Решение № 2-509/2012 2-509/2012~М-481/2012 М-481/2012 от 10 мая 2012 г. по делу № 2-509/2012

Курчатовский городской суд (Курская область) - Гражданское
Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - органов государственной власти, органов местного самоуправления


Р Е Ш Е Н И Е


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Курчатов Курской области «10» мая 2012 года

Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Важениной Д.В.,

с участием представителя Курчатовской межрайонной прокуратуры - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Позднякова В.С.,

представителя МО «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области - главы п. им. К. Либкнехта Туточкина А.М., действующего на основании Устава МО «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области

при секретаре Свиридове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курчатовского межрайонного прокурора Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области,

УСТАНОВИЛ:


Курчатовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области (далее по тексту: «администрация МО «поселок им. К. Либкнехта»), выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок мусора, возложении обязанности ликвидировать данные свалки и привести занимаемые земельные участки в надлежащее состояние.

В обоснование требований заявления указано на выявленные 24.04.2012 года сотрудниками Курчатовской межрайонной прокуратуры с привлечением сотрудников Управления Роспотребнадзора по Курской области, нарушения администрацией МО «поселок им. К. Либкнехта» законодательства в области охраны окружающей среды при обращении твердыми бытовыми и промышленными отходами, выразившееся в непринятии мер к ликвидации двух несанкционированных свалок мусора на территории муниципального образования, представляющие собой скопление жестяных банок, пластиковых бутылок, пакетов, обрезки веток деревьев. Первая свалка размером 20 х 7 метров расположена с левой стороны на расстоянии 15 метров от д. № 89 по ул. Подлесная; вторая свалка, размером 15 х 10 метров расположена на расстоянии 8 метров от домовладения № 100 по ул. Красная Армия. По мнению прокурора, допущенное администрацией МО «поселок им. К. Либкнехта» бездействие ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования и нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник Курчатовского межрайонного прокурора требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

Глава МО «поселок им. К. Либкнехта» в судебном заседании требования прокурора признал, пояснив, что данные свалки образовали местные жители, которые выбрасывают мусор в непредназначенном для этого месте. Обязуются в ближайшее время данные свалки ликвидировать.

Выслушав прокурора и главу МО «поселок им. К. Либкнехта», исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ бездействие органа местного самоуправления может быть оспорено в судебном порядке гражданином или организацией, если они считают, что нарушены их права и свободы. К бездействию органа местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод, законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Поскольку несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и санитарном благополучии населения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, где установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, то заявление прокурора в данном случае направлено в защиту прав, свобод, законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

П. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ч. 1 ст. 34 вышеуказанного закона определено, что в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 4 Устава муниципального образования «поселок им. К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области в структуру органов местного самоуправления входит администрация поселка (л.д.13)

Согласно п. 18 ст. 3 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.12, обор).

Таким образом, администрация МО «поселок им. К. Либкнехта» при выявлении фактов несанкционированного размещения свалок обязана выполнить мероприятия по их ликвидации.

Из материалов проведенной Курчатовской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудников Управления Роспотребнадзора по Курской области проверки соблюдения органами местного самоуправления МО «поселок им. К. Либкнехта» законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с твердыми бытовыми и промышленными отходами, следует, что были выявлены нарушения администрацией МО «поселок им. К. Либкнехта» законодательства в области охраны окружающей среды при обращении твердыми бытовыми и промышленными отходами, а именно: из акта проверки от 24.04.2012 г. с приложенной фототаблицей, следует, что на территории муниципального образования стихийно образовано 2 несанкционированные свалки: первая размером 20 х 7 метров расположена с левой стороны на расстоянии 15 метров от д. № 89 по ул. Подлесная; вторая, размером 15 х 10 метров расположена на расстоянии 8 метров от домовладения № 100 по ул. Красная Армия. Данные свалки представляют собой скопление жестяных банок, пластиковых бутылок, пакетов, обрезки веток деревьев, которые находятся непосредственно на почве в месте, не предназначенном для сбора и временного хранения мусора и твердых бытовых отходов.

Допущенное администрацией МО «поселок им. К. Либкнехта» бездействие противоречит п. 4.13 «Межгосударственного стандарта ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, согласно которому под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Установлено, что данные территории для складирования отходов не предназначены, относятся к землям муниципального образования. Указанные свалки функционируют без соответствующих разрешений и согласований уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно справки главы поселка имени К. Либкнехта, земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки мусора (по ул. Подлесная на расстоянии 15 м. от дома № 89 и по ул. Красная Армии на расстоянии 8 м. от дома № 100 в п.им. К. Либкнехта), расположены на территории МО «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области (л.д.22).

В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Пунктом 2 ст. 51 данного закона установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходов производства и потребления, которые представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Пунктом 3.2 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. №80, установлено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 указано, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст.13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека».

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В ч. 1 ст. 22 указанного закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, оспариваемое прокурором бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, не соответствует закону, ввиду чего, надлежит обязать администрацию муниципального образования восстановить нарушенные права граждан и принять меры к ликвидации двух свалок на территории МО «поселок им. К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области привести занимаемые ими земельные участки в надлежащее состояние.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд считает необходимым установить срок, в течение которого администрации муниципального образования следует выполнить возложенную обязанность - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд устанавливает с учетом характера дела, действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав граждан.

Определяя в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 того же Постановления Пленума ВС РФ способ размещения информации о принятом решении, суд считает, что информация о принятом решении должна быть вывешена в течение 10 дней в помещении администрации в доступном для граждан месте.

Согласно ч.3 ст.258 ГПК РФ сообщение об исполнении решения суда должно быть направлено в суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

В силу положений ст. 103 ГПК РФ с администрации МО «поселок им. К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области подлежит взысканию госпошлина в размере, установленном п. 7 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ - 200 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ :


Заявление Курчатовского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к ликвидации двух несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области.

Обязать администрацию муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области принять меры к ликвидации в течение одного месяца после вступления решения в законную силу двух несанкционированных свалок, расположенных на территории муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта Курчатовского района Курской области и приведению занимаемых ими земельных участков в надлежащее состояние.

Обязать администрацию муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области информацию о принятом решении вывесить в течение десяти дней после вступления решения в законную силу в помещении администрации в доступном для граждан месте.

Взыскать с муниципального образования «поселок имени К. Либкнехта» Курчатовского района Курской области 200 (двести) рублей госпошлину в доход бюджета муниципального района «Курчатовский район» Курской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Важенина

Суд:

Курчатовский городской суд (Курская область) (подробнее)

Судьи дела:

Важенина Диана Валентиновна (судья) (подробнее)