Решение от 4 декабря 2018 г. по делу № А40-201571/2018Именем Российской Федерации Дело № А40-201571/18-2-1539 г. Москва 04 декабря 2018 года Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2018 года. Решение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2018 года. Арбитражный суд г. Москвы в составе: Судьи Махлаевой Т.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондрашкиной Т.С. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО "СЭЙДЖ" к ответчику: Московская областная таможня о признании незаконным решение от 01.08.2018 №17-20/30605 об отказе в возврате НДС и таможенных пошлин, излишне уплаченных по ДТ №10130174/300517/0005829; о возврате излишне уплаченного НДС по ДТ №10130174/300517/0005829 в размере 150 669,62 руб., при участии в судебном заседании: от заявителя – Порошина Л.В. по доверенности от 21.08.2018г. №46 от ответчика – Кочнев В.В. по доверенности от 15.01.2018г. №03-30/85 ЗАО "СЭЙДЖ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Московской областной таможни, оформленного письмом от 01.08.2018 № 17-20/30605, об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 150 669,62 руб., внесенного по ДТ №10130174/300517/0005829. В обоснование заявленных требований заявитель указывал на то, что его действия соответствовали порядку процедуры возврата излишне уплаченных денежных средств, установленному ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и ст.66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также Заявителем были исполнены все требования законодательства в части предоставления пакета документов, обосновывающих право на возврат излишне уплаченного НДС. Заявитель считает, что действия таможенного органа, означающие фактический отказ в возврате излишне уплаченного НДС, не соответствуют действующему законодательству. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований.. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Как следует из материалов дела, ЗАО "СЭЙДЖ" в мае 2017г. ввезло на территорию России и указало в таможенной декларации на товары №10130174/300517/0005829 Московской областной таможне следующие товары: «медицинские изделия: адаптеры для установки катетера цистостомического и стилет к набору для установки катетера» (часть товара № 18 (см. товар № 33 в КДТ) и товар № 25), «устройства для кислородной и аэрозольной терапии - емкости увлажнителя, тренажер дыхательный, ингалятор» (товары № 13, № 26 и № 30 часть), «изделия медицинские для хирургии - трубки дренажные» (товар № 15), «изделия медицинского назначения для анестезиологии и реанимации с принадлежностями» (товары № 16, 17, часть товара № 18 (см. товар № 18 в КДТ), 19-24, 28-32). По данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, и Общество уплатило НДС в бюджет государства по ставке 18%. На основании имеющихся и представленных таможенному органу вместе с данной ДТ регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № ФСЗ 2007/00650 от 19.08.2004, № ФСЗ 2007/12363 от 29.06.2012, № ФСЗ 2007/00574 от 06.11.2007 и № ФСЗ 2012/12412 от 29.06.2012, Общество впоследствии посчитало, что в отношении товаров №№ 13, 15-17, 19-24, 28-32, 26, а также части товара № 30 и части товара № 18 (см. товар № 18 в КДТ) применимы нормы пп.4 п.2 ст. 164 и п.5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 10 % с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров: а в отношении товара № 25 и части товара № 18 (см. товар № 33 в КДТ) применимы нормы п.2 ст. 150 и пп.1 п.2 ст. 149 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 0 % с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров. ЗАО «СЭЙДЖ», полагая, что по вышеуказанной ДТ должны быть предоставлены льготы по уплате НДС (по ставке 10% и по ставке 0 %), обратилось в Московскую областную таможню с мотивированным заявлением о возврате НДС (исх. ЗАО «СЭЙДЖ» № 5829 от 03.07.2018г. - вх. Московской областной таможни № 23822 от 05.07.2018), как излишне уплаченного по ДТ №10130174/300517/0005829 на сумму 150 669,62 руб. Заявитель требовал в соответствии со ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст.66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на основании документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств, внесенных на счет таможенного органа (Московской областной таможни) платежными поручениями № 441 от 03.04.2017 г. и № 685 от 25.05.2017 г. Письмом от 01.08.2018г. № 17-20/30605 Московская областная таможня сообщила Заявителю о фактическом отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства по следующим причинам: а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ, а значит – на Сходненском таможенном посту; б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС; в) в комплекте документов к заявлению отсутствует образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление. Не согласившись с данным решением заинтересованного лица, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением. Согласно ч.2 ст. 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов. Пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», устанавливает, что подача заявления о внесении изменений в ДТ может осуществляться как до подачи заявления о возврате, так и одновременно с ним. Заявление о возврате рассматривает таможня (в данном случае - Московская областная таможня), которая и выносит решение о наличии либо отсутствии оснований для признания платежей излишне уплаченными и их возврата либо отказа. Поэтому одновременная подача заявления ЗАО «СЭЙДЖ» о возврате № 5829 от 03.07.2018 в Московскую областную таможню вместе с заявлением о внесении изменений в ДТ №10130174/300517/0005829 с приложением КДТ №10130174/300517/0005829/01 на бумажном и на электронном носителях, оптимизирует процесс принятия решения МОТ о судьбе оспариваемых таможенных платежей и полностью соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 № 18. Кроме того, действующее таможенное законодательство, предусматривая инициирование внесения изменений на таможенном посту, не возлагает на декларанта обязанности добиться от таможенного поста положительного решения по обращению о внесении изменений в ДТ как единственного основания для возможного в дальнейшем обращения в таможню с заявлением о возврате платежей. При инициировании возврата таможенных платежей как частного случая внесения изменений в ДТ, такие изменения могут иметь место лишь в случае вынесения самой таможней решения о необходимости возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Представление в МОТ заявления о внесении изменений и корректировки декларации на товары в полной мере соответствует разъяснениям Пленума Верховного суда РФ N 18 о необходимости представления вместе с заявлением о возврате документов, свидетельствующих о факте излишней уплаты. Таким образом, ЗАО «СЭЙДЖ» был соблюден порядок инициирования внесения соответствующих изменений в декларацию на товары таможенный орган к моменту рассмотрения заявления ЗАО «СЭЙДЖ» имел все документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу и утверждение в оспариваемом письме об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты, свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к рассмотрению заявления о возврате. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 12.05.2016г. № 18 разъяснил, какие документы должны подтверждать факт излишней уплаты или взыскания при подаче заявления на возврат. Такими документами являются документы, подтверждающие инициирование декларантом внесение изменений в декларацию на товары в части размера таможенных платежей. Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений». На основании п. 12 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289 (далее - Порядок), внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Как следует из п. 13 Порядка, обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. Как установлено п. 14 Порядка, к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия. Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 «Исчисление платежей» и в графе «В», в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения. КДТ и ДТ прикладываются декларантом к заявлению в таможенный орган о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты, наряду с иными документами, предусмотренными частью 2 статьи 147 Федерального Закона № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Пунктом 2 Порядка регламентировано, что КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения. Т.е., исходя из системного толкования вышеуказанных норм таможенного законодательства, именно форма КДТ является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей (представляется в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты). Помимо КДТ к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, можно отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые, по мнению заявителя, позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом. К заявлению ЗАО «СЭЙДЖ» № 5829 от 03.07.2018г. были приложены следующие документы, обосновывающие факт и размер излишней уплаты НДС: 1) платежные поручения, свидетельствующие о самом факте перечисления НДС в полном объеме (без учета льготы), 2) регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, а также декларации о соответствии, в которых ввезенным Обществом товарам присвоены коды ОКП, относящиеся к Перечням медицинских товаров, ввоз которых на территорию РФ подлежит обложению НДС с меньшими ставками, не подлежит обложению НДС. 3) надлежаще заполненная форма КДТ «на минус» и ее электронная копия, содержащая всю необходимую информацию для проведения таможенным органом таможенного контроля по установлению статуса спорных платежей как «излишне уплаченных/взысканных» (изменение кода предоставляемой льготы, изменение начисленных сумм налога с учетом изменения его ставки и указание сумм платежей, подлежащих возврату) вместе с заявлением в обоснование необходимости и правомерности их возврата плательщику. Поэтому именно данные документы, свидетельствующее о перечислении НДС в полном объеме и документы, подтверждающие право на льготное налогообложение, являются документами, подтверждающими факт излишней уплаты налога, поскольку они показывают разницу между фактически уплаченным НДС и НДС, подлежащим уплате в соответствии с действующим законодательством. Суд приходит к выводу о том, что представленные заявителем документы подтверждают, что ввезенные товары по коду ОКП 93 9800 входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 №688, а ввезенные товары по коду ОКП 94 3700 входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2008 № 1042. Заявление было составлено и подано по форме, установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520. К заявлению были приложены все необходимые документы, перечень которых таможенным законодательством, в том числе заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций на товары (далее - КДТ) на бумажном и электронном носителях. Довод заинтересованного лица об отсутствии в комплекте документов к заявлению образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление опровергается содержанием приложений к заявлению на возврат, где в п. 15 поименовано «нотариально заверенное заявление генерального директора Общества, подтверждающее его полномочия, с образцом подписи и оттиска печати Общества». Суд полагает, что заявитель полностью исполнил требования таможенного законодательства для возврата излишне уплаченного НДС по спорной ДТ: указал сведения и приложил все документы, указанные в ч.2 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, а также инициировал процедуру внесения изменений в декларацию на товары, указал перечень вносимых изменений. Таким образом, поскольку основания для отказа в возврате денежных средств, отсутствовали, Московская областная таможня незаконно удерживает (не возвращает) сумму излишне уплаченного налога в размере 150 669,62 руб. Невозможность использования этих средств в своем обороте приносит Обществу убытки, что влечет нарушение его прав и законных интересов в области предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Указанные обстоятельства судом установлены, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению. Учитывая, что решение по данному делу принято в пользу заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. взыскиваются с заинтересованного лица в пользу заявителя, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных или муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу (п.21 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 №46). На основании изложенного, руководствуясь ст. 71,75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ, Удовлетворить требования ЗАО "СЭЙДЖ". Признать незаконным решение Московской областной таможни, оформленное письмом от 01.08.2018 №17-20/30605, об отказе в возврате НДС и таможенных пошлин, излишне уплаченных по ДТ №10130174/300517/0005829. Обязать Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СЭЙДЖ" (ОГРН 1027739055233, ИНН 7731047367) путем возврата излишне уплаченный НДС по ДТ №10130174/300517/0005829 в размере 150 669,62 руб. (Сто пятьдесят тысяч шестьсот шестьдесят девять рублей 62 копейки). Проверено на соответствие требованиям таможенного законодательства. Взыскать с Московской областной таможни в пользу ЗАО "СЭЙДЖ" расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей). Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд. Судья: Т.И. Махлаева Суд:АС города Москвы (подробнее)Истцы:ЗАО "Сэйдж" (подробнее)Ответчики:Московская областная таможня (подробнее) |