Определение № 11-24/2013 от 4 октября 2013 г. по делу № 11-24/2013

Усть-Ишимский районный суд (Омская область) - Гражданское
Суть спора: Другие социальные споры

Дело № 11-24/2013 года


О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении решения мирового судьи без изменения


с. Усть-Ишим «04»октября 2013 года

Судья Усть-Ишимского районного суда Омской области Фельда З.А.

при секретаре Берендееве А.Н.

рассмотрев в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области на решение мирового судьи судебного участка № 34 в Усть-Ишимском районе от 15 августа 2013 года по исковому заявлению Кутергиной И.В. к АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, к КОМИТЕТУ ФИНАНСОВ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с 26 января 2009 года по 31 декабря 20011 года в сумме 19 406 рублей 14 копеек, взыскании государственной пошлины в сумме 776 рублей 25 копеек,

у с т а н о в и л:


Кутергина И.В. обратилась с исковым заявлением в мировой суд судебного участка № 34 Усть-Ишимского района Омской области к АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, к КОМИТЕТУ ФИНАНСОВ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с 26 января 2009 года по 31 декабря 20011 года в сумме 19 406 рублей 14 копеек, взыскании государственной пошлины в сумме 776 рублей 25 копеек.

В обоснование заявленных требований указала следующее: с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в <адрес>; зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ года.

Квартира с печным отоплением общей площадью <***> кв. м., с электрическим освещением.

Согласно справке Администрации Усть-Ишимского сельского поселения состав семьи с 26 января 2009 года по 31 декабря 2011 года - <***> человека.

Дрова для отопления квартиры в 2009, 2010, 2011 годах покупала за свои деньги. Плату за освещение занимаемого жилого помещения в 2009, 2010, 2011 годах осуществляла самостоятельно в полном объеме, без какого - либо возмещения.

Порядок возмещения расходов на отопление и освещение медицинским работникам в районе на 2009, 2010, 2011 годы не определен, необходимые денежные средства на эти цели в бюджете муниципального района не заложены.

Считает, что ей как медицинскому работнику БУЗОО «<данные изъяты> ЦРБ» в период с 26 января 2009 года по 31 декабря 2011 года незаконно не предоставлены социальные гарантии, предусмотренные Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Не предоставление Администрацией Усть-Ишимского муниципального района мер социальной поддержки ей как медицинскому работнику нарушает ее права.

БУЗОО (бюджетное учреждение здравоохранения Омской области) «<данные изъяты> центральная районная больница» являлась в 2009-2011 годах муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения являлась Администрация Усть-Ишимского Муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного комплекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189- от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением, отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов», «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ.

Согласно указанной норме, меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая).

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организации здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации (часть пятая). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Частью 6 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

Статьей 36 закона Омской области от 04.07.2008 года «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения - компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36 Закона). Работникам и неработающим пенсионерам с 01.01.2010 года указанным законом предусмотрена компенсация расходов на оплату отопления: в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения, на количество проживающих в нем лиц, но не менее 18 кв. м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв. м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера) (в редакции закона Омской области от 08.12.2009 года № 1212-03) до 01.01.2010 года компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления была предусмотрена из расчета 18 кв. м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв. м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв. м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера) - (п. 2 ч.2 ст. 36 Закона в редакции 24 ноября 2008 года).

Компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется из расчета 0,065 т. угля и 0,087 куб. м. на 1 кв. м. общей площади жилого помещения в год. (п. 2 п. 1.1 ст. 36 ст. 36 Закона).

Кроме того, работникам и неработающим пенсионерам указанным законом предусмотрена компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера), (п. 4 ч. 2 ст. 36 Закона).

Действие статьи 36, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, приостановлено с 01 января 2010 года Законом Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 (ред. 03.02.2010).

Статьей 37 названного Кодекса Омской области регулируются порядок и условия предоставления мер социальной поддержки.

Действие статьи 37 приостановлено с 01 января по 31 декабря 2009 года законом Омской области от 24.11.2008 года № 1093-03.

Согласно п. п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии, работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет, пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством по выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О порядке рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относятся неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, представлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, считает, правомерно определить объем таких мер исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года № 12-П и от 15.05.2006 года № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Согласно справке Усть-Ишимского лесхоза-филиала СБУ Омской области «Омсклес» дрова швырок за 1 куб. м. отпускались в 2009 г. по цене 557 руб. 49 коп., в 2010 году и в 2011 году по цене 680 руб. 14 коп.

Согласно Постановлению главы Усть-Ишимского муниципального района № 10 П от 19.01.2009 года утвержден средний тариф на доставку дров по Усть-Ишимскому муниципальному району для расчета жилищных субсидий в размере 131 руб. 60 коп. за 1 куб. м.

Приказом РЭК Омской области от 25.12.2008 года № 281/70 для населения, проживающего в сельской местности на 2009 год установлен одноставочный тариф в размере 1 руб. 44 коп. за 1 кВт. Ч.

Приказом РЭК Омской области от 10.11.2009 года № 254/66 для населения, проживающего в сельской местности на 2010 год установлен одноставочный тариф в размере 1 руб. 60 коп. за 1 кВт. Ч.

Приказом РЭК Омской области от 16.12.2010 год № 414/65 для населения, проживающего в сельской местности на 2010 год установлен одноставочный тариф в размере 1 руб. 75 коп. за 1 кВт. Ч.

Согласно Постановлению Главы Усть-Ишимского муниципального района № 434 от 19.09.2008 года предусмотрена замена одного вида топлива другим в эквиваленте теплоты сгорания топлива в следующих объемах:

1 тонна угля = 2,74 куб. м. дров или 1 куб. м. дров = 0,36 тонн угля.

Таким образом, расход дров в год на отопление 1 кв. м. общей площади составляет:

0,087+0,065x2,74=0,2651 куб. м.

В 2009 году объем дров в год, стоимость которого подлежит компенсации = 31,5 кв. м. х 0,2651 куб. м =8,3506 куб. м.

В 2010 году объем дров в год, стоимость которого подлежит компенсации = 31,5 кв.м. х 0,2651 куб.м.=8,3506 куб. м.

В 2011 году объем дров в год, стоимость которого подлежит компенсации = 31,5 кв.м. х 0,2651 куб. м. = 8,3506 куб. м. Сумма компенсации расходов на отопление и освещение, занимаемого жилого помещения, не полученной ею вследствие бездействия администрации района составляет:

Компенсация за дрова в 2009 году: 8,3506 куб. м. х (557 руб. 48 коп.+131 руб. 60 коп.) - январь 2009 года = 5274 руб. 71коп.

Компенсация за электроэнергию за 2009 г. 123 кВт. Ч. X 1 руб. 44 коп. = 177 руб. 12 коп.- январь 2009 года= 162,36.

Компенсация за дрова 2010 года: 8,3506 куб. м. х (680 руб. 14 коп.+131 руб. 60 коп.) 6778 руб. 51 коп.

Компенсация за электроэнергию за 2010 г. 123 кВт. Ч. X 1 руб. 60 коп. = 196 руб.80 коп.

Компенсация за дрова 2011г.: 8,3506 куб. м. х (680 руб. 14 коп.+131 руб. 60 коп.)=6778руб. 51 коп.

Компенсация за электроэнергию за 2011 год 123 кВт. Ч. X 1 руб. 75 коп. = 215 руб. 25 коп.

Общая сумма компенсации составляет: 5274 руб. 71 коп. + 162 руб. 36 коп. + 6778 руб. 51 коп. + 196 руб. 80 коп. + 778 руб. 51 коп. + 215 руб. 25 коп. = 19 406 руб. 14 коп.

Кроме того, в связи с подачей настоящего искового заявления ею понесены расходы в размере 776 руб. 25 коп. на оплату государственной пошлины.

Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

То обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком оказался муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно повлечь отказа истцу в возмещении его судебных расходов.

С учетом изложенного, просит взыскать с администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области за счет средств казны Усть-Ишимского муниципального района Омской области в свою пользу в счет компенсации расходов по оплате твердого топлива (дров) и освещения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с 26 января 2009 года по 31 декабря 2011 года = 19 406 руб. 14 коп. Взыскать с Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере 776 руб. 25 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 34 Усть-Ишимского района Омской области от 15 августа 2013 года исковые требования Кутергиной И.В. удовлетворены частично. Взыскано с Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области в пользу Кутергиной И.В. компенсация расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года в сумме 13 969 рублей 07 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 558 рублей 76 копеек, а всего 14 527 рублей 83 копейки.

Ответчик - АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-ИШИМСКОГО муниципального района Омской области с решением суда не согласна и подала апелляционную жалобу, в которой излагает следующее: считают, что решение Мирового суда Усть-Ишимского района Омской области является незаконным и необоснованным и подлежит отмене ввиду допущенных нарушений норм материального права, выразившихся в неприменении закона, подлежащего применению на основании следующего.

Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Статья 12 Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность органов местного самоуправления, которая прежде всего проявляется в том, что они не входят в систему органов государственной власти.

Нормативным правовым актом, определяющим общие правовые территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень вопросов местного значения муниципального района установленный статьей 15 Закона № 131-Ф3 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны решать только те вопросы, которые прямо установлены в Законе № 131-ФЗ.

Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона № 131-Ф3 не отнесено.

В случае если полномочия органов местного самоуправления не отнесены «Законом №131 - ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельнымигосударственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными законами в порядке, установленном Законом № 131-Ф3. Такой федеральный закон согласно пункту 6 статьи 19 Закона № 131-ФЗ должен содержать положения, в том числе способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные государственные минимальные социальные стандарты, а также перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. При этом положения федеральных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны вводится в действие ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В свою очередь, соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют.

Таким образом, наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.

Как уже указывалось ранее, финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации, осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджетов (часть 5 статьи 19 Закона № 1Э1-ФЗ).

Вместе с тем органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанностью.

В связи с этим до тех пор, пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленом федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

В соответствии со статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 года N 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» устанавливает право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, имеют постоянно проживающие в сельской местности следующие категории граждан: работники, осуществляющие свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения, культуры, а также в муниципальных учреждениях культуры Омской области в соответствии с перечнями должностей работников, утверждаемых соответственно органом исполнительной власти Омской области в сфере здравоохранения, органом исполнительной власти Омской области в сфере культуры по согласованию с финансовым органом исполнительной власти Омской области (далее - работники), неработающие пенсионеры, уволенные в связи с выходом на пенсию из государственных учреждений Омской области здравоохранения, культуры или муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющие общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет пользовавшиеся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам,уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с данной нормой одним из обязательных оснований для выплаты компенсации является подтверждение нагрузки не менее 75 процентов нормы рабочего времени.

Однако Кутергина И.В. не подтвердила вышеуказанную нагрузку, не представила подтверждающий документ. Но, не смотря на это, мировым судьей судебного участка № 34 вынесено решение об удовлетворении ее исковых требований.

Также в решении мирового судьи указывается, что первое полугодие 2010 года истцом заявлено обоснованно, поскольку выплата мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения медицинским работникам, является обязанностью Администрации Усть-Ишимского муниципального района в период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года. С данным выводом суда Администрация Усть-Ишимского района не согласна, в связи с тем, что истица обратилась с исковым заявлением лишь в июле 2013 года. Срок исковой давности составляет 3 года. Таким образом компенсация за первое полугодие 2010 года не подлежит взысканию,независимо от того за какой период должна производиться выплата. Иначе, если следовать выводам суда о том, что выплата производится за определенный период, то медицинский работник, принятый на работу во втором полугодии соответствующего года имеет право выплаты компенсации за весь год.

Также, при удовлетворении исков о взыскании денежных средств в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Однако в решении мирового судьи судебного участка №34 данные указания отсутствуют.

Просят отменить решение Мирового суда Усть-Ишимского района Омской области от 15 августа 2013 года по делу № 2-212/2013 по иску Кутергиной И.В. о взыскании компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Истица Кутергина И.В. в судебное заседание не явилась, письменно сообщила о рассмотрении дела в её отсутствие.(л.д.103).

Ответчик - представитель АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ в судебное заседание не явился, хотя надлежащим образом извещен о дне, месте и времени рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица - Комитет финансов и контроля Администрации Усть-Ишимского муниципального района в судебное заседание не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе:

оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения,

изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение,

отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

Суд считает, что решение мирового судьи судебного участка № 34 от 15 августа 2013 года является законным и обоснованным.

На основании изложенного, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд считает исковые требования Кутергиной И.В. подлежащими частичному удовлетворению.

Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве, суд не может принять во внимание, поскольку Администрация Усть-Ишимского муниципального района Омской области без законных на то оснований не исполнила свою обязанность по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Указанная обязанность, хотя и не закреплена в ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», тем не менее, возложена на органы местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» и пунктом 50 ст. 35 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года такая обязанность не может носить добровольный либо дополнительный характер, что непосредственно указано в правовых позициях Определений Конституционного и Верховного Судов РФ.

Отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, а также факт отсутствия в муниципальном районе необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан.

Кроме того, пунктом 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, истец правомерно предъявил иск, исходя из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

В силу ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, суд считает, что мировой судья правильно привлек к участию в деле в качестве надлежащего ответчика - Администрацию Усть-Ишимского Муниципального района Омской области.

Суд считает, что мировым судьей правильно приняты во внимание доводы ответчика об истечении трехлетнего срока исковой давности в части, и полагает, что исковые требования о взыскании компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения Кутергиной И.В. за 2009 год не могут быть удовлетворены, в виду истечения трехлетнего срока исковой давности, однако первое полугодие 2010 года заявлено истцом обоснованно, поскольку выплата мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения медицинским работникам является обязанностью Администрации Усть-Ишимского муниципального района в период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, однако данная обязанность исполнена не была, следовательно, срок давности в данном случае не истек.

Кроме того, суд считает, что мировым судьей правильно взысканы с ответчика судебные расходы в виде государственной пошлины, которая была уплачена истицей при подаче искового заявления.

В соответствии с п.п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ при их обращении в уполномоченные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.

При обращении в суд общей инстанции государственная пошлина уплачивается доподачи заявления, искового заявления.

На основании п.п. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате сбора прекращается с его уплатой плательщиком.

То есть после уплаты истцом государственной пошлины (что является условие обращения в суд общей юрисдикции) в бюджет отношения между плательщиком и государством связанные с уплатой государственной пошлины прекращаются.

Далее отношения по поводу понесенных стороной по делу расходов на уплаты государственной пошлины регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.

В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные лицами участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются с другой стороны: в случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Другого порядка возмещения выигравшей стороне судебных расходов, к которым относится и государственная пошлина, в настоящее время не установлено.

Освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение суда принято не в их пользу, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, взысканию подлежит компенсация расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения за период времени с 01.01.2010 по 31.12.2010 год в размере 6778,51 руб. за отопление и 196,80 руб. за освещение; за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 год в размере 6778,51 руб. за отопление и 215,25 руб. за освещение. А так же расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 558,76 руб.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п.1 ст.328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе: оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения.

При рассмотрении дела мировым судьёй правильно применены нормы материального и процессуального права.

Таким образом, решение мирового судьи судебного участка № 34 от 15 августа 2013 года следует оставить без изменения.

Однако в резолютивной части решения мирового судьи не указано за счёт средств бюджета какого муниципального образования будет осуществляться выплата денежных средств, поэтому решение следует уточнить, указав, что взыскание следует производить за счёт казны Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

Руководствуясь ст.ст. 328 п.1, 329 ГПК РФ, суд,

о п р е д е л и л:


Решение мирового судьи судебного участка № 34 в Усть-Ишимском районе Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Кутергиной И.В. к АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, к КОМИТЕТУ ФИНАНСОВ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ о взыскании компенсации расходов по оплате за отопление и освещение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> за период с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года в сумме 13 969 рублей 07 копеек, взыскании государственной пошлины в сумме 558 рублей 76 копеек оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения мирового судьи, указав, что взыскание осуществляется за счёт средств казны Усть-Ишимского муниципального района Омской области.

Определение обжалованию не подлежит.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение изготовлено в окончательной форме 04 октября 2013 года.

Судья

Усть-Ишимского районного суда З.А. Фельда

Определение вступило в законную силу 04 октября 2013 года.

Суд:

Усть-Ишимский районный суд (Омская область) (подробнее)

Истцы:

Кутергина И.В. (подробнее)

Ответчики:

Администрация Усть-Ишимского района Омской области (подробнее)

Судьи дела:

Фельда Зоя Александровна (судья) (подробнее)