Решение № 2-699/2015 2-699/2015~М-741/2015 М-741/2015 от 18 декабря 2015 г. по делу № 2-699/2015

Советский районный суд (Кировская область) - Гражданское
Суть спора: Прочие исковые дела

Дело № 2-699/2015


Р Е Ш Е Н И Е


И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 декабря 2015 года г. Советск

Советский районный суд Кировской области в составе судьи Чуприянова Ю.А.,

при секретаре Кузнецовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Кировской области в интересах Кузнецовой О.Н. к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении обязанности по производству действий,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Советского района Кировской области обратился в интересах Кузнецовой О.Н. к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области (далее – администрация Советского района) о возложении обязанностей по производству действий. В обоснование иска указал, что прокуратурой района по обращению Кузнецовой О.Н. проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о защите прав несовершеннолетних, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в деятельности администрации Советского района. Так, в ходе проверки было установлено, что на основании Закона Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области» постановлением администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ № гражданке Кузнецовой О.Н. как многодетной матери предоставлен в собственность земельный участок кадастровый № по адресу: <адрес>. При этом участок окончательно не был сформирован: согласно п. 16 кадастрового паспорта земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ № граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а именно в государственном кадастре недвижимости отсутствуют координаты характерных точек границы земельного участка. Также границы данного земельного участка на местности не установлены. Просит обязать администрацию Советского района определить местоположение земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора Прохваткин А.И. уточнил исковые требования, просил обязать солидарно администрацию Советского района и администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области (далее – администрация Советского городского поселения) определить местоположение предоставленного Кузнецовой О.Н. земельного участка путем определения координат характерных точек границ земельного участка и установления границ земельного участка на местности.

Истец Кузнецова О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Советского района Глушкова Е.А. требования не признала, в судебном заседании и в отзыве указав, что обязательство ответчика исполнены в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Советское городское поселение Колеватова О.В. требования не признала, указав, что оснований для удовлетворения иска не имеется, обязательства о предоставлении земельного участка выполнены в полном объеме, возложение солидарной обязанности на ответчиков законом не предусмотрено, приведет к нецелевому расходу денежных средств.

В судебном заседании установлено следующее:

На основании Закона Кировской области от 03.11.2011 года № 74-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области» постановлением администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ № гражданке Кузнецовой О.Н. как многодетной матери предоставлен в собственность земельный участок кадастровый № по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. Считая, что ответчик ненадлежащим образом выполнил свое обязательство по формированию земельного участка, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему:

В соответствии с Законом Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Кировской области» (далее - Закон № 74-ЗО), в целях предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно органы местного самоуправления: обеспечивают в порядке, установленном действующим законодательством, формирование земельных участков для предоставления гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), для дачного хозяйства (пункт 3 статьи 2 Закона № 74-ЗО); утверждают перечни земельных участков, сформированных по инициативе органов местного самоуправления и (или) органа, уполномоченного Правительством Кировской области... (пункт 3 статьи 2 Закона № 74-ЗО); осуществляют проверку документов, представленных гражданами, и проверку соответствия гражданина требованиям и условиям Закона № 74-ЗО (пункт 3 статьи 2 Закона № 74-ЗО); осуществляют учёт граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков (пункт 3 статьи 2 Закона № 74-ЗО); принимают решение о предоставлении гражданам в собственность бесплатно земельных участков, включённых в соответствующий перечень, либо об отказе в предоставлении земельного участка, при этом решение о предоставлении земельного участка принимается в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт (абз.2 пункта 3 статьи 2 Закона № 74-ЗО); направляют заказным письмом или выдают гражданину копию решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с приложением кадастрового паспорта земельного участка и акта приёма-передачи земельного участка (пункт 11 статьи 2 Закона № 74-ЗО); осуществляют учёт граждан, заинтересованных в приобретении земельных участков и получивших земельные участки в соответствии с Законом № 74-ЗО (пункт 1 статьи 5 Закона № 74-ЗО).

Как следует из материалов дела, Кузнецовой О.Н. как многодетной матери предоставлен в собственность земельный участок кадастровый № по адресу: <адрес>, который был поставлен на кадастровый учет, ДД.ММ.ГГГГ включён в перечень земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, на территории Советского района (далее - перечень), на основании того, что был поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ (пункт 6 кадастрового паспорта) и передан ответчику администрацией Советское городское поселение (далее - третье лицо) на основании ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ № для предоставления многодетным семьям. Решение о бесплатном предоставлении Кузнецовой О.Н. земельного участка с кадастровым номером № на праве собственности (постановление администрации Советского района от ДД.ММ.ГГГГ №) принято на основании заявления Кузнецовой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ путём самостоятельного выбора заявителем указанного земельного участка из соответствующего перечня. Акт приёма-передачи земельного участка подписан истцом и ответчиком в двустороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ. Копия данного решения, кадастровый паспорт земельного участка и акт приёма-передачи выданы истцу ДД.ММ.ГГГГ. С целью полного информирования о местоположении земельного участка истцу были дополнительно предоставлены картографические материалы (выкопировка с обозначением передаваемого земельного участка №, кадастровый план территории). Уникальные сведения о ранее учтённом земельном участке с кадастровым №, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и необходимые для осуществления его государственного кадастрового учёта (размеры, местоположение, отнесение к определённой категории земель, целевое назначение и вид разрешённого использования), указаны в кадастровом паспорте земельного участка, выданным филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кировской области ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, земельный участок в целях действующего законодательства, считается сформированным и идентифицированным, т.к. в государственном кадастре недвижимости имеется запись о присвоении ДД.ММ.ГГГГ земельному участку уникального кадастрового №, и наличии статуса «ранее учтённый» (публичная кадастровая карта на портале Росреестра.

В соответствии со статьёй 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учёт, в том числе технический учёт, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с данным законом (далее - ранее учтённые). Наличие статуса «ранее учтённые» не препятствует включению таких участков в гражданский оборот в качестве объектов земельных отношений.

Таким образом, проведение кадастровых работ по формированию земельного участка кадастровый № не требуется, т.к. в отношении участка на дату включения его в перечень (ДД.ММ.ГГГГ) был осуществлён государственный кадастровый учёт (ДД.ММ.ГГГГ), и в государственном кадастре недвижимости имелись достаточные сведения, необходимые как для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, так и для осуществления приёма-передачи самого земельного участка. В случае, когда требуется определить местоположение границ земельного участка, необходимо проведение кадастровых работ по уточнению местоположения границ участка, а именно - определить координаты характерных точек, таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре). Конкретные случаи, при наличии которых допускается уточнение местоположения границ земельного участка, предусмотрены в следующих документах: (письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»; письмо Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ». В соответствии с положениями части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре и указанными выше документами уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях: - при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определённого целевого назначения; - в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить её положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); - при исправлении ошибки в сведениях государственногокадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границземельного участка. При этом согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы или сведения отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Границами земельного участка с кадастровым № (адрес: <адрес>) являются границы, существующие на местности более пятнадцати лет (дата государственного кадастрового учёта - ДД.ММ.ГГГГ), закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, о чем свидетельствует наличие координат характерных точек границ земельного участка и присвоенный адрес земельному участку.

Наличие координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка, так же, как и описание местоположения границ земельного участка зафиксировано в кадастровой выписке о земельном участке кадастровый №, выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №.

Учитывая изложенное, местоположение границ земельного участка кадастровый № определено установлением координат характерных точек, описанием границ земельного участка и присвоением участку адресного хозяйства, следовательно, основания для проведения работ по уточнению местоположения границ участка у ответчика отсутствуют. В соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» истцом ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым №, номер записи регистрации №.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Из акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец принял земельный участок в месте его нахождения, согласно акта п. 3 земельный участок пригоден для использования в соответствии с его назначением и не имеет недостатков владения и пользования, замечания у Кузнецовой О.Н. отсутствуют.

Доводы о том, что отсутствуют координаты характерных точек границ, опровергаются материалами дела, согласно представленной кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, имеется как описание границ земельного участка путем координат характерных точек границ земельного участка, так и описание местоположения границ земельного участка.

В судебном заседании специалист ФИО6 указал, что в соответствии с законодательством участок, предоставленный Кузнецовой О.Н., является сформированным.

Таким образом, доводы истца о том, что ей передан не сформированный земельный участок суд считает несостоятельными.

В целях выполнения требований Закона Кировской области от 03.11.2011 года № 74-ЗО «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трёх и более детей, земельных участков на территории Кировской области» п. 3 ст. 2, истцу был предоставлен сформированный земельный участок, поставленный на кадастровый учет.

Кроме того, как следует из материалов дела право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания для регистрации права собственности указано постановление администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области от 11.11.2013 года, акт приема-передачи земельного участка.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

В случае если истец считает, что постановление администрации Советского района, на основании которого за ней зарегистрировано право собственности, не содержит всех необходимых условий, она может обратиться в суд с требованием о признании недействительным соответствующего акта.

Кроме того, согласно уточненных исковых требований, истец просит обязанность по определению местоположения предоставленного земельного участка путем определения координат характерных точек границ земельного участка и установления границ земельного участка на местности, предоставленного Кузнецовой О.Н., возложить солидарно на администрацию Советского района и администрацию Советского городское поселение.

Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. (ст. 322 ГК РФ).

Несмотря на то, что бюджетная система Российской Федерации является единой, бюджеты разных уровней самостоятельны.

Согласно ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В соответствии со ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Осуществляя бюджетные полномочия, администрация Советского района и администрация Советского городского поселения не вправе нести расходные обязательства на имущество, находящееся в частной собственности граждан, в том числе и после регистрации права собственности на земельный участок Кузнецовой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бюджеты ответчиков разные, истец доказательств, предусматривающих в соответствии с законом или договором возможности солидарной ответственности ответчиков не представил.

Требование об обязании ответчиков, которые являются публичными образованиями, совершить действия, должны быть основаны на действующем законодательстве, предусматривающем что такая обязанность по совершению действий в силу закона лежит на конкретном лице (органе). Вопреки этому требованию истец доказательств того, на какое муниципальное образование возложены обязанности по совершению действий не представил. Возложение же солидарной ответственности на ответчиков в отсутствие доказательств того, на ком лежит обязанность по совершению действий в соответствии с законом или договором, противоречит требованиям законодательства и приведет к нецелевому использованию денежных средств субъектов бюджетного законодательства.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении искового заявления прокурора Советского района Кировской области в интересах Кузнецовой О.Н. к администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области, администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении обязанности солидарно определить местоположение предоставленного Кузнецовой О.Н. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления координат характерных точек границ земельного участка и установления границ земельного участка на местности отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд.

Судья Чуприянов Ю.А.

Суд:

Советский районный суд (Кировская область) (подробнее)

Истцы:

Кузнецова О.Н. (подробнее)
Прокурор Советского района (подробнее)

Ответчики:

администрация МО "Советский муниципальный район" (подробнее)

Судьи дела:

Чуприянов Ю.А. (судья) (подробнее)