Решение № 2А-35/2016 2А-35/2016(2А-639/2015;)~М-565/2015 2А-639/2015 М-565/2015 от 21 января 2016 г. по делу № 2А-35/2016

Манский районный суд (Красноярский край) - Гражданское
Суть спора: (адм.) иные административные дела

Административное дело № 2А-35/16


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

(мотивированное)

21 января 2016 г. с. Шалинское

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Седневой Т.А.,

с участием административного истца в лице прокурора Манского района Красноярского края Симоненко С.А.,

с участием представителей административного ответчика Манского районного Совета депутатов Красноярского края в лице Юрченко С.Н., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о наличии высшего юридического образования от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в лице Резникова С.Г., представшего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, диплом о наличии высшего юридического образования от ДД.ММ.ГГГГ № №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-35/16 по административному исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края об установлении факта неисполнения судебного решения,

УСТАНОВИЛ:


24 ноября 2015 г. прокурор Манского района Красноярского края (прокурор) обратился в Манский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением к Манскому районному Совету депутатов Красноярского края (далее - Совет) об установлении факта неисполнения судебного решения.

Исковые требования прокурора аргументированы тем, что 17 марта 2015 г. вступил в силу Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», которым определен порядок избрания глав муниципальных образований, и согласно этому глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, однако ч. 4 ст. 13 Устава Манского района Красноярского края, принятого Советом 17 июня 1998 г. (далее - Устав), предусмотрен иной порядок избрания главы Манского района, согласно которому глава района избирается депутатами Совета из своего состава <данные изъяты> голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности. Решением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г. удовлетворены требования прокурора о признания частично недействующими отдельных норм Устава, в том числе ч. 4 ст. 13, регламентирующей порядок избрания главы района, однако до настоящего времени изменений в Устав Советом не принято, хотя ДД.ММ.ГГГГ Советом принято решение об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов на замещение должности главы района. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в чч. 1, 2 ст. 73 предусмотрено, что в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Нарушение, допускаемое Советом при неисполнении решения суда от 02 июля 2015 г., с учетом требования ч. 1 ст. 73 указанного Федерального закона, влечет возбуждение процедуры роспуска Совета, однако для этого необходимо установление судом факта неисполнения решения суда о признании недействующим нормативно-правового акта в течение 3 месяцев. Непринятие Советом мер по приведению Устава в соответствие с требованиями закона ограничивает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления посредством участия в конкурсе на право занятия должности главы Манского района.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, прокурор просит суд: установить факт бездействия Манского районного Совета депутатов в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения Манского районного суда от 02 июля 2015 г. по приведению Устава района в соответствие с требованиями закона.

Определением Манского районного суда Красноярского края от 27 ноября 2015 г. в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Красноярского края.

ДД.ММ.ГГГГ от Губернатора Красноярского края в суд поступили объяснения, в которых указывается на то, что 02 июля 2015 г. решением суда признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу отдельные положения Устава, при этом, согласно тексту судебного решения, представитель Совета признала, что действующее законодательство обязывает Совет привести Устав в соответствие с Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»». 04 августа 2015 г. решение суда от 02 июля 2015 г. вступило в законную силу, однако по сведениям прокурора по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ соответствующих изменений в Устав не внесено, решение суда не исполнено. Решение суда об установлении судом неисполнение судебного акта имеет юридическое значение и влечет для Губернатора Красноярского края правовые последствия, вытекающие из содержания вышеназванной ст. 73 указанного Федерального закона, а соответственно при таких данных требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.

ДД.ММ.ГГГГ от Совета поступили возражения на административное исковое заявление прокурора, в которых указывается на то, что доводы прокурора о том, что Устав не приведен в соответствие с Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», являются несостоятельными, поскольку решением суда от 02 июля 2015 г. п. 4 ст. 13 Устава в части слов «из своего состава» признан недействующим с момента вступления указанного решения суда и п. 4 ст. 13 Устава указанным решением приведен в соответствие с указанным Законом Красноярского края. Исковые требования прокурора в рамках КАС РФ обусловлены тем, что Советом не исполняется решение суда от 02 июля 2015 г., однако при этом прокурор не указывает, на каком основании его необходимо его исполнять. 06 июля 2015 г. решение суда от 02 июля 2015 г. было опубликовано в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» № 27, а соответственно при таких данных Советом указанный судебный акт исполнен. Решением суда от 10 июля 2015 г., вступившим в законную силу 04 августа 2015 г., к тому же удовлетворено заявление прокурора по вопросу признания незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложения на него обязанности устранить допущенное нарушение в части не приведения Устава в соответствие со ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884, при этом на Совет возложена обязанность поставить на рассмотрение ближайшей сессии вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Устав, обусловленных действием ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884. Депутатский корпус Совета состоит из 20 депутатов и для принятия решения о внесении изменений в Устав необходимо, чтобы за проект проголосовало 14 депутатов. ДД.ММ.ГГГГ состоялась ближайшая сессия Совета, однако на ней лишь были разрешены организационные вопросы, при этом исполняющая обязанности главы Манского района Ламберг М.П. напомнила депутатам о неоходимости на ближайшей сессии проголосовать за проект решения о внесения изменений и дополнений в Устав, в том числе по вопросу избрания главы района. ДД.ММ.ГГГГ на заседании сессии Совета отсутствовало 5 депутатов, а 3 депутата покинули заседание сессии. ДД.ММ.ГГГГ вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав на заседание сессии Совета не ставился. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета 12 депутатов проголосовало за проект внесения изменений и дополнений в Устав, однако 3 депутатов высказались против, 2 депутатов - воздержались. ДД.ММ.ГГГГ на заседании сессии присутствовало 14 депутатов, однако 1 депутат покинул заседание сессии Совета. ДД.ММ.ГГГГ заседание Совета сессии покинули 6 депутатов, 2 депутатов отсутствовали на сессии с самого начала, а оставшихся голосов 12 депутатов не хватало для принятия решения Совета о внесении изменений и дополнений в Устав. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на заседаниях Совета сессии присутствовало 12 депутатов. Непринятие изменений и дополнений в Устав по исполнение решения от 02 июля 2015 г. при таких данных не состоялось в связи с отсутствием необходимого количества депутатов Совета для принятия соответствующего решения. Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ч 2-1 ст. 73 предусмотрено, что в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Непринятие изменений и дополнений в Устав обусловлено тем, что заседания сессий Совета проводится при наличии менее 14 депутатов, то есть неправомочным составом уже три месяца начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а соответственно инициирование роспуска Совета, вопреки доводам прокурора, должно вестись по основанию, предусмотренному ч. 2-1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а не по ч. 1 ст. 73 указанного Федерального закона.

Административный истец в лице прокурора Симоненко С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд признать факт неисполнения Советом в течение трех месяцев вступившего в законную силу судебного решения от 02 июля 2015 г. о признании частично недействующим отдельных норм Устава, указал на то, что до настоящего времени соответствующие изменения и дополнения в Устав не внесены.

Представители административного ответчика Совета в лице Резникова С.Г. и Юрченко С.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора не согласились по основаниям, указанным в возражениях от 20 января 2015 г., просили в случае установления судом факта неисполнения судебного решения от 02 июля 2015 г. обусловить данное неисполнение непроведением Советом правомочных заседаний на протяжении трех месяцев подряд, указали на то, что указанное решение суда не исполняется, поскольку отсутствует необходимый кворум депутатских голосов для принятия изменений и дополнений в Устав, часть депутатов не ходит на заседания сессий Совета, часть их самовольно покидает.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Красноярского края в зал судебного заседания не явился, согласно поданным объяснениям, просит провести судебное разбирательство без его участия.

Исследовав представленные сторонами доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правилами п. Н ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Нормативное толкование указанных положений ст. 12 и п. Н ч. 1 ст. 72 Конституции РФ свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, определяющие структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в целях установления организации системы органов местного самоуправления на территории РФ.

Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» пересмотрены положения ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», и, согласно действующей редакции ст. 2 упомянутого Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884, глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных п. 2- 6 ст. 2 этого Закона, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Муниципальные образования в виде районов Красноярского края не относятся к числу исключений, указанных в п. 2-6 ст. 2 Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».

Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» принят во исполнение положений ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ).

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 данного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию; 4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; 5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Положениями ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрено, что глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в чч. 1, 2 ст. 37 закреплено что: 1) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ; 2) местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; 3) главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, при этом контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Правилами ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.

ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Манским районным Советом депутатов Красноярского края (далее - Совет) принят Устав Манского района Красноярского края (далее - Устав), текст которого опубликован на официальном сайте Министерства юстиции РФ в разделе «нормативные правовые акты» (zakon.scli.ru), при этом полный текст Устава опубликован в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от ДД.ММ.ГГГГ №, последние изменения в указанный документ внесены решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ № с публикацией в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» от ДД.ММ.ГГГГ №.

Уставом в пп. 1 - 4 ст. 6 (в редакции действующей до принятия Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»») была утверждена структура органов местного самоуправления Манского района, в которую входили: 1) Манский районный Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, состоящий из 20 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании; 2) глава Манского района - высшее должностное лицо, избираемое представительным органом из своего состава, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района; 3) администрация Манского района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса; 4) контрольно-счетный орган Манского района - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля.

Правилами ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Решением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г., вступившим в законную силу 04 августа 2015 г., в связи с бездействием Совета по реализации требований Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», признаны недействующими с момента вступления судебного решения в законную силу: 1) положения п. 3 ст. 3 Устава Манского района Красноярского края, принятого Манским районным Советом депутатов Красноярского края 17 июня 1998 г., зарегистрированного в Управлении юстиции администрации Красноярского края 14 июля 1998 г. (свидетельство № 93), в части слов «руководителем администрации района»; 2) положения п. 2 ст. 6 этого же Устава в части слов «избираемое представительным органом из своего состава,»; 3) положения п. 3 ст. 6 этого же Устава в части слов «Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.»; 4) положения п. 1 ст. 9.3 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 5) положения п. 4 ст. 13 этого же Устава в части слов «из своего состава»; 6) положения п. 5 ст. 13 этого же Устава в части слов «Главой района может быть избран депутат Совета в возрасте 18 лет, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.»; 7) положения п. 1 ст. 14 этого же Устава в части слов «, из состава которого он избран»; 8) положения п. 6 ст. 15, подп. 3, 5 ст. 16 этого же Устава полностью; 9) положения подп. 4 ст. 16 этого же Устава в части слов «является председателем районного Совета депутатов, организует его работу,»; 10) положения п. 1 ст. 17 этого же Устава в части слов «До избрания нового главы района, полномочия главы района исполняет заместитель председателя Совета депутатов, а в случае отсутствия - иной депутат по решению Совета.»; 11) положения п. 2 ст. 17 этого же Устава полностью; 12) положения п. 3 ст. 17 в части слов «Заместитель председателя Совета депутатов не может быть освобожден от должности во время исполнения им обязанностей главы района.»; 13) положения п. 1 ст. 19 этого же Устава в части полномочий главы района по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов и руководителя администрации Манского района; 14) положения п. 1 ст. 21 этого же Устава в части слов «Председателем Совета депутатов является Глава района»; 15) положения подпп. 2, 3 п. 2 ст. 21 этого же Устава в части слов «руководителя администрации района,»; 16) положения подп. 10 п. 1 ст. 23 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации Манского района»; 17) положения подп. 11 п. 1 ст. 23 этого же Устава полностью; 18) положения абз. 2 п. 2 ст. 24 этого же Устава в части полномочий заместителя председателя Совета депутатов по подписанию решений Совета депутатов в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы района; 19) положения п. 2 ст. 26 этого же Устава в части слов «Руководитель администрации района и»; 20) положения п. 3 ст. 26 этого же Устава в части полномочий Совета по заслушиванию ежегодного отчета руководителя администрации Манского района о результатах его деятельности, и права Совета на основании решения принятого путем открытого голосования не менее одной трети от установленного числа депутатов потребовать отчета руководителя администрации Манского района; 21) положения п. 4 ст. 27, подп. 4 ст. 30 этого же Устава полностью; 22) положения п. 6 ст. 30 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 23) положения ст. ст. 31, 32, п. 1 ст. 33 этого же Устава полностью; 22) положения п. 4 ст. 33 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района; 23) положения пп. 3, 4 ст. 34, п. 3 ст. 35, ст. 35-1, п. 3 ст. 35-2, подп. 3 п. 3 ст. 37, абз. 1 п. 2 ст. 47 этого же Устава полностью; 24) положения абз. 3 п. 3 ст. 56 этого же Устава в части слов «руководителю администрации района»; 24) положения абз. 2 п. 2 ст. 58 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 25) положения абз. 2 ст. 59 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 26) положения ст. 63-2 этого же Устава в части ответственности руководителя администрации района перед государством.

Решение суда от 02 июля 2015 г. о признании недействующими ряда положений Устава направлено на недопущение противоречия указанного основополагающего нормативного правового акта Манского района требованиям Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», имеющего большую юридическую силу.

Нормой ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ, ч. 3 ст. 216 КАС РФ).

Нормативное содержание положений ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ», а также норм ч. 4 ст. 253 ГПК РФ, ч. 3 ст. 216 РФ, с учетом положений ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности органов местного самоуправления и положений ст. 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, вопреки доводам Совета, свидетельствует о том, что исполнение решения суда о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется самим органом местного самоуправления либо путем внесения в этот акт необходимых изменений и дополнений, направленных на его приведение в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо путем отмены данного акта и принятия нового нормативного правового акта органа местного самоуправления, отвечающего требованиям других нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Федеральным законам от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ч. 1 ст. 73 предусмотрено, что в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Нормативное содержание положений ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» свидетельствует о том, что для инициирования роспуска представительного органа местного самоуправления со стороны руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ необходимо решение суда об установлении факта неисполнения судебного решения со стороны указанного органа местного самоуправления.

КАС РФ в ч. 1 ст. 39 закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законам.

Неисполнение представительным органом местного самоуправления судебного решения о признании недействующим (частично недействующим) нормативного правового акта органа местного самоуправления, безусловно, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления в случае, если в данном нормативном правовом акте содержаться положения, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, их компетенцию и порядок назначения (избрания), а соответственно при таких данных суд признает за прокурором право на подачу административного искового заявления об установлении факта неисполнения судебного решения.

Решение от 02 июля 2015 г., как указывалось выше, вступило в законную силу 04 августа 2015 г., и этим решением были признаны недействующими положения Устава, в том числе касающиеся порядка избрания, назначения на должность главы района и руководителя администрации района, однако Советом, который является представительным органом местного самоуправления Манского района Красноярского края, суду не представлено доказательств того, что решение суда от 02 июля 2015 г. по его вступлении в законную силу было исполнено, в том числе путем внесения в Устав изменений и дополнений, направленных на реализацию требований Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», а соответственно суд признает наличие факта неисполнения Советом судебного решения от 02 июля 2015 г. в течение трех месяцев после его вступления в законную силу.

Советом в ходе разбирательства административного дела поставлен вопрос об установлении судом факта неисполнения судебного решения от 02 июля 2015 г. в связи с непроведением Советом правомочных заседаний сессий на протяжении трех месяцев подряд на основании ч. 2-1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», однако оснований для установления такого факта суд из материалов дела не усматривает.

Правилами ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Нормой п. 2 ст. 20 Устава регламентировано, что Совет состоит из 20 депутатов, а соответственно для внесения изменений и дополнений в Устав, направленных на реализацию указанного Закона Красноярского края необходимо утверждение соответствующего проекта решения 14 голосами депутатов Совета.

Совет пятого созыва по итогам выборов 2015 г. начал первое заседание сессии ДД.ММ.ГГГГ, на этом заседании присутствовало 19 депутатов, после чего заседания Совета проводились: 1) ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 15 депутатов, при этом депутаты Крайник И.А., Марьясов С.В., Клименко Б.С. покинули зал заседаний до начала голосования по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав), ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 18 депутатов), 2) ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 17 депутатов); 3) ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 15 депутатов, при этом депутат Крайник И.А. покинула зал заседаний до начала голосования по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав); 3) ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 18 депутатов, при этом депутаты Войт А.И., Гопп Н.М., Клименко Б.С., Крайник И.А., Меднис С.Ж., Рупп А.Я. покинули зал заседаний после выступления прокурора Симоненко С.А. о необходимости внесения изменений и дополнений в Устав), 4) ДД.ММ.ГГГГ (присутствовало 12 депутатов), а соответственно при такой посещаемости заседаний сессий депутатами Совета суд не усматривает для установления факта непроведения Советом правомочных заседаний сессий по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав на протяжении трех месяцев подряд на дату вынесения настоящего судебного решения, учитывает, что, согласно протоколу внеочередного заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ, на сессии присутствовало 14 депутатов, однако из листа регистрации депутатов, приложенного к указанному протоколу следует, что на заседании Совета присутствовало 15 депутатов, из которых только депутат Крайник И.А. покинула зал заседания до окончания сессии.

Уставом Красноярского края в ст. 85 предусмотрено, что высшим должностным лицом Красноярского края, возглавляющим исполнительную власть края, является Губернатор Красноярского края, а из положений п. 1 ст. 58 этого Устава следует, что постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Красноярского края является Законодательное Собрание Красноярского края.

Неисполнение Советом вступившего в законную силу судебного решения от 02 июля 2015 г. в течение трех месяцев свидетельствует о необходимости направления судом Губернатору Красноярского края вынесенного по настоящему делу решения после его вступлении в законную силу для разрешения вопроса о внесении в Законодательное Собрание Красноярского края проекта Закона Красноярского края «О роспуске Манского районного Совета депутатов Красноярского края (созыва 2015 г.)» в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:


Установить факт неисполнения Манским районным Советом депутатов Красноярского края в течение трех месяцев вступившего в законную силу 04 августа 2015 г. решения Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г., которым признаны недействующими с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу: 1) положения п. 3 ст. 3 Устава Манского района Красноярского края, принятого Манским районным Советом депутатов Красноярского края 17 июня 1998 г., зарегистрированного в Управлении юстиции администрации Красноярского края 14 июля 1998 г. (свидетельство № 93), в части слов «руководителем администрации района»; 2) положения п. 2 ст. 6 этого же Устава в части слов «избираемое представительным органом из своего состава,»; 3) положения п. 3 ст. 6 этого же Устава в части слов «Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.», 4) положения п. 1 ст. 9.3 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 5) положения п. 4 ст. 13 этого же Устава в части слов «из своего состава»; 6) положения п. 5 ст. 13 этого же Устава в части слов «Главой района может быть избран депутат Совета в возрасте 18 лет, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.»; 7) положения п. 1 ст. 14 этого же Устава в части слов «, из состава которого он избран»; 8) положения п. 6 ст. 15, подп. 3, 5 ст. 16 этого же Устава полностью; 9) положения подп. 4 ст. 16 этого же Устава в части слов «является председателем районного Совета депутатов, организует его работу,»; 10) положения п. 1 ст. 17 этого же Устава в части слов «До избрания нового главы района, полномочия главы района исполняет заместитель председателя Совета депутатов, а в случае отсутствия - иной депутат по решению Совета.»; 11) положения п. 2 ст. 17 этого же Устава полностью; 12) положения п. 3 ст. 17 в части слов «Заместитель председателя Совета депутатов не может быть освобожден от должности во время исполнения им обязанностей главы района.»; 13) положения п. 1 ст. 19 этого же Устава в части полномочий главы района по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов и руководителя администрации Манского района; 14) положения п. 1 ст. 21 этого же Устава в части слов «Председателем Совета депутатов является Глава района»; 15) положения подпп. 2, 3 п. 2 ст. 21 этого же Устава в части слов «руководителя администрации района,»; 16) положения подп. 10 п. 1 ст. 23 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации Манского района»; 17) положения подп. 11 п. 1 ст. 23 этого же Устава полностью; 18) положения абз. 2 п. 2 ст. 24 этого же Устава в части полномочий заместителя председателя Совета депутатов по подписанию решений Совета депутатов в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы района; 19) положения п. 2 ст. 26 этого же Устава в части слов «Руководитель администрации района и»; 20) положения п. 3 ст. 26 этого же Устава в части полномочий Совета по заслушиванию ежегодного отчета руководителя администрации Манского района о результатах его деятельности, и права Совета на основании решения принятого путем открытого голосования не менее одной трети от установленного числа депутатов потребовать отчета руководителя администрации Манского района; 21) положения п. 4 ст. 27, подп. 4 ст. 30 этого же Устава полностью; 22) положения п. 6 ст. 30 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 23) положения ст. ст. 31, 32, п. 1 ст. 33 этого же Устава полностью; 22) положения п. 4 ст. 33 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района; 23) положения пп. 3, 4 ст. 34, п. 3 ст. 35, ст. 35-1, п. 3 ст. 35-2, подп. 3 п. 3 ст. 37, абз. 1 п. 2 ст. 47 этого же Устава полностью; 24) положения абз. 3 п. 3 ст. 56 этого же Устава в части слов «руководителю администрации района»; 24) положения абз. 2 п. 2 ст. 58 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 25) положения абз. 2 ст. 59 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 26) положения ст. 63-2 этого же Устава в части ответственности руководителя администрации района перед государством.

Решение по вступлении в законную силу направить Губернатору Красноярского края для разрешения вопроса о внесении в Законодательное Собрание Красноярского края проекта Закона Красноярского края «О роспуске Манского районного Совета депутатов Красноярского края (созыва 2015 г.)» в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2016 г.

Мотивированное решение изготовлено 22 января 2016 г.

Суд:

Манский районный суд (Красноярский край) (подробнее)

Судьи дела:

Мордвинов Александр Петрович (судья) (подробнее)