Решение № 2А-1148/2016 2А-1148/2016~М-1134/2016 М-1134/2016 от 16 ноября 2016 г. по делу № 2А-1148/2016

Нефтекумский районный суд (Ставропольский край) - Административное
Суть спора: 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)

Дело № 2а-1148/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

город Нефтекумск 16 ноября 2016 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Беловой Т.В.,

при секретаре Эчкаловой Н.В.,

с участием помощника прокурора <адрес> Третьяков М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> сельсовета о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог и обязании установить отсутствующие пешеходные ограждения, искусственное освещение на пешеходном переходе, дорожные знаки,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог и обязании установить отсутствующие пешеходные ограждения, искусственное освещение на пешеходном переходе, дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Третьяков М.А. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, т.е. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- разработку основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, распоряжение и пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В нарушении требований вышеуказанного законодательства на yл. <адрес> (район МОУ СОШ №) отсутствуют пешеходные ограждения, отсутствует искусственное освещение на пешеходном переходе согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007, отсутствуют светофоры Т.7; дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52289- 2004, дорожные знаки 5.20 «Искусственная неровность» установлены с нарушением требований ГОСТ Р 52605. Данные нарушения подтверждаются актом проведения проверки улично-дорожной сети <адрес> и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении установленных действующим законодательством Российской Федерации требований о безопасности дорожного движения, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог по <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в течение <данные изъяты> дней с момента вступления решения суда в законную силу по <адрес> установить отсутствующие пешеходные ограждения, искусственное освещение на пешеходном переходе согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007, светофоры Т.7; дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, дорожные знаки 5.20 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте проведения судебного разбирательства надлежаще, о причинах неявки не сообщил, в суд направил ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, по заявленным требованиям сообщил, что выполнение указанных работ запланировано на <данные изъяты> квартал <данные изъяты> года в рамках реализации проекта развития территории муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес>, основанной на местных инициативах.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2, пунктов 4 и 5 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 ст.6, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории, в частности, утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.

Пунктами 7, 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены понятия владельцев автомобильных дорог - это исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены полномочия органов местного самоуправления сельских поселений, к котором отнесены, в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из применения ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" во взаимосвязи с пунктом 3 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения отнесено - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как усматривается из материалов дела, в связи с невыполнением Главы муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> предписаний отделения ГИБДД ОМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного должностного лица составлены протоколы об административных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.№).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с невыполнением предписания отделения ГИБДД ОМВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об организации мероприятий по установке дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 в соответствии с п.4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 на <адрес>, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует отметка должностного лица контрольного органа о невыполнении и составлении протокола № <адрес> в графе «отметка о выполнении» предписания (л.д.№).

Из акта проверки улично-дорожной сети <адрес> и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что по <адрес> (район МОУ СОШ №) отсутствуют пешеходные ограждения, искусственное освещение на пешеходном переходе, светофоры Т.7, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 5.20 установлены с нарушением ГОСТ, ответственный за исполнение которого - Администрация муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> (л.д.№).

О наличии вышеуказанных нарушений, а также о непринятии надлежащих мер, направленных на обеспечение безопасных условий для движения пешеходов и получения достоверной информации участниками дорожного движения о безопасных условиях дорожного движения, Главным государственным инспектором ГИБДД по <адрес> И.А.В. направлено обращение прокурору по <адрес> Р., с просьбой о применении мер прокурорского реагирования к муниципальному образованию <адрес> сельсовета <адрес> (л.д.№).

По мнению суда, бездействие администрации в части не принятия мер по обеспечению пешеходных ограждений, искусственного освещения на пешеходном переходе, установке дорожных знаков в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, является незаконным, поскольку отсутствие данных элементов дорожного движения влечет за собой снижение уровня безопасности дорожного движения и может повлечь рост числа дорожно-транспортных происшествий, что противоречит требованиям Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающих на органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции, обеспечивать безопасность дорожного движения. Учитывая вышеприведенные нормативно - правовые требования, а также то обстоятельство, что отсутствие пешеходных ограждений, искусственного освещения на пешеходном переходе ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество граждан и юридических лиц, что противоречит общеправовому принципу приоритета жизни и здоровья граждан, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 утвержден «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог, где п.4.1.4 предусмотрены условия оборудования дорожными светофорами, а также установлена необходимость оборудования пешеходного перехода дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) (п.4.5.2.4), а у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием - ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м. в обе стороны от пешеходного перехода (п.4.5.2.6)

Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, где обозначено применение на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах светофоров Т.7 (п. 7.2.10) и определены правила установки дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу, знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева, знак 5.19.1. устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней (п.5.6.24), знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности и устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств (п.5.6.25).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 N 295-ст утвержден ГОСТ Р 52605-2006 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения". Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения, где п.7.1. определено, что участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.

Рекомендательный характер вышеуказанных стандартов не освобождает административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая и установление пешеходных ограждений, искусственного освещения на пешеходном переходе и установку дорожных знаков особых предписаний в соответствии с действующим в области организации дорожного движения требованиями законодательства РФ.

Факт наличия недостатков на обозначенном в административном исковом заявлении участке дороги по <адрес>, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а именно актом проведения проверки улично-дорожной сети <адрес> и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и фотокопиями участка дороги (л.д.№).

Таким образом, имеют место нарушения в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, что может привести к нарушению безопасности дорожного движения и угрозе жизни и здоровью граждан.

Следует признать бездействие администрации в этой области незаконными, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения, с предоставлением срока для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 39, 175-180, 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> в течение <данные изъяты> дней с момента вступления решения суда в законную силу по <адрес> установить отсутствующие пешеходные ограждения, искусственное освещение на пешеходном переходе согласно требованиям ГОСТ Р 52766-2007, светофоры Т.7; дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, дорожные знаки 5.20 установить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2016 года.

Судья: Т.В. Белова

Суд:

Нефтекумский районный суд (Ставропольский край) (подробнее)

Истцы:

Прокуратура Нефтекумского района СК вв интересах неопределенного круга лиц (подробнее)

Ответчики:

АМО Новкус-Артезианского сельсовета (подробнее)

Судьи дела:

Белова Татьяна Васильевна (судья) (подробнее)