Постановление № 5-213/2015 от 4 августа 2015 г. по делу № 5-213/2015


Дело № 5-213/2015 г.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


по делу об административном правонарушении

04 августа 2015 года город Лысьва Пермского края

Судья Лысьвенского городского суда Пермского края Шадрина Т.В., при секретаре Тананиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы муниципального образования Лысьвенский городской округ ФИО1,

УСТАНОВИЛ:


На основании приказа Министерства финансов Пермского края от 14 ноября 2014 г. № СЭД-39-01-22-251 «О проведении внеплановой проверки» в муниципальном казенном учреждении «Администрация города Лысьвы» (далее - Администрация) проведена внеплановая проверка.

Внеплановая проверка проведена в связи с представлением Администрацией разногласий от 12 мая 2014 г. по акту ревизии Министерства финансов Пермского края от 25 апреля 2014 г. № 7.

По результатам проверки были выявлены нарушения условий предоставления субсидий, установленные требованиями бюджетного законодательства, а именно 20.09.2013г. главным распорядителем бюджетных средств Пермского края на уровне муниципального образования – Лысьвенский городской округ ФИО1 в нарушение условий предоставления гранта начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, был подписан договор от 20 сентября 2013г. № 3 о предоставлении гранта ИП ФИО5 в сумме 300000 рублей.

08.06.2015г. в отношении должностного лица – главы муниципального образования Лысьвенский городской округ ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

ФИО1 в судебное заседание не явился, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО4 пояснила, что в соответствии с пунктом 5.1.4 Правил предоставления субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы», утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 03.12.2012 № 2695-па, гранты начинающим субъектам малого предпринимательства - это субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, которые предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, при условии осуществления предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства, предусмотренных целевой программой. В пункте 5.1.4 Правил предоставления субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы» указано на необходимость осуществления деятельности в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства. При этом отсутствует требование о том, что только основной вид экономической деятельности является критерием определения соответствия или несоответствия указанному требованию. В связи с тем, что заявок на получение субсидий в приоритетных отраслях поддержки предпринимательства, а именно на услуги по туризму и гостиничному бизнесу, по организации бытового обслуживания и общественного питания, по организации медицинского бизнеса не поступало, а понятие «расширение сферы услуг населению» является открытым и включает в себя помимо услуг, перечисленных в правовом акте, также иные услуги, оказываемые населению, в том числе услуги по перевозке населения, субсидии были предоставлены предпринимателям, осуществляющим услуги по перевозке населения. Исходя из вышеизложенного, деятельность ИП ФИО5 относится к расширению сферы услуг населению, относящейся к деятельности в приоритетных отраслях предпринимательства. Полагает, что акты Министерства финансов Пермского края - представления от 09.02.2015г. № ПР-0004 и предписания от 26.03.2015г. № ПР-0004 вынесены незаконно и необоснованно, в связи с чем администрация обратилась в арбитражный суд Пермского края.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ)

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы» утверждена постановлением Правительства Пермского края от 4 мая 2012 г. № 282-п.

Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в форме субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края из бюджета Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, и Правила расходования субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства утверждены постановлением Правительства Пермского края от 22 октября 2012 г. № 1155-п.

Постановлением администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 5 июня 2012г. № 1226-па с целью реализации вышеуказанной целевой программы на уровне Лысьвенского муниципального образования утверждена Целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы», а также правила предоставления субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы», утвержденные постановлением Администрации г. Лысьвы от 3 декабря 2012 г. № 2695-па.

Подпунктом 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Правил № 1155-п, подпунктом 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Правил предоставления субсидий № 2695-па, одним из условий предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий (грантов) определено осуществление предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях (направлениях) поддержки предпринимательства, предусмотренных муниципальной программой.

В соответствии с пунктом 4.3 раздела IV Целевой программы Лысьвенского района «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы» приоритетными отраслями развития предпринимательства в Лысьвенском муниципальном районе являются: производство и переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения; глубокая лесопереработка; развитие народных промыслов и ремесел; развитие туристического бизнеса; развитие малого предпринимательства в сфере образования и в сфере здравоохранения; торговля и общественное питание; инновационное предпринимательство; расширение сферы услуг населению (туризм и гостиничный бизнес, организация бытового обслуживания и общественного питания, медицинский бизнес).

В судебном заседании установлено, что 26 августа 2013г. ИП ФИО5 обратилась в Администрацию Лысьвенского городского округа с заявкой на получение гранта начинающим субъектом малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности (л.д. 100).

На основании решения комиссии по финансированию мероприятий по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных муниципальной целевой программой развития малого и среднего предпринимательства, оформленного протоколом № 6 от 11.09.2013г. (л.д.89-94) представленные документы ИП ФИО5 признаны соответствующими требованиям, установленным Правилам.

В соответствии с постановлением администрации города Лысьвы № 2598 от 20.09.2013г. (л.д. 80-81) ИП ФИО5 на основании договора от 20 сентября 2013г. № 3 (л.д. 83) о предоставлении гранта начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, предоставлен грант в сумме 300000 рублей. Перечисление денежных средств ИП ФИО5 произведено платежными поручениями от 04.10.2013г. № (л.д. 95) в сумме 192000 руб. (средства федерального бюджета), от 07.10.2013г. № (л.д. 96) в сумме 81000 руб. (средства бюджета Пермского края), от 07.10.2013г. № (л.д. 97) в сумме 27000 руб. (средства местного бюджета).

Указанный грант предоставлен ИП ФИО5 на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, указанных в бизнес-плане «Усовершенствование и развитие организации «Лысьвенское такси» (л.д. 108-117)

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГг. № (л.д. 102) основным и единственным видом экономической деятельности ИП ФИО5 является деятельность такси (код ОКВЭД 60.22).

Заключенными между Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края и администрацией г. Лысьвы соглашением о предоставлении субсидии бюджету муниципального района (городского округа) Пермского края из бюджета Пермского края в целях софинансирования отдельных мероприятий муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства от 4 декабря 2012 г. № СЭД-03.04-37-42, от 23 сентября 2013 г. № СЭД-03-01-43-37, определено, что субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием условий, установленных Порядком № 1155-п и Правилами № 1155-п, а также обязательств, предусмотренных соглашением.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, диспозиция указанной нормы признает административно-противоправным и наказуемым нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе понимаются, в том числе лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

В соответствии с распоряжением № 192-к от 06.06.2012г. (л.д. 51) ФИО1 на основании решения территориальной избирательной комиссии Лысьвенского муниципального района от 04.06.2012г. № 44/01 «О регистрации главы муниципального образования «Лысьвенский городской округ» вступил в муниципальную должность и принял на себя полномочия главы муниципального образования «Лысьвенский городской округ» - главы администрации Лысьвенского городского округа с 06.06.2012г.

Решением Думы Лысьвенского городского округа от 24.08.2012 № 94 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Лысьвенский городской округ"

Глава Лысьвенского городского округа в соответствии с Уставом муниципального образования "Лысьвенский городской округ возглавляет Администрацию на принципах единоначалия и персональной ответственности, руководит ее деятельностью и выступает от ее имени без доверенности.

В соответствии с ч. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признаётся совершённое в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (или бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 указанного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу ст. 270.2. Бюджетного кодекса РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Согласно представлению об устранении нарушений № ПР-0040 от 09.02.2015г. (л.д. 21-23), вынесенному Министерством финансов Пермского края в адрес главы Лысьвенского городского округа следует, что в ходе проведения внеплановой проверки по вопросу правомерности предоставления в 2013 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности были выявлены нарушения условий предоставления гранта ИП ФИО5, осуществляющей деятельность не в приоритетных отраслях развития предпринимательства, а именно нарушения подпункта 5.1.4 пункта 5.1 раздела V «Порядок и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» Правил расходования субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 22 октября 2012 г. № 1155-п, подпункта 5.1.4 пункта 5.1 раздела V «Порядок и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности» Правил предоставления субсидий в рамках реализации отдельных мероприятий ЦП Лысьвенского района на 2012-2014 годы, утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» от 3 декабря 2012г. № 2695-па;

Из предписания об устранения нарушений № ПП-0004 от 26.03.2015г. (л.д. 14-15), вынесенного Министерством финансов Пермского края в адрес главы Лысьвенского городского округа, следует, что администрации г. Лысьвы необходимо осуществить возврат средств в сумме 463497,47 рублей на лицевой счет Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.

Представитель ФИО1 – ФИО4 ссылаясь на отсутствие нарушений бюджетного законодательства, указывает, что грант ИП ФИО5 выдан в соответствии целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Лысьвенского муниципального района на 2012-2014 годы», деятельность названных предпринимателей относится к расширению сферы. Полагая, что акты Министерства финансов Пермского края - представления от 09.02.2015г. № ПР-0004 и предписания от 26.03.2015г. № ПР-0004 вынесены незаконно и необоснованно, администрация обратилась в арбитражный суд Пермского края.

Как следует из решения Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2015г. в удовлетворении заявленных требований о признании указанных представления и предписания было отказано.

При этом, арбитражный суд в ходе рассмотрения дела пришел в выводу о том, что факт нарушения администрацией г.Лысьвы порядка и условий предоставления гранта ИП ФИО5, имел место. Поскольку осуществление пассажирских перевозок автобусами и (или) такси не поименованы в качестве приоритетной отрасли развития предпринимательства в Лысьвенском муниципальном районе, то оснований для предоставления субсидии (гранта) на развитие малого предпринимательства на указанные виды деятельности у Администрации в порядке и за счет средств предусмотренных вышеназванными нормативными актами, не имелось. Довод администрации о том, что деятельность ИП ФИО5 относится к расширению сферы услуг населению, арбитражным судом был отклонен, как противоречащий пункту 4.3 Программы, со ссылкой на то, что конкретный перечень видов деятельности относящихся к «расширению сферы услуг населению» перечислен в последнем абзаце рассматриваемого пункта (туризм и гостиничный бизнес, организация бытового обслуживания и общественного питания, медицинский бизнес) и исходя из буквального содержания, не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, учитывая вышеуказанные требования законодательства, и установленные при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии индивидуальному предпринимателю, нарушил условия их предоставления, в связи с чем, подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП, предусматривает наступление ответственности за совершение правонарушения вне зависимости от наступления последствий, выразившихся в нарушении условий предоставления субсидий из бюджетной системы. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в несоблюдении требований Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и неисполнении обязанности по выполнению условий предоставления субсидий. Вменяемое правонарушение посягает на охраняемые законом правоотношения в области финансов, нарушает установленную финансовую дисциплину в финансовой системе Российской Федерации, что существенно затрагивает интересы государства.

Таким образом, принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить должностному лицу - главе Лысьвенского городского округа ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Каких-либо обстоятельств, исключающих производство по делу, в том числе истечение срока привлечения к ответственности, судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

п остановил:


Признать главу Лысьвенского городского округа ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Пермскому краю (Министерство финансов Пермского края, л/с 04562000010), счет 40101810700000010003 в отделении г. Пермь, БИК 045773001, КБК 840 1 16 18020 02 0000 140, ИНН 5902290917, КПП 590201001, ОКТМО 57701000, ОКВЭД 75.11.21, ОГРН 1035900070293, ОКПО 02292395.

Назначение платежа: штраф по постановлению № 5-213/2015 от 04 августа 2015 года (протокол от 08.06.2015 г. № 39-07-30-47).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано предоставить в Лысьвенский городской суд, кабинет № 112.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения его копии.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья:

Суд:

Лысьвенский городской суд (Пермский край) (подробнее)

Ответчики:

Шувалов В.В. (подробнее)

Судьи дела:

Шадрина Татьяна Владимировна (судья) (подробнее)