Решение № 2А-2996/2016 2А-2996/2016~М-2587/2016 М-2587/2016 от 13 мая 2016 г. по делу № 2А-2996/2016

Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) - Административное
Суть спора: 3.149 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2016 года г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Галата С.В.,

при секретаре судебного заседания Дудкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-2996/15 по исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:


Инспекция Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась (далее по тексту – МИФНС России № 12 по Иркутской области, налоговый орган) в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере .... и земельному налогу в размере .....

В обоснование административного искового заявления налоговым органом указано, что ФИО2 является собственником земельных участков на территории Иркутской области. В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог. Также ФИО2 является собственником недвижимого имущества. В соответствии с законодательством РФ физические лица, у которых имеются в собственности объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, и иные строения, помещения и сооружения, признаваемые объектом налогообложения, должны уплачивать налог на имущество физических лиц в установленные сроки. С учетом положений ст. 52 НК РФ Инспекцией в адрес должника заказным письмом были направлены уведомления от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которые в установленный срок должником не исполнены. Поскольку обязанность по уплате налога в установленный срок не исполнена, на основании положений статей 69, 70 НК РФ налоговым органом заказным письмом должнику направлено требование об уплате налога от <Дата обезличена><Номер обезличен>.Сумма задолженности ответчика составляет ..... В установленный срок уплата не произведена (земельный налог за 2014 год, налог на имущество физических лиц за 2014 год).

На основании изложенного, просит суд взыскать с административного ответчика (ФИО2 ИНН <Номер обезличен>, дата рождения <Дата обезличена>, место рождения г. Иркутск) в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Иркутской области (ИНН 3811085667 КПП 381101001, ОГРН 1043801556919) задолженность по земельному налогу в сумме ...., по налогу на имущество физических лиц в сумме ...., всего ...., а также госпошлину за рассмотрение дела.

Представитель административного истца МИФНС России № 12 по Иркутской области по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца по правилам, предусмотренным ст.ст. 150, 289 КАСРФ.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением по месту регистрации, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие либо об отложении дела слушанием, возражений не представил.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика ФИО2 по правилам, предусмотренным ст.ст. 150, 289 КАСРФ.

Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности административного искового заявления и полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С учетом положений вышеуказанной статьи суд рассматривает административный иск МИФНС России № 12 по Иркутской области по общим правилам административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Положениями ст. 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обстоятельства возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога определены ст. 44 НК РФ.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.1, ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (действовавшего до 01.01.2015) «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе, квартиры.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.

Согласно п.п.1, 2, 8, 9, 10 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 (действовавшего до 01.01.2015) «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в переделах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Решением Думы Большереченского муниципального образования от 03.10.2013г. № 9-3/дгп «Об установлении и введении в действие земельного налога и положения о земельном налоге на территории Большереченского муниципального образования» (ОКТМО 25612155), Решением Думы Марковского муниципального образования от 15.10.2013г. № 14-83/дгп «Об утверждении положения о земельном налоге на территории Марковского муниципального образования на 2014 год» (ОКТМО 25612163), Решением Думы Хомутовского муниципального образования от 29.11.2013г. №17-81/дсп «Об установлении и введении в действие земельного налога и о положении о земельном налоге на территории Хомутовского муниципального образования на 2014 год» (ОКТМО 25612434) установлены налоговые ставки: 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Из представленных суду сведений видно, что ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, является собственником земельных участков: ...., а также недвижимое имущество: ....

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (НК РФ в редакции, действующей на момент направления налоговых уведомлений).

Из налогового уведомления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> усматривается, что ФИО2 сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере .... и земельного налога за 2014 года в размере .... в срок до <Дата обезличена> за перечисленное недвижимое имущество и земельные участки.

Согласно списку <Номер обезличен> заказных писем налоговое уведомление <Дата обезличена> направлялось ФИО2 налоговым органом заказным письмом по адресу: <адрес обезличен>.

Налоговым уведомлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, ФИО2 сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере .... в срок до <Дата обезличена> за имущество: ....

Пункт 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 предусматривает срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2012, 2013 года, который производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Как следует из содержания административного искового заявления и данных налогового обязательства, в установленный срок обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 года административным ответчиком исполнена не была.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требованием от <Дата обезличена><Номер обезличен> налоговый орган предлагал уплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере ...., а также задолженность по земельному налогу в размере .... в срок до <Дата обезличена>. Указанное требование было направлено заказным письмом в адрес ФИО2, о чем свидетельствуют реестры на отправку заказных писем, имеющих отметку почтового отделения.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (НК РФ в редакции, действующей на момент направления требований об уплате налога).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Как следует из административного иска и установлено в судебном заседании, требование от <Дата обезличена><Номер обезличен> ФИО2 не было исполнено.

Согласно ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно требованию от <Дата обезличена><Номер обезличен> сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014 год и пени превысила ...., срок исполнения был установлен до <Дата обезличена>. Следовательно, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу и пени в течение шести месяцев с указанного срока – <Дата обезличена>.

Административное исковое заявление поступило в адрес Свердловского районного суда г. Иркутска <Дата обезличена>, то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ шестимесячного срока со дня со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Из представленного суду административным истцом расчета следует, что общая сумма задолженности ФИО2 по налогу на имущество физических лиц и пени составляет ...., из которых налог на имущество за 2014 – ...., земельный налог за 2014 года – .....

Суд, проверив представленный расчет, принимает его, поскольку административным ответчиком ФИО2 в силу ст. 62 КАС РФ в судебное заседание не представлено доказательств, подтверждающих уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 год в установленный срок.

Таким образом, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, с учетом того, что в ходе судебного разбирательства было установлено законность оснований для взыскания с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014 года в сумме ...., суд приходит к выводу об обоснованности административного иска и необходимости его удовлетворения полностью.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с удовлетворением административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере .... подлежат взысканию с административного ответчика ФИО2 в соответствии со ст. ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:


Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области – удовлетворить.

Взыскать с административного ответчика ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России №12 по Иркутской области задолженность по земельному налогу в сумме ...., по налогу на имущество физических лиц в сумме ...., всего ....

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере .... в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Галата С.В.

Суд:

Свердловский районный суд г. Иркутска (Иркутская область) (подробнее)

Истцы:

МИФНС России №12 по Иркутской области (подробнее)

Ответчики:

Пластинин А.Л. (подробнее)

Судьи дела:

Галата Сергей Владимирович (судья) (подробнее)