Решение № 2-916/2016 2А-916/2016 2А-916/2016~М-904/2016 М-904/2016 от 29 марта 2016 г. по делу № 2-916/2016

Ингодинский районный суд г. Читы (Забайкальский край) - Гражданское
Суть спора: (адм.) иные административные дела

Дело № 2-916/2016


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года город Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Каминского В.Л.,

при секретаре Шелепетко Е.В.,

с участием представителя административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административным исковым заявлениям Администрации городского поселения «Атамановское» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:


Администрация городского поселения «Атамановское» обратилась в суд с указанными административными исками, ссылаясь на то, что постановлениями судебного пристава-исполнителя Читинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее – Читинский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю) от 1 сентября 2015 года с нее взыскан исполнительский сбор: в рамках исполнительных производств №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП в размере 50 000 рублей по каждому.

В связи с тем, что администрация городского поселения «Атамановское» является бюджетным учреждением, находящиеся в их распоряжении денежные средства имеют целевой характер, отсутствует финансирование на иные расходы, просит освободить ее от взыскания исполнительного сбора.

Дела объединены в единое производство.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала.

Административный ответчик, заинтересованные лица, извещенные надлежаще, представителей в суд не направили, возражений не представили.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), поскольку явка административного ответчика обязательной не признана, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав административного истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе

Постановлениями судебного пристава-исполнителя Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю на основании выданных судом исполнительных листов в отношении администрации городского поселения «Атамановское» возбуждены исполнительные производства:

№ на предмет исполнения: предоставить Емельяновой Л.И., Зубаревой О.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах городского поселения «Атамановское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже 47,45 кв.м.;

№ от 16.05.2012 на предмет исполнения: принять меры по постановке электрической линии на учет;

№ от 19.06.2013 на предмет исполнения: разработать проект зоны санитарной охраны 17 скважин;

№ от 19.04.2013 на предмет исполнения: организовать предоставление тепло, водо, электроснабжение.

В связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок – в течение суток, постановлениями судебного пристава-исполнителя Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 1 сентября 2015 года с администрации городского поселения «Атамановское» взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 рублей по каждому исполнительному производству.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Из материалов исполнительных производств, а также представленных в судебном заседании письменных доказательств установлено, что администрация городского поселения «Атамановское» обращалась в администрацию муниципального района «Читинский район», Министерство территориального развития Забайкальского края об оказании финансовой поддержки в решении, в том числе, данных вопросов, а также в федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – с запросом о передаче жилых помещений, в которых не проживают военнослужащие. Кроме того, решались и решаются вопросы об освобождении незаконно занимаемых жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью их дальнейшего предоставления нуждающимся гражданам, что подтверждается судебными постановлениями.

По исполнительному производству № должнику предоставлялась отсрочка до 01.01.2016.

Кроме того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие принятие взыскателем мер по исполнению требований исполнительного документа, а именно, муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта «Организация зоны санитарной охраны (ЗСО) водозабора из 17 подземных источников питьевого назначения и водопроводных сетей г.п. «Атамановское» от 11 июня 2015 года, сообщение ООО «Сигма+» о сроках выполнения проекта.

В бюджете городского поселения «Атамановское» на 2016 год, утвержденном решением Совета городского поселения «Атамановское» от 29 декабря 2015 года № средства на эти цели отсутствуют.

01 декабря 2015 года Администрация уведомлена о приостановлении расходных операций по лицевому счету федерального казначейства до исполнения решения Арбитражного суда Забайкальского края.

Оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что должник от исполнения исполнительного документа не уклонялся, предпринял все зависящие от него меры по исполнению судебного акта, указанные истцом причины, в том числе о недостаточности финансирования бюджетной организации, подтвержденные документально, свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок – одни сутки.

Таким образом, установлено, что должник от исполнения исполнительного документа не уклонялся, осуществляя действия, направленные на исполнение исполнительного документа, предпринял все зависящие от него меры по исполнению судебного акта. Указанные истцом причины, в том числе о недостаточности финансирования, подтвержденные документально, свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При этом в 2015 году Администрация предоставила жилье 6 семьям, необходимо предоставить еще 12.

На основании изложенного, суд полагает возможным заявленные требования удовлетворить и освободить администрацию городского поселения «Атамановское» от уплаты исполнительского сбора.

В силу части 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве решение подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 176, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Административное исковое заявление удовлетворить.

Освободить администрацию городского поселения «Атамановское» от уплаты исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава-исполнителя Читинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 1 сентября 2015 года по исполнительным производствам №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Судья В.Л. Каминский

Суд:

Ингодинский районный суд г. Читы (Забайкальский край) (подробнее)

Истцы:

Администрация ГП "Атамановское" (подробнее)

Ответчики:

Читинский РОСП (подробнее)

Судьи дела:

Каминский Виталий Леонидович (судья) (подробнее)