Решение от 14 ноября 2022 г. по делу № А07-34915/2021




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/


Именем Российской Федерации



РЕШЕНИЕ


Дело № А07-34915/21
г. Уфа
14 ноября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.11.2022.

Полный текст решения изготовлен 14.11.2022.


Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Решетникова С.А., при ведении протокола секретарем ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Экотехкушнаренково» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

ООО «Мечетлинский водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене решения от 25.11.2021 №ТО002/10/18.1-2304/2021;

об обязании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров удовлетворить жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экотехкушнаренково» от 16.11.2021 № 310,


при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.11.2022;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 12.01.2022 №17;

от третьего лица 1: ФИО4 по доверенности от 31.03.2021 №19/17;

от третьего лица 2: не явился, извещен надлежащим образом,



УСТАНОВИЛ:


В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Экотехкушнаренково» с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25.11.2021 №ТО002/10/18.1-2304/2021 и обязании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров удовлетворить жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экотехкушнаренково» от 16.11.2021 № 310 (с учетом уточнения).

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что 26.10.2021 МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» разместило извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме № 0501300003721000020 на право заключения контракта, на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), образующихся в результате деятельности физических и юридических лиц с территории Благоварского района Республики Башкортостан до объекта размещения отходов (полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №0501300003721000020-3 от 16.11.2021, победителем аукциона признано ООО «Мечетлинский водоканал».

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление, антимонопольный орган) поступила жалоба ООО «Экотехкушнаренково» (далее Общество) на действия (бездействие) заказчика – МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» при проведении вышеназванного электронного аукциона.

По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 25.11.2021 №ТО002/10/18.1-2304/2021, согласно которому жалоба Общества признана необоснованной.

Общество с вынесенным решением Управления не согласилось и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что закупочная комиссия неправомерно приняла решение о соответствии вторых частей заявок, поскольку в лицензиях участников закупки ООО «Мечетлинский водоканал», ООО «СЭР» указаны не все группы отходов, включенных в ФККО, а также полный перечень отходов, отнесенных к ТКО.

Управление согласно предоставленному суду отзыву считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, поскольку торги проведены с соблюдением Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133. Общество не подавало ценового предложения, в связи с чем, результаты торгов не затрагивают его прав и законных интересов.

Третье лицо ООО «Мечетлинский водоканал» согласно предоставленному суду отзыву просит в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать, поскольку действующее законодательство не устанавливает требования (технические, организационные и иные) к транспортированию ТКО в зависимости от конкретного вида отхода на уровне 11 знаков. Техническое задание Заказчика так же не определяет требования к составу ТКО, передаваемых оператору на уровне класса опасности, то есть без требований к иному описанию вида отходов.

Заявителем представлены возражения по доводам отзывов ответчика и третьего лица.

Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, а также доводы лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №44-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с ч.1 ст.59 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с п.4.17. Раздела 1 «Общие положения» аукционной документации заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией, а участник не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

а)непредставления информации и документов, которые предусмотрены настоящей документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

б) несоответствия участника аукциона требованиям настоящей документации.

Согласно п.4.11.2 Раздела I «Общие положения» аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в качестве документа, подтверждающего соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ – действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, с приложениями к лицензии перечня работ.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее Положение о лицензировании).

Пунктом 1 указанного Положения о лицензировании установлено, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению к указанному Положению.

Таким образом, участники закупки для целей участия в закупке и подтверждения своего соответствия требованиям аукционной документации должны представить действующую лицензию с перечнем работ, входящих в предмет заключаемого по итогам закупки контракта.

Иных требований к лицензии в аукционной документацией установлено не было.

Согласно аукционной документации, проекта контракта, с прилагаемым Техническим заданием, предметом оказания услуг для Заказчика определено оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КТО), образующихся в результате деятельности физических и юридических лиц с территории Благоварского района Республики Башкортостан до объекта размещения отходов (полигон нерадиоактивных твердых коммунальных отходов).

Оператор обязан оказывать услуги по сбору и транспортированию на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности.

Таким образом, участники настоящей закупки для целей участия в закупке и подтверждения своего соответствия обязаны представить действующую лицензию с перечнем работ, входящих в предмет заключаемого по итогам закупки контракта.

Как следует из предоставленных документов, у всех участников настоящей закупки представлены лицензии, полностью соответствующие указанным требованиям федерального законодательства, в том числе с указанием перечня работ, совпадающего с предметом закупки.

Исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641» (с изменениями и дополнениями), территориальной схемы обращения с отходами Региональный оператор обязан организовать обращение с ТКО, определенных на уровне класса - 4-5 класс.

Согласно подп. «б» п.3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности являются:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Таким образом, действующее законодательство не устанавливает требования (технические, организационные и иные) к транспортированию ТКО в зависимости от конкретного вида отхода на уровне 11 знаков.

Техническое задание Заказчика так же не определяет требования к составу ТКО, передаваемых оператору на уровне класса опасности, то есть без требований к иному описанию вида отходов.

Довод заявителя о том, что Заказчик обязан был проверить соответствие указанных в приложении лицензии участников аукциона на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности наименованиям вида отхода, которые являются предметом рассматриваемого аукциона и в случае несоответствия указанных документов отклонить заявки участников, судом отклоняется в силу следующего.

Порядок проведения региональным оператором торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее Правила).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных данными Правилами.

Таким образом, Заказчик при проведении закупки должен был строго руководствоваться Правилами и Федеральным законом 44-ФЗ.

Комиссия Управления, проанализировав аукционную документацию, пришла к верному выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений порядка и процедуры проведения торгов.

С учетом изложенного, Управление правомерно признало жалобу ООО «Экотехкушнаренково» необоснованной.

Кроме того, статей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.

Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Таким образом, обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь своей целью их восстановление. Следовательно, на заявителе в силу закона, а также с учетом положений ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказывания не только нарушений норм действующего законодательства при вынесении оспариваемых решения и предписания, но и того, что данным нарушениями затрагиваются права и законные интересы заявителя, которые могут быть восстановлены в результате рассмотрения арбитражным судом настоящего заявления.

Между тем, заявитель не обосновал нарушение оспариваемыми решением антимонопольного органа его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности и не представил суду соответствующих доказательств, не указал, каким образом будут восстановлены его права и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Общество в аукционе не участвовало. Доказательств подачи ценового предложения со стороны ООО «Экотехкушнаренково» не предоставлено. В связи с чем, результатами данных торгов права и законные интересы ООО «Экотехкушнаренково» не нарушаются и восстановление прав заявителя невозможно.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оснований для признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25.11.2021 №ТО002/10/18.1-2304/2021 недействительным не имеется, в связи с чем, требование заявителя об обязании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан по рассмотрению жалобы на нарушения процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров удовлетворить жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Экотехкушнаренково» от 16.11.2021 № 310 удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и возлагаются на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении требований ООО «Экотехкушнаренково» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.



Судья С.А. Решетников



Суд:

АС Республики Башкортостан (подробнее)

Истцы:

ООО "ЭТК" (подробнее)

Ответчики:

УФАС по РБ (подробнее)

Иные лица:

МУП СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОМОБИЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПО УБОРКЕ ГОРОДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (подробнее)