Постановление от 6 июля 2023 г. по делу № А40-277585/2022ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12 адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru Дело № А40-277585/22 г. Москва 06 июля 2023 года Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2023 года Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего судьи: Гармаева Б.П., Судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНОБОРОНЫ РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2023 по делу № А40-277585/22 по иску ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" к МИНОБОРОНЫ РОССИИ, третье лицо ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» о взыскании задолженности, при участии в судебном заседании: от истца: не явился, извещен, от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.10.2022, от третьего лица: не явился, извещен, Публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая компания" обратилось в суд с требованиями к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании долга в размере 41 412 руб. 25 коп., пени в размере 2 914 руб. 78 коп. с последующим начислением неустойки по день фактического погашения задолженности (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения). Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2023 иск удовлетворен. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы. Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, дело рассматривалось в их отсутствие в порядке ст. 156 АПК РФ. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением администрации города Тамбова от 30.12.2015 № 9623 филиал ПАО «Квадра - Генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» осуществляло функции единой теплоснабжающей организации в городе Тамбове с 01 января 2016 года и Постановлению администрации города Тамбова от 30.12.2016 № 8118 осуществляет функции единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от Тамбовской ТЭЦ в городе Тамбове с 01 января 2017 года. С указанного времени, истец подает горячую воду на объект, расположенный по адресу: <...>. Названный объект относится к специализированному жилищному фонду Минобороны России, все находящиеся в доме помещения являются федеральной собственностью. Согласно Приказу Директора департамента военного имущества Министерства Обороны РФ №123 от 20.01.2021г. «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» за ФГАУ «Росжилкомплекс» закреплено на праве оперативного управления общежитие 3/81 по адресу <...> в/г. Во исполнение п. 3 Приказа Жилищно-коммунальная служба №15 г. Рязань филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО передала по акту приема-передачи от 01.03.2021 №3 ФГАУ «Росжилкомплекс» объект с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: <...>. Согласно п. 3 названного Приказа ФГАУ «Росжилкомплекс» в трехмесячный срок в установленном порядке должно обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации; государственную регистрацию права оперативного управления. ФГАУ «Росжилкомплекс» не зарегистрировало в установленном законом порядке ни право собственности РФ, ни свое право оперативного управления. В силу закона, на правообладателя объекта недвижимости возложены обязанности по оплате поставляемой филиалом горячей воды в адрес объекта с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: <...>, начиная с 01 марта 2021 года. Истец направил ответчику для подписания проект договора теплоснабжения №2586-ГВ/1. Со стороны ответчика договор подписан не был; Сумма долга ответчика за поставленную горячую воду за август 2022 года составила 41 412 руб. 25 коп. На основании ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» истец начислил ответчику неустойку за период с 13.09.2022 по 17.03.2023 в размере 2 914 руб. 78 коп. Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена без удовлетворения, то истец обратился с настоящим иском в суд. Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст. ст. 307- 310, 314, 330, 539, 544, 548 ГК РФ, решением от 14.04.2023 Арбитражный суд г.Москвы обоснованно иск удовлетворил. Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее. Доводы о недоказанности права собственности Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение в спорный период – отклоняются, как необоснованные. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций. Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения № 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности. Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью. Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ - органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Согласно Приказу Директора Департамента военного имущества Министерства Обороны РФ №123 от 20.01.2021 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации» за ФГАУ «Росжилкомплекс» закреплено на праве оперативного управления общежитие 3/81 по адресу <...> в/г. 05.02.2021 между федеральным государственным казенным учреждением «Центральное территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центральное ТУИО») и ФГАУ «Росжилкомплекс» подписан акт приема -передачи федерального имущества, в том числе здания общежития 3/81 по адресу: <...> в/г 3) в оперативное управление. В силу пятого абзаца пункта 1 статьи. 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Согласно пункту 3 Приказа № 123 ФГАУ «Росжилкомплекс» в трехмесячный срок в установленном порядке должно обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации; государственную регистрацию права оперативного управления. ФГАУ «Росжилкомплекс» не зарегистрировало в установленном законом порядке ни право собственности Российской Федерации, ни свое право оперативного управления. В соответствии со статьей 210 ГК РФ правообладатель несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу закона, на правообладателя объекта недвижимости - Министерство обороны Российской Федерации возложены обязанности по оплате поставляемой филиалом горячей воды в адрес объекта с инвентарным номером 3/81 - общежитие по адресу: <...>, начиная с 01 марта 2021 года. Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами права, обязанность по уплате коммунальных платежей и платежей по содержанию помещений, которые принадлежат Министерству обороны РФ, в отсутствие зарегистрированного права оперативного управления ФГАУ «Росжилкомплекс» несет Министерство обороны РФ. Представленные в материалы счета, счет - фактура (универсально-передаточный документ) содержат сведения о количестве потребленной тепловой энергии, цене, стоимости. Также к настоящим возражениям прикладываем расчет потребления горячего водоснабжения исходя их норматива потребления и площади многоквартирного дома. Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету. Обязательными реквизитами счета-фактуры являются, в частности: стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг (подпункт.8 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации)). Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах-фактурах, ответчиком не предоставлено. В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу пунктов 1 и 2 статьи ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Отсутствие договора не освобождает заказчика от обязанности возместить стоимость потребленной энергии. Фактическое пользование услугами теплоснабжения, истцом может быть определено как акцепт абонентом оферты на основании п. 3 ст. 438 ГК РФ. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 230 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения"). Довод ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям моратория, введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, является несостоятельным, поскольку обязательство по оплате задолженности за август 2022 года возникло после принятия моратория, в связи с чем основания для его применения отсутствуют (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит. Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2023 по делу № А40-277585/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа. Председательствующий судья Б.П. Гармаев Судьи В.Я. Гончаров Т.Ю. Левина Суд:9 ААС (Девятый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)Истцы:ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ" (подробнее)Ответчики:Министерство Обороны Российской Федерации (подробнее)Последние документы по делу: |