Решение от 5 февраля 2024 г. по делу № А25-4122/2023




Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, г. Черкесск, пр-кт Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А25-4122/2023
г. Черкесск
05 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2024

Полный текст решения изготовлен 05.02.2024


Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Татаршао Э.М.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская психиатрическая больница» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за нарушение порядка представления сведений, несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, нарушение порядка представления сведений по форме СТЗ-ТД за апрель 2023 года в сумме 4000 руб.

в отсутствие представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Республиканская психиатрическая больница», надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства;

УСТАНОВИЛ:


Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту – Отделение, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Республиканскому государственному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская психиатрическая больница» (далее – ответчик, страхователь) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за нарушение порядка представления сведений, несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, нарушение порядка представления сведений по форме СТЗ-ТД за апрель 2023 года в сумме 4000 руб.

Истец своего представителя в судебное заседание не направил, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.

Ответчик отзыва на заявление в суд не представил, своего представителя в судебное заседание не направил, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.

Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства.

Суд, изучив содержащиеся в исковом заявлении доводы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает исковые требования Отделения подлежащими удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрирован истцом в этом качестве под регистрационным № 008-004-000033.

Ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Отделения были представлены сведения с типом «исходные» о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что Отделением не оспаривается.

Согласно протоколам проверки отчетности исходные формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года были приняты истцом без разногласий.

В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года ошибок (не были указаны сведения о 4 застрахованных лицах), ответчик по телекоммуникационным каналам связи 15.03.2022 представил истцу дополняющие формы сведений за эти периоды в отношении 6 застрахованных лиц с исправлением ранее допущенных ошибок.

Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий были представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2022 года в отношении 2 застрахованных лиц и не представлены сведения на этих лиц за сентябрь 2022 года,. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанного лица в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику было направлено уведомление о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Ответчиком нарочно на бумажном носителе 13.04.2023 были представлены сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД за апрель 2023 года, тогда как страхователь обязан представить учреждению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующий период не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отделением были проведены камеральные проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М) за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года, по форме СЗВ-ТД за апрель 2023 года.

По результатам проверок Отделением были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Акты были направлены в адрес страхователя по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовыми квитанциями, списками почтовых отправлений, списками внутренних почтовых отправлений Учреждения со штампом органа почтовой связи о приеме корреспонденции.

Ответчиком возражения на акты проверок не были представлены.

По результатам рассмотрения актов проверок Учреждением в отсутствие представителя страхователя были вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 6 застрахованных лиц в виде взыскания финансовых санкций в общем размере 3 000 руб., а также за нарушение порядка представления сведений по форме СЗВ-ТД за апрель 2023 года в размере 1 000 руб.

Копии решений были направлены ответчику заказными почтовыми отправлениями.

Учреждением в адрес страхователя были выставлены требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требования направлены страхователю заказными почтовыми отправлениями.

Поскольку ответчик в добровольном порядке не исполнил требования об уплате финансовых санкций, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.

В соответствии со статьей 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» страхователь выбирает один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «доп» - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.

Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.

За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.

Суд исходит из того, что по смыслу нормы абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ:

- под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц;

- представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица;

- представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.

В рамках реализации проекта «Электронная трудовая книжка» 16.12.2019 были приняты Федеральные законы № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», устанавливающие обязанность работодателей с 01.01.2020 представлять в ПФР отчетность по форме «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)».

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 25.12.2019 № 730п утверждена форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» (форма СЗВ-ТД).

Из указанных норм следует, что с 01.01.2021 сведения по форме СЗВ-ТД представляются в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ учреждение является страхователем.

Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6данного Федерального закона, на работающих у них застрахованных лиц.

Пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Порядок внесения сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД установлен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

Указанным постановлением утверждены:

- форма «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)»;

- порядок заполнения формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)»;

- формат сведений для формы «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» в электронном виде.

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 тыс. рублей.

Таким образом, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.

Таким образом, страхователь в силу выше приведенных требований обязан представлять сведения по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа.

Из материалов дела следует, что ответчиком нарочно на бумажном носителе 13.04.2023 были представлены сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД за апрель 2023 года, тогда как страхователь обязан представить учреждению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующий период не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, факт правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, применительно к представлению ответчиком сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц по форме СЗВ-ТД за апрель 2023 года, установлен судом.

Ответчиком при отсутствии кадровых мероприятий были представлены сведения по форме СЗВ-М за август 2022 года в отношении 2 застрахованных лиц и не представлены сведения на этих лиц за сентябрь 2022 года,. В результате дельнейшего аудита было выявлено, что сведения по форме СЗВ-ТД с типом кадрового мероприятия в отношении указанного лица в адрес Отделения не поступали, в связи с чем плательщику было направлено уведомление о необходимости в пятидневный срок обеспечить достоверность сведений на индивидуальных лицевых счетах, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.

В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, несоответствиях формам и форматам, установленным Фондом (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда.

Выявленные нарушения не были устранены ответчиком в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомлений об устранении выявленных органом контроля нарушений.

С учетом установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что в данном случае в действиях ответчика имеется состав правонарушения, а у Отделения имелись правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

Следовательно, Отделение правомерно привлекло страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем четвертым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за нарушение порядка представления сведений по форме СТЗ-ТД за апрель 2023 года в виде штрафа в размере 1 000 руб,, за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года.

Порядок проведения проверки, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования истцом в рассматриваемом случае не нарушены.

Размер штрафа нарушение порядка представления сведений по форме СТЗ-ТД за апрель 2023 года, предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года истцом определен в соответствии с правилами статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Исковые требования Отделения подлежат удовлетворению в части взыскания с ответчика 2 000 руб. финансовых санкций.

Как следует из материалов дела, ответчиком по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Отделения были представлены сведения с типом «исходные» о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что Отделением не оспаривается.

Согласно протоколам проверки отчетности исходные формы сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года были приняты истцом без разногласий.

В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года ошибок (не были указаны сведения об 4 застрахованных лицах), ответчик по телекоммуникационным каналам связи 15.03.2022 представил истцу дополняющие формы сведений за эти периоды в отношении 4 застрахованных лиц с исправлением ранее допущенных ошибок.

В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.

В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н (далее по тексту – Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно пункту 43 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о зарегистрированных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Фонда индивидуальных сведениях в отношении зарегистрированного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Фонда представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.

Аналогичная норма содержится в части 26 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (введена Федеральным законом от 14.07.2022 № 237-ФЗ) страхователь при самостоятельном выявлении ошибок в сведениях в отношении зарегистрированного лица, ранее представленных страхователем и принятых территориальным органом Фонда, до момента их обнаружения территориальным органом Фонда вправе представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

Для представления корректирующих сведений страхователю Инструкцией установлен пятидневный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.

Доказательств направления Отделением страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений в рассматриваемом случае материалы дела не содержат.

Следовательно, страхователь в данном случае в соответствии с Инструкцией имел право устранить ранее допущенную при представлении исходных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года ошибку в пятидневный срок со дня обнаружения данной ошибки.

При этом Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, сама по себе корректировка страхователем данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.

Суд приходит к выводу о том, что правовые основания для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных сведений о застрахованных лицах в исходной форме сведений (в том числе, предоставление сведений не обо всех застрахованных в отчетном периоде лицах), отсутствуют в том случае, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в исходных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.

В том случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, не подлежат применению.

В указанных случаях следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Формальный подход к наложению штрафа недопустим.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Балис» предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Суд исходит из того, что иная оценка условий применения изложенной в пункте 40 Инструкции нормы, при которой самостоятельное выявление ошибок плательщиком не освобождает его от применения ответственности, будет стимулировать сокрытие ошибок, приведет к искажению отчетности и нарушению прав граждан в сфере пенсионного законодательства, что не отвечает целям правосудия.

В рассматриваемом случае имеются основания расценивать действия ответчика по представлению органу контроля 05.12.2022, 29.03.2023 дополняющей формы сведений за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года с исправлением ранее допущенных ошибок и указанием сведений о 6 застрахованных лицах, не указанных в исходной форме СЗВ-М за эти периды, в качестве реализации права страхователя на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

Материалами дела подтверждается, что в данном случае имело место самостоятельное выявление ответчиком недостоверности представленных сведений застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года и представление дополняющей формы сведений до выявления данного нарушения органом контроля.

Определениями от 04.12.2023, от 25.12.2023 суд обязывал Отделение представить доказательства выявления органом контроля факта недостоверности исходных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года до представления страхователем дополняющей формы сведений с исправленной ошибкой.

Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.

Суд также учитывает, что в данном случае отсутствуют негативные последствия в виде убытков для бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а также нанесение вреда какому-либо застрахованному лицу, поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за соответствующий отчетный период уплачены ответчиком своевременно и в полном объеме, в отношении всех застрахованных лиц.

В рассматриваемом случае имело место дополнительное представление ответчиком сведений еще на 6 застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена в исходной форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года до выявления нарушения органом контроля.

Суд также исходит из того, что согласно статье 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ дополнение (то есть внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть корректировка уже имеющихся ранее сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.

В целом по смыслу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ законодатель установил режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.

Такой вывод также согласуется с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу №А73-910/2017, от 25.07.2018 № 303-КГ18-5700 по делу №А04-5751/2017, от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700 по делу №А04-5751/2017, а также в пункте 38 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).

С учетом установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что неполнота изначально направленных исходных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем в рассматриваемом случае в действиях ответчика не имеется состава правонарушения, а у Отделения отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.

Следовательно, Отделение неправомерно привлекло страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, за сентябрь, ноябрь, декабрь 2022 года в размере 2 000 руб. следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29,167-171, 216 АПК РФ, суд



РЕШИЛ:


1. Исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить в части.

Взыскать с Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Республиканская психиатрическая больница» (369227, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 06.06.2003) финансовые санкции за нарушение порядка представления сведений, несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2022 года, нарушение порядка представления сведений по форме СТЗ-ТД за апрель 2023 года в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

2. В остальной части в иске отказать.

3. Взыскать с Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Республиканская психиатрическая больница» (369227, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 06.06.2003) в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 500 (пятьсот) рублей.


Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (Вокзальная ул., д.2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600) в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (Ленина пр-т, д. 9, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, 369000).


Судья Д.Г. Шишканов



Суд:

АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)

Истцы:

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН: 0901001747) (подробнее)

Ответчики:

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" (ИНН: 0905005284) (подробнее)

Судьи дела:

Шишканов Д.Г. (судья) (подробнее)