Решение № 03597/2016 2-4107/2016 2-4107/2016~03597/2016 от 9 ноября 2016 г. по делу № 03597/2016

Центральный районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) - Гражданское
Суть спора: 2.178 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)

№ 2-4107/2016


РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

09 ноября 2016 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Андроновой А.Р.,

при секретаре Бондаревой Е.С.,

с участием истца Кулекешева А.А.,

представителя ответчика Федоровой И.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулекшев А.А. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Бюро № 29 о признании незаконными акта и решения медико-социальной экспертизы,

УСТАНОВИЛ:


Кулекешев А.А. обратился в суд с иском, указав, что в соответствии с решением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, актом освидетельствования № № года у него имеются нарушения <данные изъяты> суммарная оценка степени нарушений функций организма <данные изъяты>. Способность к самообслуживанию <данные изъяты>, способность к трудовой деятельности <данные изъяты>. Была установлена <данные изъяты> группа инвалидности. С решением бюро №29 от ДД.ММ.ГГГГ он не согласен по следующим основаниям. В соответствии с заключением эпилептолога (невролога) ГБУЗ «Оренбургский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ у Кулекешева А.А. имеется посттравматическая <данные изъяты>

Считает, что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами не была учтена полная клиническая картина его заболеваний, постоянно ухудшающееся состояние здоровья. В настоящее время установленные заболевания привели к ограничению его жизнедеятельности, а именно: он не имеет возможности контролировать свое поведение во время приступов <данные изъяты>, заниматься трудовой деятельностью, так как <данные изъяты>. Считает, что имеются все основания для установления ему <данные изъяты> группы инвалидности.

Просит суд признать причину пропуска срока исковой давности уважительной, восстановить пропущенный трехмесячный срок для обращения в суд, признать незаконным заключение ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ, акт освидетельствования № медико-социальной экспертизы об установлении <данные изъяты> группы инвалидности Кулекешеву А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Признать за Кулекешевым А.А. право на назначение <данные изъяты> группы инвалидности.

Истец Кулекешев А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, признать незаконным заключение филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Бюро № 29 от ДД.ММ.ГГГГ и акт освидетельствования № года медико-социальной экспертизы об установлении ему <данные изъяты> группы инвалидности. Пояснил, что не согласен с установлением ему 3 группы инвалидности. Считает необходимым установить <данные изъяты> группу, так как состояние его здоровья плохое, беспокоят головные боли, он не является работоспособным.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Федорова И.Н. просила отказать в удовлетворении требований, учитывая результаты судебной экспертизы.

Представитель третьего лица – Управления ПФР в г. Оренбурге в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" инвалидом может быть признано лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 181-ФЗ проведение медико-социальной экспертизы, то есть определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма осуществляется в установленном Правительством РФ порядке и возложено на учреждения медико-социальной экспертизы.

В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 ФЗ № 181-ФЗ).

Порядок признания лица инвалидом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно п. 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

В соответствии с п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критерий, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (п. 3).

В силу п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. При этом в п. 6 названного Порядка закреплено, что наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II, или III группа инвалидности.

Для признания инвалидом простого расстройства здоровья недостаточно; оно должно носить стойкий характер, то есть не поддаваться лечению обычно применяемыми приемами и средствами.

Группа инвалидности или категория «ребенок-инвалид» устанавливаются в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, которые на разных этапах жизни человека могут быть различными. Поэтому закрепленный в Правилах порядок проведения медико-социальной экспертизы предусматривает ежегодное (а также раз в 2 года) переосвидетельствование инвалидов в связи с истечением сроков, на которые устанавливается инвалидность.

Таким образом, основанием признания гражданина инвалидом является сам факт наличия последствий, а совокупность выше приведенных условий, наличие нарушение здоровья должно сопровождаться стойким расстройством функций организма и вести к ограничению жизнедеятельности и необходимости в мерах социальной защиты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 N 1013н утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, которые определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий, условия установления групп инвалидности.

В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 17.12.2015 г. № 1024н, критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Согласно п.25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из представленного протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина № и акта № года медико-социальной экспертизы гражданина, составленного ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России Бюро №29-филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что у Кулекешева А.А. способность к самообслуживанию <данные изъяты>, способность к трудовой деятельности <данные изъяты>, умеренные нарушения <данные изъяты>, незначительные нарушения <данные изъяты> умеренные нарушения функций <данные изъяты>, суммарная оценка степени нарушений функций организма <данные изъяты>. Установлена <данные изъяты> группа инвалидности.

С указанным решением Кулекешев А.А. не согласился, обжаловал его в ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России, решение бюро № 29 о <данные изъяты> группе инвалидности экспертным составом № было подтверждено.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства дела, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений и представить суду доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.

В рамках рассмотрения спора по ходатайству ответчика была назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по республике Башкортостан» Минтруда России. На разрешение которой были поставлены следующие вопросы: Имелись ли ограничения основных категорий жизнедеятельности у Кулекшев А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, если имелись, то какие и какой степени выраженности? Если имелись основания для признания Кулекшев А.А. инвалидом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, если имелись, то какой группы?

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ (медико-социальная судебная экспертиза), изучив представленные медико-экспертные дела, по результатам проведенного заочного освидетельствования, комиссия пришла к выводу, что у Кулекешева А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелись ограничения основных категорий жизнедеятельности; ограничение способности к самообслуживанию <данные изъяты> степени и ограничение способности к трудовой деятельности <данные изъяты> степени. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Кулекешева А.А. имелись основания для признания инвалидом <данные изъяты> группы.

Оценивая всю совокупность доказательств, представленных сторонами и исследованными в судебном заседании, суд не находит оснований не доверять вышеуказанным экспертному заключению, поскольку данная экспертиза была проведена в соответствии со ст.ст. 79-84 ГПК РФ. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности. Данное заключение соответствует требованиям ст.86 ГПК РФ, оно мотивировано, обосновано, проводилось всесторонне и полно, с исследованием медицинских документов, представленных истцом и ответчиком, в том числе медицинской картой амбулаторного больного, делами освидетельствования в МСЭ.

Данное заключение основано на комплексной оценке состояния организма истца на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года N 1013н.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение бюро № 29 ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ и акт освидетельствования № медико-социальной экспертизы об установлении <данные изъяты> группы инвалидности Кулекешеву А.А. соответствуют действующему законодательству, являются законными и обоснованными, в связи с чем, в удовлетворении иска Кулекешева А.А. суд отказывает.

Доводы истца о том, что его состояние здоровья ухудшилось, в подтверждении чего им представлены справки из лечебного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные справки были получены после и не могли повлиять на выводы экспертов при проведении освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в иске Кулекешев А.А. просит восстановить срок исковой давности, однако, срок исковой давности истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований Кулекшев А.А. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Оренбургской области» Бюро № 29 о признании незаконными акта и решения медико-социальной экспертизы, полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 ноября 2016 года.

Судья А.Р. Андронова

Суд:

Центральный районный суд г. Оренбурга (Оренбургская область) (подробнее)

Истцы:

Кулекешев А.А. (подробнее)

Ответчики:

Федеральное казенное учреждение "Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" (подробнее)
Филиал Федерального казенного учреждения "ГБ МСЭ по Оренбургской области" (подробнее)

Судьи дела:

Андронова А.Р. (судья) (подробнее)