Постановление от 23 января 2017 г. по делу № А09-16351/2015АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА __________________________________________________________________ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу « Дело № А09-16351/2015 город Калуга 23» января 2017 года Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2017 Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2017 Арбитражный суд Центрального округа в составе: Председательствующего Нарусова М.М. Судей Бутченко Ю.В. Леоновой Л.В. при ведении протокола с/заседания помощником судьи Маркиной М.П. При участии в судебном заседании от истца: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (ОГРН 1093254006317, ИНН 3250511660) от ответчика: Общество с ограниченной ответственностью "Лен-Пет" (ОГРН 1033231005807, ИНН 3254000257) от третьего лица: Международный центр оценки и консалтинга Кораськова А.И., представитель по доверенности №06/18 от 09.01.2017, сроком до 31.12.2017; Акулич П.П., представитель по доверенности б/н от 15.11.2016, сроком на 4 месяца; представитель не явился, извещен надлежащим образом; рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лен-Пет", на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2016г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016г. по делу № А09-16351/2015, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском с учетом уточнения о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лен-Пет» 643264 руб. 05 коп., в том числе 621556 руб. 20 коп. долга и 21707 руб. 85 коп. неустойки. Определением суда от 28.01.2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО «Международный центр оценки и консалтинга». Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2016г (судья Пейганович В.С.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Токарева М.В.), исковые требования удовлетворены. ООО "Лен-Пет", не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение в другом составе судей. Представитель заявителя в судебном заседании суда округа доводы кассационной жалобы поддержал, по изложенным в ней мотивам. Представитель истца возражала против доводов кассационной жалобы, просила оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явился. Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению. Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, между Брянской городской администрацией (арендодатель) и ООО «Лен-Пет» (арендатор) заключен договор аренды от 11.05.2005 № 33310 земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям п. 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 4384 кв. м, расположенный по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, 56-А, участок ч. 2. Договор аренды зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Брянской области 23.06.2005, номер регистрации 32-32-28/021/2005-707. Земельный участок был принят арендатором по акту приема-передачи от 11.05.2005. Поскольку ответчик обязательства по внесению арендных платежей надлежащим образом не исполнил, за ним образовалась задолженность по арендным платежам за период с 01.01.2015 по 30.09.2015. Претензионным письмом от 19.10.2015 № 05/5280 истец уведомил ответчика о наличии задолженности по арендной плате и начислении пени за просрочку платежей и предложил погасить образовавшуюся задолженность. Требования, изложенные в претензии, были оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ТУ Росимущества в Брянской области в арбитражный суд с иском. Судебные инстанции, рассматривая спор по существу, исходя из фактических обстоятельств дела, правомерно пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего. Материалами дела подтверждается, что истец в обоснование начисления размера арендной платы представил отчет № 15-КЗ-ОЦ-11-2011 от 25.11.2011 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 4 384,0 кв. м., расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, уч. 56А, согласно которому рыночная стоимость объекта составила 11 609 000 руб., арендная плата - 928 720 руб. В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы данного отчета, ссылаясь на то, что при определении рыночной стоимости земельного участка оценщиком не было учтено наличие обременений. В соответствии с п. 3.1. договора размер арендной платы за участок определяется договором в соответствии с нормативными актами, принятыми органами государственной власти и местного самоуправления. Пунктом 3.7. договора установлено, что арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями, в срок не позднее 15 числа последнего месяца квартала. Согласно п. 4.4.5 договора арендатор обязался вносить в размере и на условиях, установленных договором, арендную плату. Суды, руководствуясь статьей 606, статьей 614 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, с учетом Правил определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, верно указали, что арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании его рыночной стоимости. Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета. В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено: если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее. Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Руководствуясь статьями 1 и 65 ЗК РФ, разъяснениями, данными в пунктах 16 и 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", суды пришли к выводу, что к спорным правоотношениям применяется регулируемая арендная плата, порядок, условия и сроки внесения которой подлежат установлению органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Доводы заявителя относительно порядка начисления размера арендной платы судами правомерно отклонены как необоснованные ввиду следующего. Судами установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Брянской области по делам №А09-6983/2013 и №А09-10885/2014, имеющими преюдициальное значение для данного спора, установлено, что спорный земельный участок был изъят от территории ОАО «Электроаппарат» и предоставлен в аренду обществу из категории земель поселений с разрешенным использованием: для использования столовой. Кроме того, судом установлено, что отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка №15-КЗ-0Ц-11-2011 являлся предметом проверки в рамках рассмотрения дел № А09-547/2013 и № А09-5744/2013 и признан правильным. Также признан правильным расчет арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, который являлся предметом проверки в рамках рассмотрения дел № А09-6983/2013, № А09-547/2013. Вместе с тем, в рамках дела №А09-5744/2013 ООО «Лен-Пет» оспаривало отчет № 15-КЗ-ОЦ-11-2011 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка, общей площадью 4 384,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Вали Сафроновой, уч. 56 А, указанным решением исковые требования оставлены без удовлетворения. Таким образом, суды верно указали, что отчет №15-КЗ-ОЦ-11-2011, выполненный по заказу истца в настоящее время является действующим и для определения размера арендной платы необходимо исходить из представленного истцом отчета № 15-КЗ-ОЦ-11-2011 от 25.11.2011 «Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4 384 кв.м., согласно которому рыночная стоимость спорного участка составила 11 609 000 руб. Вместе с тем, суды в соответствии п.1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ правомерно взыскали сумму пени за период с 16.03.2015 по 20.10.2015 в соответствии с п. 3.3 договора в размере 21 707 руб. 85 коп., указав, что расчет пени произведен в соответствии с условиями договора и действующим законодательством, а ответчиком ходатайства об уменьшении размера пени не заявлено. Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела. Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Решение Арбитражного суда Брянской области от 30.05.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу №А09-16351/2015 – оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий М.М. Нарусов Судьи Ю.В. Бутченко Л.В. Леонова Суд:ФАС ЦО (ФАС Центрального округа) (подробнее)Истцы:Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (подробнее)Ответчики:ООО "ЛЕН-ПЕТ" (подробнее)Иные лица:ИФНС России по г. Брянску (подробнее)Последние документы по делу: |