Решение от 15 марта 2024 г. по делу № А56-104569/2023




Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ
РЕШЕНИЕ


Дело № А56-104569/2023
15 марта 2024 года
г.Санкт-Петербург




Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2024 года.


Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:судьи Ульяновой М.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску:

Истец: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (адрес: 188653, Ленинградская область, Всеволожский район, Военный городок Агалатово населенный пункт, дом 161, ОГРН: <***>)

Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Токсовская межрайонная больница" (адрес: Россия 188664, гп. Токсово, Ленинградская обл., ул. Буланова д.18, ОГРН: <***>);

О взыскании

Без вызова сторон

установил:


Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Токсовская межрайонная больница" (далее - ответчик) о взыскании 330 933 руб. 24 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> за период с 01.05.2014 по 30.06.2023, 81 060 руб. 23 коп. неустойки.

Определением суда от 14.12.2023 исковое заявление принято к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» (далее – Истец, Фонд) является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ст. 15 Областного закона Ленинградской области от 29.11.2013 № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области» (далее – Закон № 82-оз), распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 № 434-р «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости собственником нежилого помещения по адресу: <...> (433 кв.м.), является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Токсовская межрайонная больница».

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 1 ст. 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 4 ст. 2 Закона № 82-оз обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 № 508 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы (далее – Региональная программа), в которую включен, в том числе многоквартирный дом, собственником помещения в котором является Ответчик.

Региональная программа опубликована 30.12.2013 в выпусках печатного издания «Вестник Правительства Ленинградской области» № 54 (2) и № 54 (3), что установлено в судебном порядке Решением Ленинградского областного суда по делу № 3-15/2014 от 30.04.2014.

Согласно ч. 3, ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и ч. 1 ст. 3 Закона № 82-оз, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: на специальном счете или на счете регионального оператора. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Способ формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, определен постановлением администрации МО Куйвозовское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.03.2014 № 100 на счете регионального оператора.

Таким образом, у ответчика возникла обязанность вносить взносы на капитальный ремонт региональному оператору – некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области».

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Ленинградской области на 2014, 2015, 2016, 2017,2018 годы установлен постановлениями Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 № 507, от 20.08.2014 № 376, от 08.06.2015 № 201, от 19.09.2016 № 360, от 16.05.2017 № 161 в размере 5,55 рубля на квадратный метр общей площади помещения жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц, на 2019, 2020 год, согласно постановлениям Правительства Ленинградской области от 14.11.2018 № 436, от 29.03.2019 № 126 - 7,20 рубля и 7,92 рубля соответственно.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со ст. 171 ЖК РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 82-оз в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Ответчик не исполняет (ненадлежащим образом) свои обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно расчету истца, задолженность ответчика перед истцом по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.05.2014 по 30.06.2023 составляет 330 933 руб. 24 коп.

Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 355-ФЗ с 03.07.2016) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Размер пени за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт по расчету истца составляет 81 060 руб. 23 коп.

Возражая против иска, ответчик сослался на пропуск истцом срока исковой давности, предусмотренный ст. 196 АПК РФ, при обращении в арбитражный суд с настоящим иском.

Учитывая, что исковые требования заявлены за период с мая 2014 года по июнь 2023 года, при этом истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском 28.10.2023, суд находит довод ответчика о частичном пропуске истцом срока исковой давности обоснованным.

При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД подлежат уменьшению на сумму, приходящуюся на указанный период. Поскольку оставшаяся сумма задолженности за период с августа 2021 года по июнь 2023 года в размере 92 817 руб. 88 коп. не оплачена ответчиком, то иск в части взыскания суммы задолженности в размере 92 817 руб. 88 коп. подлежит удовлетворению.

Исковые требования в части взыскания неустойки за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт, также подлежат удовлетворению частично с учетом срока исковой давности, в размере 68 394 руб. 03 коп.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



решил:


Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ленинградской области "Токсовская межрайонная больница" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" 92 817 руб. 88 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> за период с августа 2021 года по июнь 2023 года, 68 394 руб. 03 коп. неустойки, а также 5836 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.



Судья Ульянова М.Н.



Суд:

АС Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. (подробнее)

Истцы:

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (ИНН: 4703471025) (подробнее)

Ответчики:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОКСОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (ИНН: 4703011525) (подробнее)

Судьи дела:

Ульянова М.Н. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

Капитальный ремонт
Судебная практика по применению норм ст. 166, 167, 168, 169 ЖК РФ