Постановление от 19 февраля 2024 г. по делу № А71-6543/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000 http://fasuo.arbitr.ru № Ф09-138/24 Екатеринбург 19 февраля 2024 г. Дело № А71-6543/2023 Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 г. Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 г. Арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А., судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2023 по делу № А71-6543/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по тому же делу. Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» - ФИО1 (доверенность от 07.12.2023 № 12). Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» (далее – общество «Строй-Парк») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Город Ижевск» (далее – администрация), сформулированного в решении Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 22.02.2023 (протокол № 7, письмо администрации от 01.03.2023 № 2158/01-08ДО), во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской думы города Ижевска от 27.11.2007 № 344 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ижевска» (далее – Правила землепользования и застройки), обеспечивающих устранение несоответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану города Ижевска, утвержденному решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 № 96 «Об утверждении Генерального плана города Ижевска» (далее – Генплан), возникшего в результате внесения распоряжением Правительства Удмуртской республики от 30.12.2016 № 1837-р в Генплан изменений в части несоответствия территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, городской округ город Ижевск, <...> земельный участок 48А, функциональной зоне, установленной для данного земельного участка Генпланом, об обязании администрации устранить допущенные нарушения и внести изменения в Правила землепользования и застройки, устанавливающие для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 предусмотренную Правилами землепользования и застройки территориальную зону: «Зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1)». Решением суда первой инстанции от 26.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2023 решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе общество «Строй-Парк» просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что принятие комиссией оспариваемого решения не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества «Строй-Парк». По мнению заявителя, ссылаясь на положения части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суды не учли обязательность приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Заявитель настаивает на том, что распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28.04.2022 № 475-р было обязано устанавливать территориальную зону для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 в Правилах землепользования и застройки г. Ижевска и Карте градостроительного зонирования исключительно в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным в качестве Приложения к приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412. Вместе с тем заявитель отмечает, что распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28.04.2022 № 475-р внесло в Правила застройки г. Ижевска и Карту градостроительного зонирования новые территориальную зону «Ж5» и подзоны «Ж5-1» и «Ж5-2». Одновременно в Классификаторе от 10.11.2020 полностью отсутствуют в разделе вида разрешенного использования «Жилая застройка» подразделы, по своему содержанию соответствующие территориальной подзоне «Ж5-1» («или Ж5-2») для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, также Классификатором не предусмотрены виды разрешенного использования «индивидуальные жилые дома 1-3 этажа», «многоквартирные многоэтажные жилые дома 9 этажей и выше». По мнению заявителя, ответчик в силу своей компетенции не мог не знать о незаконности действий по установлению в 2022 г. новой зоны «Ж5», подзон «Ж5-1» и «Ж5-2» с новыми градостроительными регламентами в полном противоречии Классификатору видов разрешенного использования. Кроме того, заявитель отмечает, что после незаконного установления 28.04.2022 для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 территориальной подзоны «Ж5-1» вид фактического использования указанного земельного участка был отнесен к условно разрешенным видам использования, требующим специального разрешения, что опровергает утверждение судов о том, что заявителем не приведено доказательств несоответствия разрешенного использования фактически осуществляемой на данном земельном участке деятельности либо объекту капитального строительства. По мнению заявителя, прямым следствием несоответствия Правил землепользования и застройки г. Ижевска Генплану г. Ижевска является невозможность для заявителя в настоящее время использовать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 в соответствии с функциональным назначением, установленным для него Генпланом г. Ижевска, и незаконное ограничение прав заявителя как собственника указанного земельного участка, выражающееся в том, что использование заявителем своего земельного участка в соответствии с функциональным назначением, установленным для него Генпланом г. Ижевска, обусловлено необходимостью получения специального разрешения уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики на строительство многоквартирных жилых домов 9-17 этажей и запретом строительства многоквартирных жилых домом 18 этажей и выше. Помимо изложенного, по мнению заявителя, общество «Строй-Парк», являясь собственником земельного участка площадью 3885 +/-22 кв. м, в пределах градостроительных регламентов подзоны «Ж5-1» изначально лишено права пользования своей собственностью в соответствии с основным видом разрешенного использования, поскольку согласно Таблице 3 «Предельные параметры земельных участков» Правил землепользования и застройки г. Ижевска предельные параметры земельных участков для размещения индивидуальных жилых домов 1-3 этажа составляют: минимальная площадь - 400 кв. м, максимальная -1500 кв. м. Также заявитель отмечает, что судами не дана правовая оценка доводу общества «Строй-Парк» о наличии противоположных позиций участников публичных обсуждений, в том числе поддержавших установление на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности (9 этажей и выше) (Ж-1). По мнению заявителя, установление территориальной зоны «Ж5», территориальных подзон «Ж5-1» и «Ж5-1» незаконно изначально в силу прямых норм федерального законодательства и их сохранение не может быть законным, как и решения, направленные на отказ в приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков и Генпланом г. Ижевска. Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочего, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципального образования относятся, в том числе, генеральные планы городских округов. Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. В случае несоответствия Правил землепользования и застройки Генплану в них вносятся изменения (пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Таким образом, в части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункте 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. При этом Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать их фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Установление территориальных зон в Правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (в частности Генплана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к определенным функциональным зонам. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018). При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество «Строй-Парк» является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 площадью 3885 кв. м, расположенного по адресу: <...>, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: бытовое обслуживание (код 3.3), магазины (код 4.4.) и расположенного на нем здания торгово-бытового центра с кадастровым номером 18:26:020835:283. Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 расположен в территориальной подзоне Ж5-1: зона жилой застройки с ограничениями по преобразованию среды, предусматривающей среднеэтажную (многоквартирные жилые дома 4-8 этажей) и многоэтажную (многоквартирные жилые дома 9-17 этажей) жилую застройку в качестве условно разрешенного вида использования на основании документации по планировке территории. Вместе с тем, в соответствии с Генпланом города Ижевска земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 находится в зоне Ж1: зона многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше. Решением Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска 22.02.2023, оформленным протоколом № 7, по вопросу об установлении на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1) и зоны, на которую градостроительные регламенты не распространяются, принято решение считать целесообразным учет предложения об оставлении без изменения установленной ранее подзоны для данного земельного участка (Ж5-1). Ссылаясь на несоответствие назначения территориальной зоны, установленной в Правилах землепользования и застройки, назначению, предусмотренному Генпланом, общество «Строй-Парк» обратилось в арбитражный суд. При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в целях приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с Гепланом города Ижевска, а также изменения градостроительных качеств среды на территории со сложившейся жилой застройкой и возможностью размещения среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки на основании документации по планировке территории, Правительство Удмуртской Республики 28.04.2022 приняло распоряжение № 475-р, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 18:26:020835:167 был отнесен к подзоне Ж5-1 – зоне жилой застройки с ограничениями по преобразованию среды. Суды установили, что постановление принято с учетом сложившейся на рассматриваемой территории застройки индивидуальными жилыми домами, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, в связи с чем размещение среднеэтажной (многоквартирные жилые дома 4 – 8 этажей) и многоэтажной (многоквартирные жилые дома 9 – 17 этажей) жилой застройки отнесено к условно разрешенным видам использования. С учетом изложенного суды обоснованно признали, что принятие комиссией оспариваемого решения не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя. Отклоняя доводы общества «Строй-Парк» о наличии разночтений по территориальной зоне земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167, установленных в Правилах землепользования и застройки и Генплане города Ижевска, суды руководствовались положениями части 1 статьи 41, частей 1, 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 14, 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 39 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Учитывая, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, при этом обеспечение и защита охраняемых законом интересов муниципального образования, населения и субъектов предпринимательской деятельности при многоэтажном строительстве осуществляется органом местного самоуправления при рассмотрении конкретной документации по планировке территории, а задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса, суды заключили, что администрацией обоснованно определен приоритет интересов муниципального образования. Довод заявителя о том, что существующая по Правилам землепользования и застройки зона жилой застройки Ж5-1 существенно ограничивает предпринимательскую деятельность общества, имеющего право на установление на земельном участке с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности – 9 этажей и выше (Ж1), на которую градостроительные регламенты не распространяются, также рассмотрен и обоснованно отклонен судами. Частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Все земли в Российской Федерации подразделены на определенные категории и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (части 3 и 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен специальный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическому или юридическому лицу, заинтересованному в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлено право направления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На основании положений части 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов. Как следует из положений части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 931-О-О). Руководствуясь названными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 931-О-О, учитывая, что предусмотренный порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), суды указали на необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания. Суды приняли во внимание, что на общественных обсуждениях по вопросу установления для земельного участка с кадастровым номером 18:26:020835:167 зоны многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности 9 этажей и выше (Ж1) и зоны, на которую градостроительные регламенты не распространяются, заинтересованными гражданами выражено негативное отношение. Принимая во внимание изложенный принцип обязательности комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, суды пришли к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при принятии комиссией оспариваемого обществом «Строй-Парк» решения. Кроме того, судом также принято во внимание разграничение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в Удмуртской Республике по принятию решений по подготовке и утверждению Правил землепользования и застройки поселения, городского округа, а также по внесению в них изменений, установленное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2014 № 580, а также закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, не допускающий вмешательства судебных органов в деятельность органов местного самоуправления, в связи с чем арбитражным судам не предоставлено право принимать конкретные решения по предметам ведения таких органов. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявителем не приведено надлежащих доказательств несоответствия разрешенного использования фактически осуществляемой на данном земельном участке деятельности либо объекту капитального строительства и не установлено нарушение права и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом «Строй-Парк» требований. Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом исследования судов, сводятся к несогласию с выводами судов о фактических обстоятельствах и с оценкой положенных в их основу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. Поскольку государственная пошлина за подачу кассационной жалобы уплачена заявителем в размере большем, чем установлено подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату обществу «Строй-Парк» на основании пункта 1 статьи 333.40 этого Кодекса. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2023 по делу № А71-6543/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» – без удовлетворения. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Строй-Парк» из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.12.2023 № 16. Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий И.А. Татаринова Судьи С.В. Лазарев В.А. Купреенков Суд:ФАС УО (ФАС Уральского округа) (подробнее)Истцы:ООО "Строй-Парк" (ИНН: 5920998124) (подробнее)Ответчики:Администрация муниципального образования "город Ижевск" (ИНН: 1826001137) (подробнее)Иные лица:Правительство Удмуртской Республики (ИНН: 1831072895) (подробнее)Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (ИНН: 1831062093) (подробнее) Судьи дела:Купреенков В.А. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |