Решение от 6 июля 2021 г. по делу № А40-10132/2021





РЕШЕНИЕ


Именем Российской Федерации

Дело № А40-10132/120-61
06 июля 2021 года
г. Москва



Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет секретарь судебного заседания Тетерин А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению : ГСК «Горка»

ответчик: 1) Префектура Восточного административного округа г. Москвы 2) Управа района Преображенское г. Москвы

третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы

о признании незаконным Решения от 09.12.2020 г. Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы

участием:

От заявителя: Филиппов С.И. (доверенность от 28.01.2021),

От ответчика: Префектура Восточного административного округа г. Москвы: Кучмасов К.С. (доверенность № 01-14-2218/20), Управа района Преображенское г. Москвы: Сергеев А.А. (доверенность № 704исх от 23.06.2021)

от третьего лица: не явка



УСТАНОВИЛ:


ГСК «Горка» (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Префектуре Восточного административного округа г. Москвы 2) Управа района Преображенское г. Москвы (далее ответчик), в котором просит признать незаконным Решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы от 09.12.2020 г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представители ответчиков возражали против удовлетворении требований по доводам изложенным в представленном отзыве.

Суд, заслушав представителей заявителя и ответчиков, исследовав представленные в дело доказательства, обсудив и проверив все доводы сторон, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Суд полагает, что срок установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили (действия) бездействие (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Как следует из заявления и судом установлено, 22 января 2021года, из расклеенных на гаражах Гаражно-строительного кооператива «Горка» по адресу г. Москва, 107061 ул. 2-я Пугачевская, д. 14, объявлений, владельцам гаражных боксов стало известно, что решением от 28.12.2020г. Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы принято решение о демонтаже гаражей ГСК «Горка» в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 № 614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» (далее - Положение, постановление Правительства Москвы от 02.11.2012 № 614-ПП).

Мероприятия по демонтажу гаражей назначены на 25 января 2021г., в связи с чем владельцам было предложено добровольно демонтировать гаражи в срок до 24.01.2021г.

ГСК «Горка» посчитав, что Распоряжение является незаконным, поскольку не соответствуют нормативно-правовым актам, действовавшим в момент его вынесения и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановление Правительства Москвы N 614-ПП от 02.11.2012, на основании которого принято решение регламентирует организацию работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе, осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов.

Постановлением утвержден перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению (приложение N 2 к Постановлению).

В соответствии со статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Материалами дела установлено, что согласно плану земельного участка и Технического паспорта на домовладение, по адресу г. Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 с разрешенным использованием земельных участков для размещения гаражей и автостоянок, на указанном земельном участке расположены капитальные здания гаражей-боксов.

Таким образом, решение вопроса о сносе капитального строения не регулируется нормами Постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП и не входит в компетенцию Окружной комиссии.

Кроме того, требование о добровольном демонтаже гаражей в срок до 24.01.2021г. доведено до владельцев лишь 22.01.2021г.

Согласно п.4. Статьи 222 ГК РФ Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Тем самым не соблюден минимальны срок для сноса.

Объект подлежит сносу в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, при наличии у него признаков самовольной постройки.

В частности п.4 ст. 222 ГК установлено, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Однако, учитывая нормы права, действовавшие на момент возведения постройки (1984¬1985гг), гаражи на территории ГСК «Горка» к категории самовольно постройки не относятся.

Комиссия сделала ошибочный вывод о наличии у спорного объекта признаков самовольной постройки, так как они основаны на нарушении порядка размещения объекта, установленного законодательством, действующим на сегодняшний день.

Однако, строительство гаражей началось в 1984 г., и к спорным правоотношениям в соответствии с переходными положениями к Гражданскому кодексу Российской Федерации, подлежат применению нормы права, действовавшие на момент возведения постройки, то есть в 1984 -1985 годах.

В соответствии с законодательством, действовавшим в 1984 году, разрешение на строительство выдавалось исполнительным органом власти, в данном случае - Исполнительным комитетом Московского городского совета народных депутатов № 3215 от 28 ноября 1984 г. принято решение: Отвести в виде исключения гаражно-строительному кооперативу "Горка", зарегистрированному решением исполкома Куйбышевского райсовета от 28 июля 1982 г. № 33/11-1 земельный участок площадью около 0,3 га в микрорайоне 4а - о-a Черкизово во вл. № 32 по Заваруевскому переулку, в границах согласно представленному плану, под строительство силами строительной организации Министерства геологии СССР (письмо от II марта 1982 г. Г3 ЮЭ-25/48-1362) гаража - стоянки боксового типа, емкостью на 58 машино-мест. Окончательное размещение гаража-стоянки на земельном участке определить проектом.

Обязать застройщика: Оформить в Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы отвод земельного участка и разрешение на строительство (п.1).; Представить на рассмотрение в ГлавАПУ г.Москвы проекты гаража-стоянки, застройки и благоустройства участка.; Осуществить в сроки по согласованию с исполкомом райсовета после ввода в эксплуатацию разрешаемого к строительству гаража-стоянки, снос всех временных гаражей, имеющихся у члене кооператива.

Кроме этого, у органов местного самоуправления Управы района Преображенское и Префектуры ВАО имеются сведения о том, что ГСК «Горка» в течении долгого времени предпринимало надлежащие меры к легализации земельных правоотношений, путем попытки заключения договора аренды земельного участка.

Так, Согласно заключения Архитектурно-планировочном управлении ВАО г. Москвы для оформления земельных отношений № 233-04-323/4 от 22.03.2004 года, посчитало возможным использование земельного участка по адресу Москва, ул. 2-я Пугачевская, вл. 14, под указанные цели на условиях долгосрочной аренды.

При этом, согласно п.1.2. Заключения - Сведений об имеющихся градостроительных ограничениях и режимных зонах (красные лилии, технические зоны, охранные зоны): не имеется.

В п.1.3. указаны сведения о ранее разработанной планировочной документации (в т.ч. о ранее выпущенных распорядительных Документах Правительства и префектуры): регистрационное свидетельство N 001.202.490 от 15.01.97г., декларация о факте использования земельного участка в г. Москве Московского земельного комитета от 9.0б.97г., решение Куйбышевского РИК от 28.07.82г. N 33/11¬1 «Об организации кооператива по строительству...», решение МГИК от 28.11.84г. N3215 «Об отводе гаражно-строительному кооперативу «Горка» земельного участка в микрорайоне 4а-6а Черкизово во вл.32 по Заваруевскому переулку», свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г. N 1037739351044 от 31.01.2003г.

Распоряжением Префекта ВАО г. Москвы от 25.10.2006г. №2028-В-РП гаражно-строительному кооперативу "Горка" предоставлен в аренду земельный участок. Во исполнение п.2 Распоряжения договор аренды с необходимыми приложениями оформлен, подписан со стороны ГСК "Горка" и передан в Территориальной объединение регулирования землепользования г.Москвы. (ТОРЗ ВАО) в декабре 2006г. Документы для государственной регистрации договора аренды переданы в ТОРЗ ВАО в феврале 2007г.

Однако, договор аренды со стороны ТОРЗ ВАО не был заключен, по причине несовпадение границ земельных участков ГСК "Горка" и соседнего Преображенского кладбища (граница кладбища частично накладывается на границу земельного участка ГСК "Горка").

По информации сотрудников ТОРЗ ВАО, это явилось следствием ошибки, допущенной при последнем оформлении плана земельного участка Преображенского кладбища для заключения с ним договора аренды. При этом по плану земельного участка ГСК "Горка" у ТОРЗ ВАО замечаний нет, что подтверждается ответами из Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 04.08.2008г. , 15.06.2009г., 16.05.2011г.

В 2010 году, согласно Распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы № 2782 от 27.07.2010г. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру г. Москва, ул. 2-я Пугачевская, вл. 14 - утверждена схема расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 на кадастровой карте территории. Установлено разрешенное использование земельного участка (п.1) - земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Были проведены межевые работы, составлен межевой план и оформлен кадастровый паспорт ЗУ.

Полный комплект документов был представлен через ТОРЗ ВАО в Префектуру ВАО в апреле 2011 года, для вынесения Распоряжения Префекта о предоставлении участка в аренду ГСК «Горка» (ожидаемый срок - июнь 2011г.).

07.07.2011г., согласно письму № 33-2-ТЗ-1046/11(0)-3, Департамент земельных ресурсов г. Москвы отказал ГСК «Горка» в оформлении договора аренды, в связи с отсутствием документации на капитальные здания гаражей-боксов, находящихся на земельном участке.

Однако в связи с утерей проектной строительной документации на капитальные здания гаражей-боксов, их регистрация не представляется возможным.

Согласно Протоколу № 1 общего собрания членов ГСК «ГОРКА» от 09.02.1985г. проект строительства автостоянки районной мастерской № 8 Управления «Моспроект-1».

14.12.2017 года Председателем Правления ГСК «ГОРКА» был сделан запрос в АО Моспроект на поиск проектной документации в архиве, который остался без ответа.

В 2018 году ГСК «ГОРКА» были получены в БТИ План земельного участка с указанием капитальных строений и Технический паспорт на домовладение, по адресу г. Москва, 2-я Пугачевская ул., вл.14 с разрешенным использованием земельные участки для размещения гаражей и автостоянок, которые также направлены в ТОРЗ.

Таким образом, ГСК «Горка» предпринял все зависящие от него меры к легализации земельных правоотношений, путем попытки заключения договора аренды земельного участка.

Из представленных в государственные органов документов следует, что при возведении гаражей ГСК не допущены нарушения градостроительных норм, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Тем самым, учитывая позицию Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», утеря проектной строительной документации, к восстановлению которых ГСК «Горка» предпринимало все необходимые меры, а также ненадлежащее оформление органами власти разрешительной документации, не может само по себе, препятствовать праву пользования владельцев спорными гаражами.

Кроме того, на момент возведения постройки (1984-1985гг), достаточным основанием для разрешения на строительство, являлся нормативный акт органа исполнительной власти, в частности -решение Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов № 3215 от 28 ноября 1984 г., в котором закреплялось волеизъявление указанного органа на выделение застройщику (ГСК) земельного участка, под строительство гаражей, то есть, в действующем на тот момент законодательстве, отсутствовала необходимость в наличии правоустанавливающих документов застройщика на земельный участок.

Таким образом, при строительстве гаражей в период, когда они возводились, ГСК -«Горка» не допущено нарушений закона.

Суд отмечает, что спорный объект является капитальным строением гаражей-боксов с бетонным фундаментом и их снос невозможен без нанесения ущерба или его полой гибели и основания, предусмотренные Постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП, для демонтажа гаражей ГСК «Горка» - отсутствуют.

Таким образом, Решение Окружной комиссии от 28.12.2020г. О сносе гаражей в ГСК «Горка» не соответствует требованиям положениям ст.222 ГК РФ, а также Постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N 614-ПП.

Основанием для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения или действия – незаконным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу прямого указания ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных суда, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влечет за собою освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со ст. 110 АПК РФ. Соответствующие разъяснения даны в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 167 - 171, 176, 181, 197 - 201 АПК РФ,



РЕШИЛ:


Проверив на соответствие действующему законодательству, признать незаконным Решение от 28.12.2020 г. Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы о демонтаже гаражей, расположенных на территории ГСК «Горка».

Взыскать с Префектуры Восточного административного округа г. Москвы в пользу ГСК «Горка» расходы по госпошлине в сумме 3000 руб. (три тысячи рублей).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.



Судья:

И.А. Блинникова



Суд:

АС города Москвы (подробнее)

Истцы:

ГСК Горка (подробнее)

Ответчики:

Управа района Преображенское г. Москвы (подробнее)
Префектура ВАО г. Москвы (подробнее)

Судьи дела:

Блинникова И.А. (судья) (подробнее)