Решение от 15 февраля 2024 г. по делу № А32-47986/2023АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Краснодар Дело № А32-47986/2023 Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2024 года. Полный текст решения изготовлен 15.02.2024 года. Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Магуляном Э.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению истец: администрация Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), ответчик: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП 322237500382081), третье лицо: ФИО2, об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1094 путём демонтажа нестационарного торгового объекта, при участии в заседании: от истца: ФИО3 – по доверенности, от ответчика: не явились, извещены, Администрация Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) с требованиями об обязать предпринимателя освободить земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1094, расположенный по адресу: ст. Прочноокопская, в 45 метрах на юго-восток от пересечения ул. Ленина и ул. Буденного, путем демонтажа нестационарного торгового объекта (торгового павильона) и приведения указанного земельного участка в первоначальное состояние в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. Требования мотивированы противоправным нахождением имущества предпринимателя на земельном участке, принадлежащем истцу. Представитель администрации настаивал на требованиях, представил акт осмотра спорного земельного участка от 16.01.2024, согласно которому спорный объект ответчика расположен на земельном участке. Третье лицо в отзыве поддержало требования администрации, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено. Предприниматель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство об отложении судебного заседания, приложив к ходатайству справку из медицинского учреждения о болезни. Ходатайство отклонено в связи с необоснованностью, кроме того, в указанной выше справке отсутствует дата о начале лечения в подтверждение невозможности явки в судебное заседание. В представленном ранее отзыве ответчик возражал против требований. Исследовав материалы дела, суд установил следующее. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1094 (далее – спорный земельный участок), расположенный по адресу: ст. Прочноокопская, в 45 метрах на юго-восток от пересечения улицы Ленина и улицы Буденного, внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Новокубанский район утвержденного постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 13.12.2022 № 1551 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Новокубанский район от 30.09.2016 № 900 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Новокубанский район». 16.01.2023 была проведена процедура предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектам для ведения предпринимательской деятельности в границах населенных пунктов Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района. По результатам конкурса ответчик был признан победителем, однако от заключения договора о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта отказался. 31.07.2023 повторно была проведена процедура предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на спорном земельном участке, по результатам которой победителем стал индивидуальный предприниматель ФИО2 01.08.2023 администрацией в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости произвести демонтаж нестационарного торгового объекта в 30-ти дневный срок. 30.08.2023 между администрацией и индивидуальным предпринимателем Акопяном М.А. был заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке. На 04.09.2023 нестационарный торговый объект ответчиком не демонтирован, спорный земельный участок используется без правоустанавливающих документов, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями. При решении вопроса об обоснованности заявленных требований суд руководствуется следующим. В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов закреплена статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами и содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Существование различных способов защиты гражданских прав не означает, что выбор конкретного способа обусловливается только усмотрением истца и зависит лишь от его волеизъявления. Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию спорных правоотношений, виду нарушенного права и характеру нарушения и мог, в конечном итоге, привести к восстановлению нарушенного права. В тех случаях, когда законом предусмотрены специальные способы для защиты конкретного права от конкретных нарушений, именно они и подлежат применению. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ). В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владениях. Из положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Градостроительного кодекса РФ следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за размещением движимых и недвижимых объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Согласно п.3 ст. 72 Земельного кодекса Российской федерации (далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. На основании пункта 1 статьи 8 ГК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Следовательно, в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому факт самовольного строительства влечет нарушение законных интересов администрации как контролирующего органа за размещением объектов в границах муниципального образования. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. В соответствии с пп.4 п.2 этой же статьи действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Из п.2 ст. 62 ЗК РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных сооружений, и освобождению земельного участка. По истечении срока действия договора аренды земельного участка для размещения торгового павильона, ответчик должен был принять меры к освобождению и демонтажу объекта с земельного участка, поскольку после у него отсутствует право на занятие спорного земельного участка. Согласно акту осмотра земельного участка от 16.01.2024 демонтаж некапитального объекта – торгового павильона «Светлана» не произведен, земельный участок не приведен в первоначальное состояние и используется без правоустанавливающих документов. Согласно п.2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. В п. 3 данной статьи указано, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. В соответствии с частью 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ). Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2 Постановления Правительства от 29.09.2010 N 772). Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения. Как указано выше, 16.01.2023 была проведена процедура предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектам для ведения предпринимательской деятельности в границах населенных пунктов Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района. По результатам конкурса ответчик был признан победителем, однако от заключения договора о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта отказался. 31.07.2023 повторно была проведена процедура предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на спорном земельном участке, по результатам которой победителем стал индивидуальный предприниматель ФИО2 01.08.2023 администрацией в адрес предпринимателя направлено уведомление о необходимости произвести демонтаж нестационарного торгового объекта в 30-ти дневный срок. 30.08.2023 между администрацией и индивидуальным предпринимателем Акопяном М.А. был заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке. Согласно пункту 1 стать 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Согласно статье 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что нестационарный торговый объект предпринимателя, расположенный на спорном земельном участке, включен в схему размещения нестационарных торговых объектов. Доказательства оспаривания в судебном порядке действий администрации, связанных с не включением нестационарного торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов, также в материалах дела отсутствуют. Поскольку нестационарный торговый объект «Светлана» расположен на спорном земельном участке в отсутствие правоустанавливающих документов, то исковые требования администрации о демонтаже указанного строения подлежат удовлетворению. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.12.2020 по делу № А32-1430/2020 и постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2021 по делу № А32-6713/2021. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений неимущественного характера, уплачивается государственная пошлина в размере 6 000 руб. Поскольку исковое заявление подлежит удовлетворению, то государственную пошлину в размере 6 000 руб. необходимо взыскать с предпринимателя в доход федерального бюджета. Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Ходатайство ответчика об отложении судебного заседания отклонить. Ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие удовлетворить. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП 322237500382081) освободить земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501001:1094, расположенный по адресу: ст. Прочноокопская, в 45 метрах на юго-восток от пересечения ул. Ленина и ул. Буденного, путем демонтажа нестационарного торгового объекта (торгового павильона) и приведения указанного земельного участка в первоначальное состояние в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП 322237500382081) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб. Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края. Судья Р.Ю. Савин Суд:АС Краснодарского края (подробнее)Истцы:Акопян Михаил Александрович (подробнее)Администрация Прочноокопского сельского поселения Новокубанского района (подробнее) Ответчики:Руденко Л И (подробнее)Судьи дела:Савин Р.Ю. (судья) (подробнее)Последние документы по делу: |