Решение № 2-644/2016 2-644/2016~М-732/2016 М-732/2016 от 24 мая 2016 г. по делу № 2-644/2016

Костромской районный суд (Костромская область) - Гражданское
Суть спора: 2.178 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)

Дело № 2-644/2016


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Ивановой С.Ю.

с участием заместителя прокурора Костромской районной прокуратуры Шадриной М.Д.,

при секретаре З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района Костромской области, в интересах неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, к ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обустроить в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения, об обязании обеспечения лиц, находящихся в отделении на период проведения экспертизы, ежедневными прогулками, обустроив прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз,

УСТАНОВИЛ:


Прокурор Костромского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обустроить в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения, об обязании обеспечения лиц, находящихся в отделении на период проведения экспертизы, ежедневными прогулками, обустроив прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Костромского района проведена проверка деятельности Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромская областная психиатрическая больница», в части исполнения требований законодательства об экспертной деятельности и законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ходе которой установлено следующее.

Со ссылкой на положения статьи 17 Конституции Российской Федерации указали, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21 Конституции РФ).

Указали также, что Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 1).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона № 103 -ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, в том числе, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определены Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ).

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 Федерального закона № 73- ФЗ).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную *****, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона № 73-Ф3).

Судебно-психиатрическая экспертная медицинская организация - медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях и специально предназначенная для производства судебно-психиатрической экспертизы (ст. 9 Федерального закона № 73-ФЗ).

Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона № 73-Ф3).

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинской организации или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования.

В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости обследования лица в стационарных условиях оно может быть помещено в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях (ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ).

Лица, содержащиеся под стражей, госпитализируются для производства судебной экспертизы в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц (ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ).

На лиц, содержащихся под стражей, госпитализированных в судебно- психиатрические экспертные медицинские организации, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 33 Федерального закона № 73- ФЗ).

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации, осуществляется по нормам и правилам, установленным для медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, законодательством в сфере охраны здоровья (ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А (операционные, послеоперационные палаты, реанимационные залы (палаты), в том числе для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые, манипуляционные-туалетные для новорожденных), должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания (п. 6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. № 58).

Как установлено в ходе проверки, ОГБУЗ КОПБ создано на основе приказа Управления здравоохранения Костромской области от 17.11.1995 г. № 410-к, ОГБУЗ КОПБ зарегистрировано в качестве юридического лица и постановлено на налоговый учет. В соответствии с Уставом, учреждение является юридическим лицом, бюджетным учреждением и обладает обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штампы, бланки и другие реквизиты.

Собственником ОГБУЗ КОПБ является Костромская область, функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Костромской области.

В соответствии с законодательством РФ ОГБУЗ КОПБ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Согласно Уставу ОГБУЗ КОПБ осуществляется, в том числе стационарная медицинская помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи: судебно-психиатрической экспертизе, однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе, комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе.

Указанные виды деятельности также закреплены в лицензии на осуществлении медицинской деятельности, выданной ОГБУЗ 21.01.2014 г. № ЛО-44-01-000574.

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза проводится в ОГБУЗ КОПБ в межобластном отделении судебно-психиатрических экспертиз №. Подэкспертные в отделении размещаются в ***** палатах, в которых, в нарушение санитарных норм и правил, отсутствуют оконные проемы, что исключает возможность естественного проветривания помещений, доступа естественного дневного света и нарушает права граждан на охрану здоровья.

Помимо указанного, в отделении соответствующая территория (прогулочный двор) не оборудована, тем самым нарушены требования действующего законодательства в части обеспечения возможности лицам, содержащимся под стражей, помещенным в отделение судебно- психиатрических экспертиз ОГБУЗ КОПБ на основании постановлений уполномоченных органов, осуществлять ежедневные прогулки, что недопустимо.

В соответствии с Уставом ОГБУЗ КОПБ источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, в том числе являются: имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом (в данном случае Департаментом здравоохранения Костромской области) в установленном порядке на праве оперативного управления; имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доходы деятельности; бюджетных субсидий из областного бюджета.

ОГБУЗ КОПБ владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

Финансирование мероприятий, направленных на содержание указанного здания, а также финансирование вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением его деятельности, в том числе текущего и капитального ремонта осуществляется за счёт средств бюджета Костромской области.

По результатам проверки,- проведенной в ДДММГГГГ, прокурором Костромского района ДДММГГГГ в адрес главного врача ОГБУЗ КОПБ внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения действующего законодательства в указанной сфере правоотношений.

ОГБУЗ КОПБ принимаются определенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений - разработана локальная смета по капитальному ремонту прогулочного дворика межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) ОГБУЗ КОПБ, разработанная смета прошла проверку достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства (заключение от ДДММГГГГ).

Вместе с тем, осуществленные мероприятия не могут быть признаны исчерпывающими, до настоящего времени мероприятия по строительству прогулочного дворика не начаты, чем нарушаются права граждан.

В соответствии с требованиями статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Определить круг лиц, находящихся под стражей по уголовным делам, которые находятся в стационарном межобластном отделении судебно- психиатрических экспертиз (отделение №) для проведения в отношении них экспертиз, не представляется возможным, поскольку ежедневно персональный и количественный состав следственно-арестованных изменяется в зависимости от доставления таких лиц в отделение для проведения экспертизы и этапировании из отделения по ее окончании на основании принятых уполномоченными органами (судами, органами предварительного расследования) решений о назначении судебно- психиатрических экспертиз.

В данном случае прокурор Костромского района обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, чьи права на жизнь и здоровье, достоинство личности, при применении мер уголовно-процессуального воздействия, гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просили:

- обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Костромская областная психиатрическая больница» и Департамент здравоохранения Костромской области в течение ***** обустроить в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения;

- обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Костромская областная психиатрическая больница» и Департамент здравоохранения Костромской области ***** в целях обеспечения лиц, находящихся в отделении на период проведения экспертизы, ежедневными прогулками, обустроить прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №).

В судебном заседании заместитель прокурора Костромской района Шадрина М.Д. заявленные требования поддержала, не возражала против установления срока устранения имеющихся нарушений до ДДММГГГГ.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» - главный врач Трифонов А.А., действующий на основании приказа от 09 апреля 1979 г. №-к, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, однако указал, что срок, заявленный прокурором слишком маленький, финансирование отсутствует.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области - Пекишев П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования к Департаменту здравоохранения Костромской области считал необоснованными. Пояснения дал в соответствии с отзывом, содержащимся в материалах дела, из которого следует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Согласно пункту 3 Устава ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» собственником учреждения является Костромская область.

Таким образом, департамент здравоохранения Костромской области является ненадлежащим ответчиком.

В иске прокурор Костромского района просит о возложении обязанностей, которые необходимо исполнить в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу.

Указанный срок не может быть учтен судом по следующим основаниям.

Выполнение работ, о которых просит истец, зависит от выделения финансирования.

Финансирование ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» в ДДММГГГГ составляет ***** что на ДДММГГГГ меньше по сравнению с ДДММГГГГ (*****.).

Потребность средств на текущий год определена в объеме *****., что меньше выделенных средств на *****

Кредиторская задолженность на ДДММГГГГ ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» по всем источникам финансирования составила *****, в том числе просроченная *****

Для погашения имеющейся задолженности и выделения дополнительного финансирования в целях исполнения заявленных прокурором Костромского района Костромской области требований необходимо выделение средств за счет казны Костромской области. В связи с тем, что бюджет Костромской области является дефицитным, выделение указанных средств возможно ДДММГГГГ

После выделения финансовых средств необходимо не менее двух месяцев для заключения государственного контракта, в связи с тем, что процедура проведения конкурса установлена положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ФЗ № 44 извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 1 статьи 53 ФЗ № 44 срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

В силу положений части 7 статьи 52 ФЗ № 44 протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.

В соответствии с ч. 2, 3, 5, 7 статьи 54 ФЗ № 44 контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.

В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику.

Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта.

В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт.

Исходя из приведенных норм Закона минимальный срок для заключения государственного контракта составляет *****.

Также просил суд учесть срок, необходимый для проведения работ, который составляет *****

В связи с изложенным, просил суд предоставить срок ДДММГГГГ для обустройства в палатах межобластного отделения судебно- психиатрических экспертиз (отделение №) окон, оснащенных защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения, и обеспечении лиц, находящихся в отделении на период проведения экспертизы, ежедневными прогулками, обустроив прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз, предусмотрев выделение средств на проведение данных работ за счет казны Костромской области.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области - Виноградова О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем Пекишевым П.В.

Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области - Пономарева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании также считала Департамент здравоохранения Костромской области ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, и полагала, что срок исполнения требований недостаточен с учетом отсутствия необходимого финансирования и необходимостью проведения процедуры заключения государственного контракта.

Третье лицо УМВД России по г.Костроме своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» создано на основе приказа Управления здравоохранения Костромской области от ДДММГГГГ №-к и зарегистрировано в качестве юридического лица с постановкой на учет в налоговый орган.

Согласно Уставу ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», утвержденному директором департамента здравоохранения Костромской области в 2011 года, ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» осуществляется, в том числе амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи: судебно-психиатрическая экспертиза, однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (*****).

Указанные виды деятельности также закреплены в лицензии на осуществлении медицинской деятельности, выданной ОГБУЗ 21.01.2014 г. № ЛО-44-01-000574.

Прокуратурой Костромского района Костромской области проведена проверка деятельности Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Костромская областная психиатрическая больница», в части исполнения требований законодательства об экспертной деятельности и законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в ходе которой установлены следующие нарушения:

- стационарная судебно-психиатрическая экспертиза проводится в ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» в межобластном отделении судебно-психиатрических экспертиз №. Подэкспертные в отделении размещаются в ***** палатах, в которых, в нарушение санитарных норм и правил, отсутствуют оконные проемы, что исключает возможность естественного проветривания помещений, доступа естественного дневного света и нарушает права граждан на охрану здоровья;

- при отделении судебно-психиатрических экспертиз № соответствующая территория (прогулочный двор) не оборудована, тем самым нарушены требования действующего законодательства в части обеспечения возможности лицам, содержащимся под стражей, помещенным в отделение судебно-психиатрических экспертиз ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» на основании постановлений уполномоченных органов, осуществлять ежедневные прогулки, что недопустимо.

По результатам проверки, проведенной в ДДММГГГГ, прокурором Костромского района Костромской области ДДММГГГГ в адрес главного врача ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения действующего законодательства в указанной сфере правоотношений.

ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» принимаются определенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений - разработана локальная смета по капитальному ремонту прогулочного дворика межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) ОГБУЗ КОПБ, разработанная смета прошла проверку достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства (заключение от ДДММГГГГ).

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определены Федеральным законом от 31.05.2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Лица, содержащиеся под стражей, госпитализируются для производства судебной экспертизы в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц (ст. 29 Федерального закона № 73-ФЗ).

На лиц, содержащихся под стражей, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации, распространяются нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 33 Федерального закона № 73- ФЗ).

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, госпитализированных в судебно-психиатрические экспертные медицинские организации, осуществляется по нормам и правилам, установленным для медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, законодательством в сфере охраны здоровья (ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А (операционные, послеоперационные палаты, реанимационные залы (палаты), в том числе для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые, манипуляционные-туалетные для новорожденных), должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания (п. 6.11 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 г. № 58).

Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее Федеральный закон № 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст. 1).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона № 103 -ФЗ).

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, в том числе, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Поскольку ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» является медицинским учреждением, предметом деятельности которой является, в том числе стационарная медицинская помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи: судебно-психиатрической экспертизе, однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе, комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе, суд считает необходимым возложить на ответчика ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» обязанность обустроить в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения, и прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) в целях обеспечения прогулками лиц, находящихся в отделении, на период проведения экспертиз.

Согласно Уставу ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница», утвержденному директором департамента здравоохранения Костромской области в ДДММГГГГ, собственником Учреждения является Костромская область (п.3 Устава). Функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения Костромской области (п. 4 Устава).

В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Аналогичные положения содержатся в п. 8 Устава ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница».

Вместе с тем, источниками формирования имущества бюджетного учреждения, в том числе финансовых средств, являются: 1) имущество, закрепленное собственником или уполномоченным им органом в установленном порядке на праве оперативного управления; 2) имущество, приобретенное за счет доходов, получаемых от приносящей доходы деятельности; 3) бюджетные субсидии из областного бюджета; 4) амортизационные отчисления; 5) безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан; 6) иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 20 Устава).

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обязании ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» и Костромской области, в лице Департамента здравоохранения Костромской области, за счет казны, в срок до ДДММГГГГ обустроить в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения, а также обустроить прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) в целях обеспечения прогулками лиц, находящихся в отделении, на период проведения экспертиз.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковые требования прокурора Костромского района Костромской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» и Костромскую область, в лице Департамента здравоохранения Костромской области, за счет казны, в срок до ДДММГГГГ обустроить:

- в палатах межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) окна, оснащенные защитой, исключающей возможность причинить ущерб имуществу, здоровью подэкспертных и совершить самовольный уход из отделения;

- прогулочный дворик межобластного отделения судебно-психиатрических экспертиз (отделение №) в целях обеспечения прогулками лиц, находящихся в отделении, на период проведения экспертиз.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Федеральный судья С.Ю. Иванова

Мотивированное решение изготовлено ДДММГГГГ.

Суд:

Костромской районный суд (Костромская область) (подробнее)

Истцы:

Прокурор Костромского муниципального района (подробнее)

Ответчики:

Департамент здравоохранения (подробнее)
Костромская областная психиатрическая больница (подробнее)

Судьи дела:

Иванова Светлана Юрьевна (судья) (подробнее)