает указанное признание незаконным, поскольку военный комиссариат в отношении него не проводил работу по призыву на военную службу, а с его стороны действий, свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, совершено не было. Признание административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нарушает его права и законные интересы в части получения временного удостоверения взамен военного билета и характеризует его как уклоняющегося от прохождения военной службы.

Впоследствии ненадлежащий ответчик /..../ заменен на надлежащих ответчиков /..../.

В судебном заседании административный истец С. поддержал административный иск, указывая, что не скрывался от военного комиссариата.

Представитель административного истца Курасов И.В. поддержал административный иск, указывая на неисполнение административным ответчиком необходимого комплекса мероприятий по призыву административного истца на военную службу, на отсутствие уклонения административного истца от прохождения военной службы.

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика - /..../. Из отзыва /..../ следует, что административный ответчик не согласен с заявлением по следующим основаниям: М. поставлен на воинский учет /..../, /..../ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, предусмотренная пп. «а» п.2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до /..../, /..../ он снят с воинского учета в связи с убытием в /..../. Он состоял на воинском учете в отделе /..../ с /..../ по /..../, когда был снят с воинского учета по заявлению о перемене места жительства и убытии из /..../, находился в розыске /..../., сотрудники отдела /..../ проводили розыскные мероприятия, он снят с воинского учета призывников по достижении /..../ возраста. Только /..../. он обратился в отдел /..../ для постановки на воинский учет и получения военного билета, /..../.

В судебном заседании представитель административного ответчика /..../ Двоеглазова И.И. не признала административный иск, указывая на неявку административного истца в /..../ для постановки на воинский учет после убытия из /..../, /..../

Изучив доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему:

в силу частей 1, 2 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Нарушения установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока обращения с административным исковым заявлением в суд не установлены.

В силу частей 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно пункту 2 статьи 1 указанного Федерального закона граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом.

Как следует из абзацев первого, второго, шестого пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;

явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Федерального закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с указанным Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 22 указанного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).

Как следует из пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Состав призывной комиссии определен статьей 27 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 указанного Федерального закона призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 данное статьи (далее также - заключение), на основании указанного Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Заключение /..../ о признании административного ответчика не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зафиксировано в протоколе от /..../, подписанном председателем призывной комиссии и ее членами, что соответствует требованиям пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».

Таким образом, оспариваемое заключение вынесено компетентным органом, в пределах его полномочий, в установленной законом форме, соблюден порядок его принятия.

Как следует из пункта 1 статьи 52 Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации;

не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;

не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;

уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

прошедших альтернативную гражданскую службу;

женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 указанного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 указанного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2,подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Следовательно, к юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельствам относятся факт непрохождения гражданином военной службы по призыву после 1 января 2014 г., факт отсутствия законных оснований для этого. При наличии указанных оснований призывная комиссия обязана признать гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В противном случае она может принять решение о зачислении гражданина в запас по иным основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (непрохождение военной службы в связи с освобождением от призыва на военную службу, непрохождение военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет и иным).

Как установлено судом, административный истец С. достиг на момент рассмотрения дела судом возраста /..../, обязан был состоять на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, военную службу по призыву не проходил, в том числе в период с /..../ по /..../, законных оснований для этого в указанный период не имел.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются совокупностью исследованных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств.

Так, как следует из копии записи акта о рождении, административный истец родился /..../.

Согласно копии личного дела призывника он признан годным к военной службе, не проходил военную службу по призыву, /..../

Из объяснений административного истца также следует, что он не прошел военную службу по призыву, имел законное основание для непрохождения военной службы по призыву в период /..../ /..../.

При таких обстоятельствах /..../ в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», обязана была признать административного истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Основания для принятия иного решения у /..../ в соответствии с указанными правовыми нормами отсутствовали. Административным истцом также не обоснована возможность принятия /..../ при указанных обстоятельствах иного решения, соответствующего указанным правовым нормам.

Таким образом, имелись достаточные основания для вынесения оспариваемого заключения, его содержание соответствует указанным нормативным правовым актам.

Следовательно, основания для признания незаконным и отмены решения /..../ от /..../ отсутствуют, административный иск не может быть удовлетворен.

Иные исследованные доказательства, в том числе показания свидетелей С. и П., не опровергают вывод суда о непрохождении административным истцом в период с /..../ по /..../ военной службы по призыву при отсутствии законных оснований для этого, следовательно, не могут служить основанием для признания незаконным и отмены решения /..../ от /..../

Доводы стороны административного истца, направленные на иную оценку указанных обстоятельств, являются несостоятельными.

Так, в нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороной административного истца не обосновано противоречие оспариваемого акта правовым нормам пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пункта 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации».

В соответствии с указанными правовыми нормами при установлении факта непрохождения административным истцом в период с /..../ по /..../ военной службы по призыву при отсутствии законных оснований для этого /..../ не могла принять иное решение.

Кроме того, судом установлен факт неисполнения административным истцом установленной абзацем шестым пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязанности явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет при переезде на новое место жительства.

Аналогичная обязанность установлена подпунктом «д» пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 719.

Так, как следует из копии заявления административного истца от /..../, он обратился в военный комиссариат по месту жительства в /..../ с просьбой снять его с воинского учета по причине убытия в /..../, был предупрежден о необходимости постановки на воинский учет по месту прибытия, однако, до достижения возраста /..../ на учет /..../ не встал.

Как следует из копий материалов личного дела призывника, он разыскивался военным комиссариатом до достижения возраста /..../.

Довод стороны административного истца о неисполнении административным ответчиком необходимого комплекса мероприятий по призыву административного истца на военную службу опровергаются копией личного дела призывника, содержащей копии розыскных карточек, запросов, писем на имя матери административного истца, и других документов, подтверждающих проведение работы по розыску призывника.

Учитывая, что административный истец своевременно не встал на воинский учет по новому месту жительства, административный ответчик был лишен возможности призвать его для прохождения военной службы по призыву.

/..../

Таким образом, каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих прохождению административным истцом военной службы, судом не установлено. Непрохождение административным истцом военной службы по призыву, за исключением периода отсрочки, обусловлено отношением С. к исполнению своей конституционной обязанности, неисполнением им обязанности встать на воинский учет при смене места жительства. Его права, свободы и законные интересы не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:


Отказать в полном объеме в удовлетворении административного иска С. к /..../ о признании незаконным и отмене решения /..../ от /..../ в части признания С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области.

Председательствующий подпись А.А. Родиков

Суд:

Тегульдетский районный суд (Томская область) (подробнее)

Истцы:

Соловьев А. П. (подробнее)

Ответчики:

Военный комиссариат Томской области (подробнее)
Призывная комиссия Тегульдетского района Томской области (подробнее)

Судьи дела:

Родиков А.А. (судья) (подробнее)