Постановление от 12 февраля 2024 г. по делу № А65-10012/2023




ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

дело № А65-10012/2023
г. Самара
12 февраля 2024 года

11АП-18962/2023


Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2024 года


Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Котельникова А.Г., Кузнецова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО1,

без участия лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 1 апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2023 года по делу № А65-10012/2023 (судья Мурзаханова Г.Н.)

по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП 318169000106567, ИНН <***>) о расторжении договора о предоставлении гранта



УСТАНОВИЛ:


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее - ответчик) о расторжении договора о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ по программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы" №08218РТР000112180388/1 от 06.09.2018, взыскании денежных средств гранта в сумме 1 494 000 руб.

Решением от 02.10.2023 исковые требования удовлетворены.

Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что предпринял меры для освоения гранта и направил полученные средства на цели, указанные в договоре - на производство грибов. В частности, заключил договор аренды муниципального имущества от 28.12.2018 и нашел подрядчика, с которым 09.10.2018 заключил договор на поставку и монтаж оборудования для выращивания шампиньонов, и договор на поставку компоста.

Подрядчик не выполнил свои обязательства по договору, не привез большую часть оборудования, в связи с чем, ответчик обратился в суд и понес судебные издержки.

На момент рассмотрения дела ответчик запустил производство по выращиванию грибов, о чем уведомил истца (вх.№16600 от 16.08.2023). Истец факт запуска производства по выращиванию шампиньонов в суде не оспаривал. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы жалобы как необоснованные.

Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.

Между истцом (министерство) и ответчиком (получатель субсидии) 06.09.2018 заключен договор о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ по программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы" №08218РТР000112180388/1, предметом которого является предоставление получателю гранта средств на создание и развитие КФХ по направлению Грибоводство на 1000м2 с годовым объемом продукции не менее 40 тонн шампиньонов в год.

Согласно пункту 1.3 договора сумма гранта перечисляется грантодателем на лицевой счет управления сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Азнакаевском муниципальном районе (далее -Управление), открытый в территориальном отделении Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, а Управление перечисляет на лицевой счет грантополучателя, открытый в территориальном отделении Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан и составляет 1 494 000 руб.

В соответствии с разделом 3 договора грантополучатель обязался представлять в Управление следующие документы: сводный реестр документов, подтверждающих оплату за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, по форме, утвержденной приказом Министерства, с приложением копий указанных документов (копии платёжных поручений, договоров, накладных, счетов фактуры, ветеринарных документов, документов о государственной регистрации приобретений, фотографии приобретений и фермы изнутри и снаружи);

платежные поручения на оплату целевых расходов, договоры, по которым у КФХ возникли обязательства по оплате целевых расходов, которые содержат полное наименование исполнителя (подрядчика, поставщика) и наименование товара (услуг), их количество (объем) на сумму в пределах гранта согласно плану расходов;

вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет гранта;

обеспечивать достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных в соответствии с пунктом 1.2., 3.1 договора.

В течение 5 лет со дня освоения гранта глава КФХ представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) полугодовые и годовые отчеты о достижении значений показателей результативности их предоставления по форме "Сведения о деятельности". Отчеты представляются грантополучателем в Управление в 10-дневный срок по истечении отчетного периода по формам, утвержденным приказом Министерства. Управление в 10-дневный срок после поступления отчетов согласовывает их и представляет в Министерство.

В течение 18 месяцев со дня получения гранта представляет в Министерство итоговый отчет о целевом использовании гранта, согласованный начальником Управления, по форме "Сводный реестр" с приложением отчётных документов. Отчетными документами являются документы, признанные таковыми в соответствии с законодательством (документы, подтверждающие оплату и получение товаров и (или) услуг, фотографии). Отчёты должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) грантополучателя (при наличии) и согласованы с начальником Управления в Азнакаевском муниципальном районе Республики Татарстан;

осуществлять сельскохозяйственную деятельность в течение не менее пяти лет после освоения гранта;

создать не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 1 миллион рублей грантовой поддержки в году получения гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на один грант;

использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления денежных средств на свой лицевой счет;

оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости наименований приобретений, указанных в плане расходов;

в течение 18 месяцев после получения гранта доводит помещения до количества, заявленного в плане расходов грибоводство на 1000м2 с годовым объемом продукции не менее 40 тонны шампиньонов в год и сохраняет в течении 5 лет со дня освоения суммы гранта;

обеспечивать прирост сельскохозяйственной продукции на уровне 10 процентов, к году предшествующему году предоставления гранта;

В соответствии с пунктом 3.1.15 договора ответчик даёт согласие на осуществление грантодателем и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления и использования гранта.

Министерство, принятое на себя обязательство, исполнило в полном объеме, сумма гранта в размере 1 494 000 руб. была перечислена, что подтверждено платежным поручением от 19.09.2018 № 45500.

Ответчиком условия договора исполнены не были. Итоговый отчет о целевом использовании бюджетных средств в Министерство представлен не был.

Условиями договора предусмотрено, что Министерство осуществляет контроль за исполнением ответчиком возложенных на него обязанностей (пункт 2.1 договора).

Сотрудниками истца 15.06.2022 был осуществлен выезд к месту расположения КФХ ФИО3

По результатам выездной проверки, были выявлены нарушения, о чем составлены акт от 15.06.2022 и справка от 16.06.2022.

В результате проверки было установлено, что производственное помещение не эксплуатируется, деятельность не ведется. Часть представленного к осмотру оборудования содержится в основном помещении (котел от отопительной системы, часть системы вентиляции) в разобранном состоянии. Две системы кондиционирования находятся на придомовой территории ответчика. Оставшаяся система кондиционирования, система полива и увлажнения (полностью) не приобретены.

Указанные обстоятельства прослужили основанием для направления истцом в адрес ответчика претензии № 01/2-9491 от 23.11.2022 о расторжении договора о предоставлении гранта, возврате гранта в сумме 1 494 000 руб.

Претензия истца ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что предпринял меры для освоения гранта по целевому назначению: заключил договор аренды муниципального имущества от 28.12.2018, был найден подрядчик, с которым 09.10.2018 был заключен договор на поставку и монтаж оборудования для выращивания шампиньонов и договор поставки компоста.

Нарушение подрядчиком условий договора от 09.10.2018 повлекло обращение в суд с иском, в результате рассмотрения дела было заключено мировое соглашение.

Ответчиком были понесены расходы, связанные с обслуживанием, в том числе объекта аренды, юридические расходы. Ответчик планирует запустить производство.

Кроме этого, ответчик считает, что истец не доказал нарушение целей и условий предоставления гранта либо его использование по нецелевому назначению.

После обращения в суд истец представил письмо от 19.09.2023 №05/1-8137, адресованное ответчику, которым было сообщено об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении возможности сдачи отчета о целевом использовании гранта по программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы".

Признавая требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Спорные правоотношения между сторонами по делу помимо норм гражданского законодательства регулируются нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик не представил доказательства целевого использования полученной суммы гранта.

Представленные ответчиком документы не свидетельствуют об освоении суммы гранта согласно условиям договора, что также подтверждено результатами выездной проверки.

Учитывая, что задолженность ответчика перед истцом подтверждена документально, требование истца о взыскании суммы гранта в размере 1 494 000 руб. судом первой инстанции признано обоснованным и подлежащим удовлетворению

Судом также правильно указал, что лицо, являясь хозяйствующим субъектом и действуя в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой им на свой риск, должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2007 N 366-О-П со ссылкой на постановление от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Выявление сторонами деловых просчетов, которые не были учтены на стадии заключения договора, при его исполнении на определенных в нем условиях, являются рисками предпринимательской деятельности.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно пункту 4.8 договора, договор может быть досрочно расторгнут по требованию грантодателя при непредставлении грантополучателем или предоставлении в неполном объёме отчетов об использовании гранта и неисполнении обязательств договора при намеренном искажении грантополучателем сведений, выявленном при проверке отчётных документов грантодателем, в случаях выявления нецелевого использования денежных средств гранта, в случае прекращения деятельности грантополучателем в течение пяти лет со дня освоения гранта и (или) несоблюдения взятых на себя обязательств грантополучателем по осуществлению проекта; если проект не реализуется в течение 18 месяцев со дня заключения договора, при отсутствии на это уважительных, причин (непреодолимая сила, то есть чрезвычайные обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.), длительная временная нетрудоспособность грантополучателя вследствие заболевания или травмы продолжительностью более 18 месяцев, повреждение здоровья близкого родственника с необходимостью ухода за ним).

Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации или другими законами.

В силу части 2 статьи 452 ГК РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия №01/2-9491 от 23.11.2022 о возврате полученной суммы гранта и о расторжении договора о предоставлении гранта, однако требование истца ответчиком не исполнено, в данном случае сторонами договор может быть расторгнут только в судебном порядке.

Материалы дела доказательства своевременного представления итогового отчета не содержат. Нарушение в части своевременной сдачи отчета подтверждается письмом истца от 19.09.2023 №05/1-8137. Доказательства целевого освоения денежных средств отсутствуют.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств целевого использования полученной суммы гранта, требование истца о расторжении договора о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ по Программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы" №08218РТР000112180388/1 от 06.09.2018, судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу статьи 450 ГК РФ

Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскана с ответчика в доход федерального бюджета на основании статьи 110 АПК РФ.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.


Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не приведено.

Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Представленное ответчиком в суд апелляционной инстанции письмо, направленное в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан 16.08.2023 о возможности предоставления отчета, в суд первой инстанции не представлялось, в связи с чем, является дополнительным доказательством. В отсутствие обоснование невозможности представления указанного документа в суде первой инстанции, основания для принятия его в суде апелляционной инстанции отсутствуют, письмо возвращается заявителю на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд



ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 ноября 2023 года по делу № А65-10012/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.


Председательствующий Е.Г. Демина


Судьи А.Г. Котельников


С.А. Кузнецов



Суд:

11 ААС (Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г.Казань (ИНН: 1654019555) (подробнее)

Ответчики:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сафина Райса Маратовна, д.Маняуз (ИНН: 164306281156) (подробнее)

Иные лица:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №18 по Республике Татарстан (подробнее)
Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по РТ (подробнее)

Судьи дела:

Демина Е.Г. (судья) (подробнее)