Решение № 2А-869/2016 2А-869/2016~М-534/2016 М-534/2016 от 25 мая 2016 г. по делу № 2А-869/2016

Петушинский районный суд (Владимирская область) - Гражданское
Суть спора: 3.154 - Иные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений)

Дело 2-869/16 г. *


Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

дата г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи И.В. Язева,

при секретаре судебного заседания В.В.Соповой

с участием:

- представителя административных истцов Никоненко И.В., Денисова В.Н., Соськина А.Р., Прокропьева И.В. - Котова П.Г.;

- представителя административного ответчика администрации пос. Городищи Петушинского района Владимирской области Шариной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Никоненко Ирины Владимировны, Денисова Виталия Николаевича, Соськина Александра Романовича, Прокопьева Игоря Владимировича к администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области о признании незаконными отказов администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области в выдаче градостроительных планов,

У С Т А Н О В И Л:


Никоненко И.В., Денисов В.Н., Соськин А.Р., Прокопьев И.В. обратились в суд с административным иском к администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области о признании незаконными отказов администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области в выдаче градостроительных планов, оформленных письмами от 27.01.2016г. №№ 99 - 140.

В обоснование требований указано, что согласно договорам переуступки права аренды от 10.10.2015г., истцы являются арендаторами 43 земельных участков, находящихся на территории пос. Городищи Петушинского района.

В конце декабря 2015 года истцы обратились к административному ответчику за выдачей градостроительных планов на земельные участки, получив 27.01.2016г. письменные отказы. Основанием для отказа в выдаче градостроительных планов администрация поселка Городищи указывала решение Совета народных депутатов от 20.10.2015г. №13/2, которым была утверждена корректировка генерального плана муниципального образования «Поселок Городищи» Петушинского района Владимирской области. Согласно вновь утвержденному генеральному плану спорные земельные участки оказались расположены на территории зеленых насаждений общего пользования и застройке не подлежат (зона Р-1).

Действия администрации являются незаконными поскольку, в отношении 10 участков изменение территориальной зоны вообще не произошло (участки с кадастровыми номерами *

На момент вынесения оспариваемых отказов на территории поселка Городищи Петушинского района Владимирской области действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета народных депутатов поселка Городищи от 26.12.2012г. №67/16, согласно которым спорные земельные участки относились и относятся к зоне «Ж-3».

Кроме того, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В судебном заседании представитель административных истцов требования поддержал.

Административный ответчик требования иска не признал по доводам письменного отзыва, в части 10 земельных участков, в отношении которых изменение территориальной зоны не произошло, полагал требования обоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.

Согласно ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения аукциона 08.07.2011г. между *» и комитетом по управлению имуществом Петушинского района Владимирской области был заключен договор аренды земельного участка №1479, предметом которого был земельный участок площадью * кв.м, кадастровый номер *, *, *

В 2011 году * обращалось в администрацию поселка Городищи с заявлением о проведении публичных слушаний по рассмотрению представленного 18.10.2011г. проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером *. Отказ администрации поселка Городищи в проведении публичных слушаний был оценен Арбитражным судом Владимирской области, который своим решением от 15.03.2012г. по делу №А11-12823/2011 признал отказ администрации поселка Городищи незаконным и обязал администрацию поселка Городищи Петушинского района Владимирской области провести публичные слушания по рассмотрению проекта планировки и проекта межевания территории земельного участка с кадастровым номером *

Проект планировки и застройки земельного участка с планом межевания территории под размещение коттеджного поселка «*» был утвержден постановлением Главы муниципального образования «Поселок Городищи» Петушинского района Владимирской области №183 от 21.08.2012г. Каких-либо изменений в данное постановление не вносилось. Таким образом, право на застройку земельного участка землепользователем имело место.

На основании утвержденного проекта планировки и застройки земельного участка с планом межевания территории под размещение коттеджного поселка «Радогостье» 19.11.2012г. на кадастровый учет были поставлены 43 земельных участка:

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
*

*
Решением от 20.02.2015г. по делу №А11-9373/2014 Арбитражным судом Владимирской области удовлетворены требования ООО «МастерСтрой» об обязании Комитета по управлению имуществом Петушинского района Владимирской области заключить с обществом договоры аренды на 43 указанных выше земельных участка на новый срок.

Во исполнение решения от 20.02.2015г. между Комитетом по управлению имуществом Петушинского района Владимирской области и * были заключены 43 договора аренды на земельные участки.

10.10.2015г. истцами были заключены 43 договора переуступки прав аренды земельных участков.

В конце декабря 2015 года истцы обратились в администрацию поселка Городищи Петушинского района Владимирской области за выдачей градостроительных планов на земельные участки.

27.01.2016г. истцами были получены отказы в выдаче градостроительных планов на принадлежащие им земельные участки. Основанием для отказа в выдаче градостроительных планов администрация поселка Городищи указывала решение Совета народных депутатов от 20.10.2015г. №13/2, которым была утверждена корректировка генерального плана муниципального образования «Поселок Городищи» Петушинского района Владимирской области. Согласно вновь утвержденному генеральному плану земельные участки, принадлежащие истцам на праве аренды, расположены на территории зеленых насаждений общего пользования и застройке не подлежат (зона Р-1).

Оценивая законность действий администрации, суд приходит к следующему.

Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1, 2).

Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и градостроительных планов застроенных земельных участков.

В соответствии с частью 17 статьи 46 названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, которые регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Градостроительный план земельного участка отражает всю имеющуюся информацию о конкретном земельном участке, содержит сведения о возможном его использовании.

Как установлено в судебном заседании, спорные участки до принятия решения Совета народных депутатов от 20.10.2015г. №13/2 которым, была утверждена корректировка генерального плана муниципального образования «Поселок Городищи» Петушинского района Владимирской области находились в зоне жилой застройки, после его утверждения они оказались расположены на территории зеленых насаждений общего пользования и застройке не подлежат (зона Р-1).

В соответствии с п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Также предусмотренное подпунктом 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 9 ст. 1 и ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которым определяется правовой режим земельных участков.

В ч. 2 и ч. 3 ст. 37 ГрК РФ указано, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и что изменение одного вида на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Спорные участки до настоящего времени имеют вид разрешенного использования - ИЖС, «для размещения улиц, проездов», «для размещения детской игровой площадки», «для объектов коммунального хозяйства», что в совокупности соотносится с изначальной целью использования - комплексное освоение в целях жилищного строительства. Каких-либо действий по изменению вида их разрешенного использования стороны по делу не предпринимали.

По смыслу п. 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.

Суд приходит к выводу о том, что право на застройку спорных участков истцами не утрачено, по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.

Вместе с тем такие акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия.

В этих целях федеральный законодатель допускает возможность использования земельных участков или объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В случае, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (части 8 и 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отсутствие данных о том, что комплексное освоение спорных участков в целях жилищного строительства создает угрозу жизни или здоровью заявителей, не может служить поводом к запрету на строительство, а, следовательно, запрету на выдачу градостроительных планов.

Также суд учитывает, что административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств тому, что согласно схеме градостроительного зонирования от 2012 года спорные участки находились в зонах Р-1, Р-2 (зоны городских парков и скверов, зона городских лесов), поскольку в данном документе имеются расхождения в части условных обозначений (буквенные обозначения не соответствуют желтому цвету, предназначенному для обозначения зоны застройки индивидуальными жилыми домами).

Из представленного представителем административных истцов генерального плана пос. Городищи, действовавшего до его корректировки в 2015 году, следует, что спорные участки находились в зоне ИЖС. Подлинность и достоверность данного документа административным ответчиком не оспорена.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Решением АС ВО от 20.02.2015г. по делу А11-9373/2014 по делу по иску * к Комитету по управлению имуществом Петушинского района о понуждении заключить договор аренды на земельные участки (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Петушинского района Владимирской области, администрация поселка Городищи Петушинского района Владимирской области), установлено следующее.

Истцом в период действия договора аренды принимались меры к надлежащему выполнению его условий (освоению и застройке земельного участка), однако в связи с заключением дополнительного соглашения к договору аренды, когда предметом договора выступили уже 43 вновь образованных земельных участка, только 14.05.2014г., а также в связи с отказом администрации п.Городищи в выдаче разрешений на строительство, истец был лишен возможности своевременно начать как строительство, так и обустройство территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Таким образом, на момент вынесения решения арбитражным судом право на застройку у предыдущего арендатора земельных участков - * существовало.

В соответствии со статьями 18, 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план поселения как документ территориального планирования муниципальных образований подготавливается и утверждается применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, и содержит, в частности: карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3 статьи 23); карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23).

Таким образом, генеральный план должен содержать только карту функциональных зон поселения или городского округа и параметры функциональных зон. Градостроительное зонирование территории осуществляется Правилами землепользования и застройки, особенностям которых в МО пос. Городищи Петушинского района Владимирской области дана оценка выше.

Кроме того, в судебном заседании нашла подтверждение позиция представителя истцов о том, что в отношении 10 участков изменение территориальной зоны вообще не произошло (участки с кадастровыми номерами * что подтверждается заключением кадастрового инженера ФИО10 и не оспаривалось представителем административного ответчика.

Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 этой статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить административный иск Никоненко И.В., Денисова В.Н., Соськина А.Р., Прокопьева И.В. к администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области о признании незаконными отказов администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области в выдаче градостроительного плана в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179, 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Удовлетворить административный иск Никоненко Ирины Владимировны, Денисова Виталия Николаевича, Соськина Александра Романовича, Прокопьева Игоря Владимировича к администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области о признании незаконными отказов администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области в выдаче градостроительного плана.

Признать незаконными отказы администрации поселка Городищи Петушинского района Владимирской области в выдаче градостроительных планов земельных участков, оформленных письмами от 27.01.2016г. №№ 99 - 140.

Обязать администрацию поселка Городищи Петушинского района Владимирской области повторно рассмотреть вопрос в выдаче градостроительных планов в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

*
*

*
Судья Петушинского районного суда И.В. Язев

Суд:

Петушинский районный суд (Владимирская область) (подробнее)

Истцы:

Денисов В.Н. (подробнее)
Никоненко И.В. (подробнее)
Прокопьев И.В. (подробнее)
Соськин А.Р. (подробнее)

Ответчики:

администрация пос. Городищи Петушинского района Владимирской области (подробнее)

Судьи дела:

Язев И.В. (судья) (подробнее)