Решение № 2-1792/2016 от 23 марта 2016 г. по делу № 2-1792/2016

Бийский городской суд (Алтайский край) - Гражданское
Суть спора: Другие социальные споры

Дело № 2-1792/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

23 марта 2016 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Иванниковой О.И.,

при секретаре Кохаевой О.А.,

с участием помощника прокурора г. Бийска Трепалиной Е.Ю., материального истца Повитухиной Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Повитухиной Г.Д. к ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» в лице филиала № 6 о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год за счет средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах Повитухиной Г.Д. к ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» в лице филиала № 6 о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что в прокуратуру г. Бийска поступило обращение Повитухиной Г.Д. о непредоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение.

В результате проведенной проверки было установлено, что Повитухина Г.Д. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

ДД.ММ.ГГГГ истец Повитухина Г.Д.обратилась в филиал № 6 ГУ «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ» с заявлением на предоставление направления в санаторно-курортное учреждение, в 2013 году путевкой обеспечена не была в связи с отсутствием путевок в наличии.

Необеспечение истца путевкой в 2013 году произошло по причинам, от неё не зависящим, а именно, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.

Поскольку право истца на получение санаторно-курортной путевки осталось нереализованным, прокурор г. Бийска просил обязать ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» предоставить Повитухиной Г.Д. путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора Трепалина Е.Ю. отказалась от иска.

На основании определения Бийского городского суда Алтайского края от 23 марта 2016 года производство по настоящему делу в части требований, предъявленных прокурором г. Бийска Алтайского края в интересах Повитухиной Г.Д., прекращено в связи с отказом процессуального истца от иска.

В судебном заседании материальный истец Повитухина Г.Д. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик ГУ « Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным

В представленном отзыве на иск указывает на то, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Обращал внимание на то, что с целью обеспечения прозрачности и доступности информации об очередности предоставления путевок и соблюдения равенства прав граждан льготных категорий на получение путевок на санаторно-курортное лечение информация размещается на официальном сайте регионального отделения Фонда. Данная очередь едина для всех льготных категорий и основана на дате поступления обращения о предоставлении путевки. Истец в настоящее время не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, но при этом региональное отделение Фонда не отказывало истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, путевка будет предоставлена в порядке очередности.

Выслушав пояснения материального истца, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим отклонению в связи с нижеследующим.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

Как следует из ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг, имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст.6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

В силу ч.5 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение (далее по тексту – Порядок).

П. 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и иным органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случаях установленных п.3.3 Порядка.

В соответствии с п.п.3.6-3.7 Порядка граждане, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, должны обратиться до 01 декабря текущего года в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту своего жительства, с заявлением о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе, справка, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении с рекомендацией санаторно-курортного лечения по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 года №256 (с 09 марта 2015 года действует новая форма справки - №070/у, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года №834н), для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы, не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки, сообщают гражданину (в том числе, в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления, с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее, чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п.3.9 Порядка).

Аналогичные правила содержатся в Административном регламенте предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н (далее по тексту - Административный регламент).

В данном случае установлено, что Повитухина Г.Д. является <данные изъяты>, что подтверждается копией справки МСЭ (л.д. <данные изъяты>).

В соответствии с представленными справками для получения путевки, выданными КГБУЗ «Первая городская поликлиника, г. Бийск» (л.д. <данные изъяты>), Повитухиной Г.Д. по состоянию здоровья рекомендовано санаторно-курортное лечение по заболеванию, отмеченному по коду МКБ-10 <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Повитухина Г.Д. обратилась в филиал № 6 ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» с заявлением о предоставлении ей путевки в санаторно-курортное учреждение (л.д.8), однако до настоящего времени путевка не предоставлена, что не оспаривалось представителем ответчика.

Как следует из сообщения филиала №6 ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» на основании заявления, поданного Повитухиной Г.Д. заявления и справки для получения путевки она поставлена в очередь.

Однако до настоящего времени в связи с ограниченным объемом средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, предоставить Повитухиной Г.Д. путевку на санаторно-курортное лечение не представилось возможным.

На этом основании истец считает, что со стороны ответчика имеет место быть нарушение прав Повитухиной Г.Д., что явилось основанием для обращения в суд с данным иском.

Ответчик, не согласившись с требованиями истца, указывает на то, что в 2013 году потребность в путевках превысила количество путевок, которые реально были приобретены за счет средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели, в связи с чем лица, обратившиеся с соответствующими заявлениями, обеспечиваются путевками в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления, а также рекомендованного профиля лечения.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, действующие нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу, что возражения ответчика заслуживают внимания, в то время, как доводы истца основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В частности, суд считает обоснованными доводы ответчика в той части, что при решении вопроса о предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение должна приниматься во внимание реальная финансовая возможность обеспечить истца данной путевкой, а также должны учитываться права иных граждан – получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Алтайскому краю, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.

Так, ч.3 ст.6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи, в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение), является расходным обязательством Российской Федерации (далее по тексту – Правила в соответствующем падеже).

Финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, в том числе, в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь, в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 01 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1294).

Таким образом, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств (в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Соответственно, при недостаточности финансирования Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные отделения лишены реальной возможности обеспечить предоставление путевок всем лицам, обратившимся с соответствующими заявлениями.

При этом недостаточность объемов финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение не может быть поставлена в вину Фонда социального страхования Российской Федерации.

Вместе с тем, ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Однако данное положение само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Более того, п.19 указанного Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно.

Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

Следовательно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, в том числе, по причине недостаточности финансирования, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ категории граждан, и внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.

В частности, Верховный Суд РФ при рассмотрении аналогичных дел неоднократно разъяснял, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений (например, определение ВС РФ №51-КГ15-10 от 16 ноября 2015 года; определение ВС РФ №51-КФ15-649 от 23 ноября 2015 года).

Конституционный Суд РФ также признал, что обеспечение граждан, имеющих право на получение от государства набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение, при условии соблюдения указанной последовательности (очередности) согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03 апреля 2014 года №686-О).

Таким образом, возложение на ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» обязанности по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение противоречит действующим нормативно-правовым актам, в том числе, требованиям ч.3 ст.17 Конституции РФ.

С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении исковых требований Повитухиной Г.Д. к ГУ «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» в лице филиала № 6 о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год за счет средств федерального бюджета отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.

Судья О.И. Иванникова

Суд:

Бийский городской суд (Алтайский край) (подробнее)

Истцы:

Повитухина Г.Д. (подробнее)
Прокурор г.Бийска (подробнее)

Ответчики:

ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (подробнее)
Филиал №6 - ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ (подробнее)

Судьи дела:

Иванникова Ольга Ивановна (судья) (подробнее)