Решение от 16 июня 2016 г. по делу № А65-9038/2016АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107 E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru http://www.tatarstan.arbitr.ru тел. (843) 294-60-00 Именем Российской Федерации г. Казань Дело № А65-9038/2016 Дата принятия решения – 16 июня 2016 года. Дата объявления резолютивной части – 08 июня 2016 года. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующий - судья Минапова А.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Венковой Л.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции в лице Альметьевского территориального органа, г. Альметьевск, к индивидуальному предпринимателю Переслегиной Ильсие Миннуровне, г.Альметьевск (ОГРН 304165034500462, ИНН 165040080524), о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.16, ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота спиртосодержащей продукции, с участием: заявителя – представитель не явился; ответчика – представительнее явился, Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции в лице Альметьевского территориального органа, г. Альметьевск (далее по тексту – заявитель), обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Переслегиной Ильсие Миннуровне, г.Альметьевск (ОГРН 304165034500462, ИНН 165040080524), о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.16, ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота спиртосодержащей продукции. Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. В судебном заседании 06.06.2016г. был объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 08.06.2016г. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда. После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда, без участия сторон. При исследовании доказательств арбитражным судом установлено. Как усматривается из представленных по делу документов, административным органом в ходе проверки, проведенной 13.01.2016 в 10 часов 15 минут, в магазине «Продукты», расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, п.г.т Нижняя Мактама, ул. Достоевского, д. 11, в котором хозяйственную деятельность осуществляет ответчик, должностными лицами заявителя был установлен факт реализации спиртосодержащей продукции ответчиком гражданину Иманову Р.Т. косметического лосьона «Березовые почки», емкостью 99 мл., содержание этилового спирта до 75%, производства ООО «Парфюмерно-косметическое предприятие», Россия, г.Владикавказ, ул.5-ая Промышленная,4а, ГОСТ 31679-2012, в количестве 3 флаконов, по цене 40,00 руб. за 1 флакон. В реализации также находилась следующая продукция: косметический лосьон «Березовые почки», емкостью 99 мл., содержание этилового спирта до 75%, производства ООО Парфюмерно-косметическое предприятие, Россия, г.Владикавказ, ул.5-ая Промьшшенная,4а, ГОСТ 31679-2012, в количестве 96 флаконов; косметический лосьон «Антисептический» серии «Свежесть», емкостью 100 мл., содержание этилового спирта до 75%, производства ООО «Русский лес», Россия, г. Владикавказ, ул. 1-я Промышленная, 1, ТУ 9158-007-37415530-2014, в количестве 480 флаконов; косметический лосьон «Боярышник» серии «Свежесть», емкостью 250 мл., содержание этилового спирта до 75%, производства ООО «Русский лес», Россия, г. Владикавказ, ул. 1-я Промышленная, 1, ТУ 9158-007-37415530-2014, в количестве 80 флаконов; концентрат для принятия ванн жидкий «Боярышник», емкостью 250 мл., содержание этилового спирта до 93%, производства ООО «Легат», Россия, г. Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д.64, ТУ 9158-007-46931608-01, в количестве 60 флаконов. Всего должностными лицами заявителя по итогам проверки изъято 716 флаконов указанной продукции. Исходя из материалов дела, в ходе проведения административного расследования определением от 20.01.2016 № 0020 назначена экспертиза образцов изъятой продукции, проведение которой поручено государственному бюджетному управлению «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка». По результатам проведенных испытательной лабораторией государственного бюджетного управления «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка экспертных исследований установлено, что: косметический лосьон «Березовые почки» не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 74,9%, что подтверждается экспертным исследованием №192 от 17.02.16г.; косметический лосьон «Антисептический» серии «Свежесть» не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 59,1%, что подтверждается экспертным исследованием №193 от 17.02.16г.; косметический лосьон «Боярышник» серии «Свежесть» не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 59,4%, что подтверждается экспертным исследованием №194 от 17.02.16г.; - концентрат для принятия ванн жидкий «Боярышник» не является косметическим средством, а является этиловым спиртом, разбавленным водой, с объемной долей этилового спирта 64,7%, что подтверждается экспертным исследованием №195 от 17.02.2016г. Заявителем сделан вывод о том, что вышеперечисленная продукция не соответствует требованиям ГОСТ 31679-2012 «Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия» по органолептическим показателям и не соответствует требованиям ГОСТ 5962-2013 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» по объемной доле этилового спирта. По данному факту в связи с нарушением ответчиком требований п. 1 ст. 16, ст. 25, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Федерального закона от 02.01.2000 №29 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» заявителем в отношении ответчика составлены протоколы от 20.02.2016 за № 00498 и от 20.02.2016 за №000499 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.16 и части 1 статьи 14.43 КоАП РФ соответственно, протокол осмотра от 13.01.2016г., протокол от 13.01.2016г., протокол с объяснениями покупателя Имамова Р.Т., взяты объяснения у ответчика, согласно которым ответчик вину признает. В соответствии со статьями 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 23.1 КоАП РФ заявителем материалы административного дела с заявлениями о привлечении ответчика к административной ответственности по части 1 статьи 14.16 и части 1 статьи 14.43 КоАП РФ переданы на рассмотрение в арбитражный суд. Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Частью 1 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ). При этом, как отмечено в статье 1 названного Закона, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. В п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу этилового спирта, за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями. Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями. Судом по вышеназванным материалам административного дела, установлено, что нарушение ответчиком норм Закона № 171-ФЗ подтверждаются вышеназванными актом изъятия от 20.01.2016, протоколами об административном правонарушении, экспертным исследованием. В экспертных исследованиях от 17.02.2016 № 192, №193, №194, №194, установлено, что исследованная продукция представляет собой этиловый спирт, разбавленный водой, не соответствующий требованиям ГОСТа. В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Согласно статье 1 Закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является изготовитель, исполнитель, продавец, объектом – требования технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции (государственных стандартов). Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении изготовителем, исполнителем или продавцом обязательных требований к продукции (в данном случае алкогольной) и процессам ее реализации. В силу ч. 1 статьи 25 и ст.26 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконным обороте, ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция подлежит изъятию. Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ). Исходя из статьи 9 Закона № 29-ФЗ обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний) и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами. В силу п. 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Судом установлено, что согласно экспертным исследованиям государственного бюджетного учреждения «Республиканского центра независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка» от 17.02.2016 № 192, №193, №194, №194, вышеуказанная изъятая продукция не соответствуют требованиям ГОСТ 31679-2012 «Продукция косметическая жидкая. Общие технические условия» по органолептическим показателям, а также требованиям ГОСТ 5962-2013 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» по объемной доле этилового спирта. Основания сомневаться в данном экспертном заключении и в квалификации эксперта, проводившего экспертизу, у суда отсутствуют. Ответчиком мотивированные и обоснованные отводы эксперту, экспертному учреждению не заявлялись, собственные вопросы перед экспертом не ставились. Согласно пункту 1 статьи 22 Закона № 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Статьей 32 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности. Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции установлены Законом № 171-ФЗ. В соответствии со статьей 2 Закона № 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. По смыслу абзаца 11 пункта 3 статьи 20 Закона № 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам. Осуществляя оборот алкогольной продукции, не соответствующий требованиям ГОСТов, ответчик не исполнил требования по организации и проведению производственного контроля, следовательно, им не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасности для здоровья человека пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их реализации населению, предусмотренные статьей 11 Закона № 52-ФЗ и пункта 1 статьи 22 Закона № 29-ФЗ. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2008 № 3796/08, наличие документов о соответствии реализуемой алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям. У ответчика имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что ответчиком не были приняты все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства. В силу изложенного имеют место события административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ и частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должен быть осведомлен о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность. Согласно приведенной норме она несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений, допущенных при осуществлении такого рода деятельности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ответчику исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется. Факт правонарушения, совершенного ответчиком, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказан материалами административного дела, самим ответчиком не оспаривается. Следовательно, вина ответчика в совершении вмененных административных правонарушений также представляется доказанной. Изложенное свидетельствует о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ и частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм и процедуры привлечения ответчика к административной ответственности не установлено. Срок давности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, не истек. Оснований для применения правила о малозначительности нарушения не имеется, доказательств, обосновывающих возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ, арбитражному суду не добыто и не представлено. Из материалов дела наличие признаков малозначительности административного правонарушения не явствует. Таким образом, с учетом обстоятельств дела оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не находит. Арбитражным судом при назначении административного наказания учитываются характер и тяжесть совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ). С учетом изложенного, характера совершенного правонарушения и его обстоятельств, учитывая, что совершение правонарушений ответчиком сопряжено с реализацией спиртосодержащей продукции, т.е. совершено в сфере действия законодательства, охраняющего жизнь и здоровье граждан, суд полагает необходимым назначить предпринимателю административное наказание по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В соответствии с частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Часть 1 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает в обязательном порядке как наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, так и конфискацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Соответственно, изъятая спиртосодержащая продукция подлежит конфискации. Руководствуясь статьями 110, 112, 167 – 169, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя Переслигину Ильсию Миннуровну (ОГРНИП 304165034500462, ИНН 165040080524), 29.01.1960г.р., место рождения – город Казань, адрес регистрации: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Жуковского, д.7, кв. 8А, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 и частью 1 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции изъятой по протоколу от 13.01.2016г., находящуюся на хранении в Альметьевском территориальном органе Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня его принятия. Реквизиты на оплату штрафа: УФК по РТ (Госалкогольинспекция РТ) ИНН/КПП 1654025044/165901001 получатель платежа: Отделение – НБ Республика Татарстан счет получателя 40101810800000010001, БИК 049205001 ОКТМО 92608101 вид платежа 75011608010010000140. Председательствующий судья А.Р. Минапов Суд:АС Республики Татарстан (подробнее)Истцы:Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции в лице Альметьевского территориального органа, г. Альметьевск (подробнее)Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань (подробнее) Ответчики:ИП Переслегина Ильсия Миннуровна, г. Альметьевск (подробнее) |