Постановление от 6 марта 2024 г. по делу № А40-129965/2023





ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Дело № А40-129965/2023
6 марта 2024 года
г. Москва




Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 6 марта 2024 года


Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,

судей Анисимовой О.В., Петропавловской О.В.,

при участии в заседании:

от заявителя: публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» - ФИО1, представитель по доверенности от 21 февраля 2024 года;

от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве – ФИО2, представитель по доверенности от 29 декабря 2023 года;

от третьего лица: Департамента строительства города Москвы – ФИО3, представитель по доверенности от 22 января 2024 года;

рассмотрев 28 февраля 2024 года в судебном заседании кассационные жалобы

Департамента строительства города Москвы и Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве

на решение от 26 сентября 2023 года

Арбитражного суда города Москвы,

постановление от 8 декабря 2023 года

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу №А40-129965/2023

по заявлению публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве

третье лицо: Департамент строительства города Москвы

об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:


публичное акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее – антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29 мая 2023 года по делу № 077/04/9.21-3066/2023.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства города Москвы (далее – департамент).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2023 года завяленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, антимонопольный орган и департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить оспариваемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

От общества поступил отзыв на кассационные жалобы, в котором оно выразило несогласие с изложенными в них доводами.

В заседании кассационной инстанции представители антимонопольного органа и департамента поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.

Представитель общества возражал против удовлетворения кассационных жалоб.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением антимонопольного органа от 29 мая 2023 года по делу№ 077/04/9.21-3066/2023 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В качестве противоправного деяния обществу вменено нарушение Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года № 787 (далее – Правила № 787), Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 года № 2115 в части ненаправления дополнительного соглашения, предусматривающего перерасчет платы за подключение к системам теплоснабжения.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.

Суды нижестоящих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из недоказанности антимонопольным органом состава вмененного правонарушения в действиях общества.

Выводы судов об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения сделаны на основании правильного применения норм материального права.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, материалами дела не подтверждается.

Кроме того, как правомерно указали суды нижестоящих инстанций, Правила № 787 не регулируют вопрос изменения платы за подключение к системам теплоснабжения и не содержат прямого запрета на её изменение, в том числе, при продлении срока подключения.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в не направлении дополнительного соглашения, предусматривающего пересмотр платы за подключение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Дополнительно суды обратили внимание на то, что действия общества напротив направлены на недискриминационный и единый подход в формировании стоимости услуги по подключению, которая должна быть экономически обоснована и при одинаковых условиях исполнения договора о подключении не может быть для одних заявителей завышена, а для других занижена.

Суды также констатировали: необходимость пересмотра платы за подключение, исходя из действующего на момент заключения дополнительного соглашения тарифа, является следствием исключительно ненадлежащего выполнения возложенных обязанностей со стороны департамента, который на протяжении более 3 (трех) лет неоднократного нарушал существенные условия договора - срок подключения и выполнения необходимых технологических мероприятий, следовательно

Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом того, что договор о подключении по своей правовой природе является договором оказания услуг, пришли к верному выводу о то, что, несмотря на наличие оснований для расторжения договора, в целях реализации подключения объекта к системе теплоснабжения, общество правомерно предложило департаменту проект дополнительного соглашения о подключении со сроком подключения до 31 марта 2023 года и расчетом платы за подключение на основании тарифа, действующего на дату обращения в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации и Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административном ответственности.

Доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Несогласие антимонопольного органа и департамента с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.

С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 декабря 2023 года по делу № А40-129965/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.


Председательствующий-судья


Р.Р. Латыпова

Судьи


О.В. Анисимова


ФИО4



Суд:

ФАС МО (ФАС Московского округа) (подробнее)

Истцы:

ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН: 7720518494) (подробнее)

Ответчики:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ (ИНН: 7703671069) (подробнее)

Иные лица:

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ИНН: 7707639796) (подробнее)

Судьи дела:

Анисимова О.В. (судья) (подробнее)