Решение от 1 апреля 2024 г. по делу № А59-8150/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОТИВИРОВАННОЕ
РЕШЕНИЕ


по делу, рассмотренному в порядке

упрощенного производства

Дело № А59-8150/2023
г. Южно-Сахалинск
01 апреля 2024 года

Резолютивная часть изготовлена 21.02.2024.


Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи ФИО1, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "РУБИН" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании пяти штрафов по государственному контракту № 0161100003821000002 от 05.04.2021 в общей сумме 500 000 рублей,



УСТАНОВИЛ:


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "РУБИН" (далее – ответчик) о взыскании пяти штрафов по государственному контракту № 0161100003821000002 от 05.04.2021 в общей сумме 500 000 рублей.

В обоснование требований истец указывает на следующие нарушения: неисполнение Акта предписания №1 от 18.05.2023г.; неисполнение Акта предписания №2 от 26.05.2023; не предоставления информации о соответствии субподрядной организации требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства; неисполнения пункта о своевременном ведении общего журнала учета производства работ в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 №7; не предоставление информации по запросу от 21.04.2023 №22/716 о проведенных и планируемых закупках оборудования и материалов необходимых для выполнения работ по Контракту) подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом.

Определением суда от 15.12.2023 исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Сахалинской области, возбужденно производство по делу, судом определено рассмотреть дело в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 227 АПК РФ.

Стороны уведомлены о судебном разбирательстве надлежаще путем получения копий определения суда в соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ.

Отзыв на иск ответчиком не представлен.

В соответствии с положениями статей 9, 65, части 3.1. статьи 70 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и каждая сторона, участвующая в арбитражном процессе, обязана представить доказательства своим доводам и возражениям.

Таким образом, только лицо, участвующее в деле, вправе определять свою процессуальную позицию, необходимость и возможность представлять доказательства.

Ответчик, не желающий воспользоваться своими процессуальными правами, несет риск наступления неблагоприятных последствий несовершения им необходимых процессуальных действий.

Поскольку ответчиком не представлены возражения против заявленных к нему исковых требований, дело рассмотрено по доводам и доказательствам истца.

21.02.2024 судом вынесена резолютивная часть решения по делу, иск удовлетворен.

07.03.2024 в суд поступила апелляционная жалоба ответчика, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 229 АПК РФ суд изготавливает мотивированное решение.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из следующего.

05.04.2021 между Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью строительно-коммерческая фирма «Рубин» (подрядчик) заключен государственный контракт ИГК № 212118810002200<***>/0161100003821000002 на выполнение работ для государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа (ИКЗ: 211650102580065010100103030014120413).

В соответствии с пунктом 2.2. контракта Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок и в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по Контракту (Приложение № 2 к Контракту) выполнить строительно-монтажные и пуско-наладочные работы по объекту: «Строительство спецприемника для лиц задержанных в административном порядке, ОМВД по Углегорскому району, г. Углегорск, Сахалинская область» (далее - Работы), по заданию Заказчика, предусмотренному Техническим заданием, Ведомостью объемов работ (Приложение № 1 к Контракту) и проектной документацией (Приложение № 3 к Контракту), определяющими объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, сметным расчетом, и сдать Заказчику результаты выполненных работ, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, осуществить приемку выполненных работ по Контракту и оплатить выполненные работы за счет средств федерального бюджета в пределах доведенных до Заказчика лимитов бюджетных обязательств в соответствии с условиями Контракта.

Пунктом 3.2. контракта установлено, что цена контракта (цена работ) составляет: 100 685 608 (сто миллионов шестьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот восемь) рублей 74 копейки, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (%) процентов в размере: 16 780 934 (шестнадцать миллионов семьсот восемьдесят тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля 79 копеек.

Дополнительным соглашением № 3 от 11.08.2022 цена контракта увеличена и составила 109 795 204,74 руб.

В силу пункта 7.2. контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению Работ, выполнить Работы, предусмотренные Контрактом, и сдать результат Работ Заказчику. Начало выполнения работ: в течение 30-ти (календарных) дней с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 15 декабря 2021 года.

Дополнительным соглашением № 2 от 28.12.2021 срок окончания выполнения работ установлен не позднее 10.08.2022.

Пунктом 5.3.5. контракта установлена обязанность заказчика осуществлять контроль и технический надзор за строительством Объекта (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с утвержденной и выданной Заказчиком проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью Технического задания (приложение №3 к Контракту), с условиями Контракта, требованиями нормативных документов в области капитального строительства, или заключить соответствующий контракт на оказание услуг по строительному контролю (техническому надзору).

Также в силу 5.3.15., 5.3.16 контракта заказчик обязан осуществлять контроль за выполнением работ с надлежащим качеством, используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых в строительстве, условиям Контракта; Контролировать ход строительства Объекта и соблюдение Сторонами Контракта его условий.

В соответствии с п.5.4.7., 5.4.10 заказчик вправе требовать от Подрядчика, надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом; требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации, материалов и документов, необходимых для контроля исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту.

В ходе осуществления контроля и надзора за строительством объекта заказчиком в период с января по май 2023 года были установлены ряд нарушений и недостатков, которые были зафиксированы актами об итогах осмотра и общем журнале работ. В целях устранения нарушений подрядчику были направлены письма-требования от 03.04.2023, 23.03.2023, 10.04.2023, 20.04.2023, 11.05.2023, 19.05.2023.

В связи с неполным устранением замечаний 19.05.2023 подрядчику было направлено акт-предписание № 1 о нарушения с указанием срока устранения. 26.05.2023 подрядчику направлено акт-предписание № 2 с указанием нарушений и сроком устранения.

Поскольку в установленные заказчиком сроки замечания не были устранены подрядчиком, 05.06.2023 претензией № 22/1013 потребовал уплаты штрафов за 5 нарушений (пунктов 5.1.19 и 5.1.46, 5.1.48, 5.1.8.1, 11.2, 5.1.71) в общей сумме 500 000 руб.

Претензия размещена в ЕИС 15.06.2023, однако ответчик требования претензии не исполнил, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Между сторонами сложились правоотношения по договору на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Указанные отношения подлежат регулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (подряд), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании положений пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В силу ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с п. 16.7. контракта штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

В соответствии с п. 16.11. контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 16.12. установлено, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

В обоснование требований истец указывает на следующие нарушения:

1) неисполнение Акта предписания №1 от 18.05.2023г.;

2) неисполнение Акта предписания №2 от 26.05.2023;

3) не предоставления информации о соответствии субподрядной организации требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства;

4) неисполнения пункта о своевременном ведении общего журнала учета производства работ в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 №7;

5) не предоставление информации по запросу от 21.04.2023 №22/716 о проведенных и планируемых закупках оборудования и материалов необходимых для выполнения работ по Контракту) подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом.

Исследовав доводы истца и имеющиеся в деле доказательства, суд признал обоснованным начисление 5 штрафов за указанные нарушения исходя из следующего.

1), 2) пунктом 5.1.46. контракта установлено, что подрядчик обязан исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, которые заносятся в соответствующие журналы, в срок, установленный предписанием Заказчика, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной работе и иные отступления от Технического задания (приложение №3 к Контракту).

Пунктом 5.1.19 установлено, что подрядчик обязан обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации Объекта.

Истец указывает, что в период с января по май 2023 года им осуществлено более 6 выездов на строительную площадку, где по результатам строительного контроля представители заказчика совместно с представителем подрядчика подписали акты об итогах осмотра и обнаруженных замечаниях, а также зафиксировали обнаруженные недостатки в общем журнале работ объекта с указанием срока устранения.

В период с января по май 2023 года в адрес Подрядчика посредством электронной почты были направлены письма-требования с обозначенными нарушениями: от 03.04.2023 N?22/569, от 23.03.2023 N?22/467, от 10.04.2023 N?22/643, от 20.04.2023 N?22/708, от 11.05.2023 N?22/858, от 19.05.2023 N?1/2381.

Вместе с тем, к июню 2023 года из 30 нарушений устранены 7, отставшие 23 нарушения остались не устраненными со стороны подрядной организации.

19.05.2023 заказчик вручил представителю Подрядчика Акт-предписание №1 от 18.05.2023 о нарушениях с указанием срока устранения – до 22.05.2023 и 25.05.2023.

26.05.2023 заказчик направил посредством электронной почты Акт-предписание №2 с указанием нарушений и сроком устранения – до 01.06.2023.

В установленные в предписаниях сроки подрядчиком не представлена в адрес заказчика информация об устранении нарушений, что послужило основанием для начисления двух штрафов (по 100000 за каждое нарушение).

3) В соответствии с п. 5.2.1 подрядчик имеет право выполнять работы лично или привлекать к выполнению работ субподрядчиков (соисполнителей). В случае выполнения работ субподрядчиком (соисполнителем), субподрядчик (соисполнитель) должен обладать правом на выполнение отдельных видов работ.

Пунктом 5.1.8.1. установлено, что в случае выполнения Работ силами субподрядных организаций, предоставить Заказчику копии документов, подтверждающие соответствие субподрядной организации требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим Работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в течение 2 (двух) дней с даты заключения договора субподряда.

На запрос заказчика от 21.04.2023 № 22/716 подрядчик направил письмо № 269/И23 от 21.04.2023, в котором сообщено, что на объекте работы выполняли следующие субподрядчики: ОО «Эко-Климат», ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Паскаль-Плюс», ИП ФИО5., ИП ФИО6, ИП ФИО7, ИП ФИО8 В письме указано, что сканы договоров направлены приложением.

При этом ни в сроки, установленные п. 5.1.8.1, ни позднее, документов, подтверждающих соответствие субподрядных организаций требованиям, устанавливаемым законодательством РФ, к лицам, осуществляющим работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, в адрес заказчика не представлялись.

Соответственно, штраф за данное нарушение, не имеющее стоимостного выражения, начислен заказчиком правомерно.

4) В соответствии с пунктом 5.1.48. Контракта Подрядчик обязан вести общий журнал учета производства работ в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 N?7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета производства работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства».

Пунктом 11.2 Раздела 11 Контракта установлено, что если заказчик не удовлетворен ходом и качеством работ, применяемых материалов или записями подрядчика, то он обязан изложить свое обоснованное мнение в общем журнале учета производства работ с указанием срока устранения допущенных отклонений. Подрядчик в течение указанного срока исполняет указания представителя заказчика, о чем подрядчик обязан сделать отметку об исполнении в общем журнале учета производства работ.

Заказчик указывает, что данные требования Контракта подрядчик не выполняет, общий журнал ведется с нарушениями, своевременно не заполняется в ходе выполнения работ, что подтверждается, актами осмотра и обследования объекта от 07.04.2023, от 18.05.2023, подписанными в том числе представителями подрядчика, а также направленными заказчиком письмами с требованием к подрядчику об устранении выявленных нарушений от 03.04.2023 № 22/569, от 10.04.2023 №22/643, от 20.04.2023 №22/708, от 19.05.2023 №1/2381.

Исследовав данные доказательства, суд признал, что факт нарушения ответчиком пунктов 5.1.48., 11.2 Контракта документально подтвержден, соответственно штраф за данное нарушение начислен правомерно.

5) В соответствии с пунктом 5.1.71. Контракта, подрядчик обязан предоставлять по запросу заказчика расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по Контракту в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Письмом от 21.04.2023г. № 22/716 заказчик потребовал направить информацию о текущих и планируемых закупках материалов и оборудования, необходимых для строительства объекта, с приложением подтверждающих документов.

В письме от 21.04.2023 № 269/И23 подрядчик сообщил о планируемых закупках материалов и оборудования, вместе с тем информации о текущих затратах, а также каких-либо подтверждающих документов, подрядчиком не предоставлены.

Соответственно, штраф за данное нарушение, не имеющее стоимостного выражения, также начислен заказчиком правомерно.

Ответчиком каких-либо возражений по предъявленным требованиям представлено не было, указанные обстоятельства не оспорены, доказательств надлежащего исполнения обязательств не представлено.

Сумма начисленных ответчику штрафов по контракту не превышает его цену, оснований для списания штрафов не установлено, поскольку контракт на настоящий момент не исполнен ответчиком, в связи с чем суд признал требования истца о взыскании пяти штрафов в общей сумме 500 000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску, от оплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 и 229 АПК РФ,



РЕШИЛ:


Иск удовлетворить.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "РУБИН" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) штрафы в размере 500 000 рублей.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "РУБИН" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 13 000 рублей.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте Арбитражного суда Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://sakhalin.arbitr.ru или http://kad.arbitr.ru/).

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.



Судья С.В. ФИО1



Суд:

АС Сахалинской области (подробнее)

Истцы:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН: 6501025800) (подробнее)

Ответчики:

ООО СТРОИТЕЛЬНО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "РУБИН" (ИНН: 2704019058) (подробнее)

Судьи дела:

Кучкина С.В. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По строительному подряду
Судебная практика по применению нормы ст. 740 ГК РФ