Решение от 2 апреля 2024 г. по делу № А19-29747/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда:

ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ
РЕШЕНИЕ



г. Иркутск Дело № А19-29747/2023

«02» апреля 2024 года

Резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принята 21.02.2024 года;

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Никитиной И.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по исковому заявлению

ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 92, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, АДРЕС: 664530, <...>)

о взыскании убытков, составляющих излишне выплаченные ФИО1, ФИО2 сумм страховой пенсии, в размере 53 222 руб. 68 коп.,

установил:


ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (далее - МОУ ИРМО «Карлукская СОШ») о взыскании убытков, составляющих излишне выплаченные ФИО1, ФИО2 сумм страховой пенсии, в размере 53 222 руб. 68 коп.

Определением суда от 20.12.2024 исковое заявление принято; возбуждено производство по делу; дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ); ответчику предложено представить отзыв на иск.

Ответчик отзыв на иск не представил; о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления 664025 90 954644.

Заявлением от 08.02.2024 истец уточнил размер убытков до суммы 45 222 руб. 68 коп.

Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ, путем принятия решения арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в виде подписания судьей резолютивной части решения от 21.02.2024.

От истца поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Согласно части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Если судья, подписавший резолютивную часть решения, отсутствует в день поступления заявления о составлении мотивированного решения или апелляционной жалобы, вопрос о составлении мотивированного решения указанным судьей разрешается в пятидневный срок, начинающий исчисляться с момента возобновления исполнения указанным судьей своих обязанностей.

Поскольку судья Никитина И.К. в период с 26.02.2024 по 22.03.2024 находилась в служебной командировке, в силу части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о составлении мотивированного решения отложен до момента возобновления исполнения судьей Никитиной И.К. своих обязанностей, о чем разъяснено истцу определением от 04.03.2024.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО2, СНИЛС <***>, ФИО1, СНИЛС <***>, работники ответчика, являются получателями страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

На страхователе лежит обязанность в установленный срок представить органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, порядок предоставления которых определен Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Федеральный закон № 27-ФЗ).

Пунктом 2.2 статьи 11 Федеральный закон № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»».

Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н утверждена «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее - Инструкция).

В пункте 24 Инструкции указано, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Как было указано выше, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.

При этом в силу части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и сроки для начала (прекращения) выплат, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

В части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В указанном случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионера.

МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» - ответчик, по телекоммуникационным каналам связи 12.01.2023 представило форму СЗВ-М (исх.) за декабрь 2022 года.

20.01.2023 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (отм.) за декабрь 2022 года.

10.03.2023 ответчик представил сведения по форме СЗВ-М (доп.) за декабрь 2022 года.

Во всех представленных сведениях значились ФИО2 и ФИО1.

Как указал истец, МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» несвоевременно (10.03.2023) представило сведения по форме СЗВ-М (доп.) за декабрь 2022 года. В том числе в отношении ФИО2 и ФИО1

В отсутствие своевременно предоставленных сведений форме СЗВ-М за декабрь 2022 год отделение пенсионного Фонда стало считать ФИО2 и ФИО1 прекративших трудовую деятельность.

В связи с отсутствием своевременно представленных сведений о факте работы за декабрь 2022 года ФИО2 и ФИО1 был произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, как пенсионерам прекратившим осуществление работы (решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 15.02.2023 № 230000005393/В/М, № 230000005650/В/М).

Протоколами 16.05.2023 №4664, от 23.05.2023 № 4983 отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской установило факт излишне выплаченной суммы страховой пенсии по старости ФИО2 и ФИО1 за период с 01.12.2022 по 30.04.2023 в размере 56 361 руб. 53 коп., из них: ФИО2 - 29 910 руб. 29 коп., ФИО1 - 26 451 руб. 24 коп.

Согласно расчету истца, страховая пенсия по старости за период с 01.12.2022 по 30.04.2024 ФИО1 выплачена в размере 78 846 руб. 59 коп., при этом размер полагающейся к выплате страховой пенсии, при своевременном представлении ответчиком формы СЗВ-М (исходная), подлежал выплате 52 395 руб. 35 руб.; ФИО2 страховая пенсия выплачена в размере 158 721 руб. 89 коп., размер полагающейся к выплате страховой пенсии подлежал в размере 127 950 руб. 45 коп.

Уведомлением от 16.10.2023 №1502/6770 истец предложил ответчику в добровольном порядке возместить ущерб в сумме 57 222 руб. 68 коп.

В связи с частичным возмещением переплаты в размере 4 000 руб. в отношении ФИО2, размер ущерба составил 56 361 руб. 53 коп., из них: по ФИО2 - 29 910 руб. 29 коп., по ФИО1 - 26 451 руб. 24 коп.

Впоследствии истец заявлением от 08.02.2024, в связи с частичной оплатой уточнил размер убытков до суммы 45 222 руб. 68 коп., из них: по ФИО2 - 21 910 руб. 29 коп., по ФИО1 - 26 451 руб. 24 коп.

Как указал истец, переплата пенсии произошла в результате нарушения страхователем сроков направления индивидуальных сведений.

Поскольку ущерб в полном объеме ответчиком не оплачен, истец обратился в суд с иском.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к следующим выводам.

Правоотношения сторон регулируются положениями главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу положений статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

В части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 58 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в 4 период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 26.02.2018 N 10-П получение гражданином сумм в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан - участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, но следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица - приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере.

Сведения о недобросовестности со стороны получателя денежных средств в материалах дела отсутствуют, поскольку несвоевременное представление сведений, повлекших выплаты, предоставлены ответчиком по делу.

Из представленных документов следует, что за период с 01.12.2022 по 30.04.2023 ФИО2 и ФИО1 выплачена страховая пенсия в размере 237 568 руб. 48 коп., при этом размер полагающейся к выплате работникам страховой пенсии должен был составить 180 345 руб. 80 коп., то есть размер переплаты составил 57 222 руб. 68 коп.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" работодатель представляет ежемесячные сведения по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) только на работающих у него граждан.

На основании вышеуказанной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положения статьи 26.1 Закона №400-ФЗ. Поэтому уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями.

Однако, как указано выше ответчиком 12.01.2023 в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за декабрь 2022 года на 90 застрахованных лиц, в которых ФИО2 и ФИО1 указаны в списке застрахованных лиц.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за декабрь 2022 года, в том числе в отношении спорных лиц, представлены истцу своевременно - 12.01.2023.

Указанное обстоятельство пенсионным фондом не оспаривается. Сведения о застрахованных лицах СЗВ-М (исходная) были приняты Управлением без ошибок.

Каких-либо извещений (уведомлений) об обнаружении неточностей, ошибок в отчете от Управления пенсионного фонда не поступало.

Впоследствии ответчик 20.01.2023 представил отменяющие сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года.

Дополняющие сведения за отчетный период за декабрь 2022 года по форме СЗВ-М МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» представлены 10.03.2023.

Во всех представленных сведениях значились пенсионеры ФИО2 и ФИО1.

В связи с отсутствием своевременно представленных сведений о факте работы за декабрь 2022 года ФИО2 и ФИО1 был произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, как пенсионерам прекратившим осуществление работы и вынесены решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 15.02.2023 № 230000005393/В/М, № 230000005650/В/М.

Таким образом, истец вынося решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии от 15.02.2023 № 230000005393/В/М, № 230000005650/В/М, располагал противоречивыми сведениями о застрахованных лицах ФИО2 и ФИО1, требующими проверки.

Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (действовавшей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», которым внесены изменения, в том числе в Закон № 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.

Учитывая, что истец располагал противоречивыми сведениями относительно занятости пенсионеров ФИО2 и ФИО1, то до вынесения решений о выплате индексации должен был проверить достоверность данных сведений, а не самонадеянно полагать о не осуществлении пенсионерами трудовой деятельности.

Пунктами 2.2 и 2.4 статьи 11 Федеральный закон № 27-ФЗ определены персонифицированные сведения, которые страхователь обязан предоставлять в Фонд пенсионного страхования двумя видами отчетности: по форме СЗВ-М (подпункт 2.2) и по форме СЗВ-ТД (подпункт 2.4).

Сведения по форме СЗВ-ТД передают информацию о кадровых мероприятиях страхователя, в том числе о приеме и увольнении работников. При этом сведения по форме СЗВ-ТД предоставляются в орган Фонда пенсионного страхования РФ не позднее следующего дня свершения события приема или увольнения (пункт 2.5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

В материалы дела представлены сведения о трудовой деятельности получателя страховой пенсии ФИО2 и ФИО1 за декабрь 2020 года.

Сведениями от ответчика об увольнении указанных лиц Фонд не располагал.

В силу абзаца 9 статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ на Фонде лежит обязанность по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных федеральным законодательством, в том числе по их учетным данным.

Таким образом, суд считает, что в случае, если у Фонда имелись противоречивые сведения о трудоустройстве работника ФИО2 и ФИО1, в порядке исполнения обязанностей по осуществлению контроля за правильностью представления страхователями сведений, Фонду надлежало направить в адрес страхователя уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.

Однако, Фонд не предпринял каких-либо действий для определения верной информации, бездействовал.

Оценив представленные в материалы дела документы, в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченной ФИО2 и ФИО1 суммы пенсии, поскольку ответчиком сведения по форме СЗВ-М в отношении спорных лиц представлены в Пенсионный фонд своевременно, неправомерных действий не совершено, на момент вынесения решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) каких-либо действий для определения верной информации относительно работников Фонд не предпринял, в связи с чем проиндексированная пенсия, которая истцом расценена как убытки, не может быть квалифицирована как прямое следствие бездействия ответчика, выразившееся в несвоевременном предоставлении отчетности за декабрь 2022 года.

При таких обстоятельствах, исковые требования отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о взыскании с МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» убытков в виде излишне выплаченной суммы пенсии в размере 45 222 руб. 68 коп., суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Истцом при подаче иска в суд государственная пошлина не уплачивалась, от ее уплаты истец освобожден в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь 110, 167 – 170, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения, выполненного в форме электронного документа, на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.


Судья И.К. Никитина



Суд:

АС Иркутской области (подробнее)

Истцы:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ИНН: 3808096980) (подробнее)

Ответчики:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования "Карлукская средняя общеобразовательная школа" (ИНН: 3827011903) (подробнее)

Иные лица:

Лунникова Валентина Игоревна (подробнее)
Трумба Алексей Иванович (подробнее)

Судьи дела:

Никитина И.К. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Упущенная выгода
Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ

Возмещение убытков
Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ