Решение от 12 февраля 2024 г. по делу № А25-3599/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

369000, город Черкесск, проспект Ленина, дом 9, тел./факс (8782) 26-36-39

e-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Р Е Ш Е Н И Е



г. Черкесск дело № А25-3599/2023


резолютивная часть решения объявлена 29 января 2024 года

решение в полном объёме изготовлено 12 февраля 2024 года


Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи К.Х. Салпагарова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев дело по заявлению Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Аква» о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л :


Северо-Кавказское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о возмещении ООО «Аква» вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просит суд удовлетворить заявленное требование в полном объеме.

Заинтересованное лицо в судебное заседание представителей не направило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.

Суд, изучив содержащиеся в заявлении доводы, выслушав представителей лиц, участвующего в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основания приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717», Положением о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 № 10 на СКМРУ Росприроднадзора возложено исполнение функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу статьи 5 Закона об охране окружающей среды предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранного законодательства полномочны органы государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также, в пределах своей компетенции, в области охраны окружающей среды, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

При этом, пункт 4 Положения закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору сфере природопользования от 10.01.2022 № 10 утверждено Положение о Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое осуществляет функции Федеральной службы по надзору сфере природопользования (пункт 1).

Для осуществления своих полномочий, должностные лица СКМРУ Росприроднадзора имеют право заявлять в установленном законом порядке заявления о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (пункт 4.67 Положения о СКМРУ Росприроднадзора),

В соответствии с возложенными полномочиями, СКМРУ Росприроднадзора является надлежащим истцом для обращения в Арбитражный суд с заявлением о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Основанием для предъявления настоящего заявления является факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Малокарачаевский район:, с. Джага, в 100 метрах на северо-запад от дома № 1В по ул. Центральная (координаты 43.951213 сш, 42.538704 вд), допущенный ООО «Аква».

22 мая 2023 года СКМРУ Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» в КЧР», на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 18.05.2023 №817/Р, произведено выездное обследование территории вышеуказанного земельного участка.

При осмотре указанной территории установлено, что на данном земельном участке расположен канализационный коллектор, имеющий следы утечки неочищенных сточных вод на земельный участок непосредственно вокруг указанного коллектора, а также в один из водоемов, расположенных в 30 метрах севернее.

С высохшей территории водоема (пруда) № 1 специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» в КЧР были отобраны пробы почвы с целью оценки негативного влияния сточных вод на окружающую среду.

По результатам проведения отбора проб образцов почвы, лабораторных исследований (испытаний) и измерений установлено наличие воздействия концентраций загрязняющих веществ на окружающую среду. Исследование почвы (проба № 349) показало наличие нефтепродуктов на высохшей территории пруда № 1.

Согласно протоколу испытаний от 29.05.2023 № 175/23 фоновая концентрация нефтепродуктов составляет <50мг/кг (проба № 350), в пробе, отобранной с высохшей территории пруда № 1 (проба №. 349), концентрация нефтепродуктов составляет 158 мг/кг.

Таким образом, согласно выводам экспертной оценки, в почве высохшей части водоема (пруда) установлено превышение содержания нефтепродуктов относительно фонового показателя.

Согласно информации, полученной из Администрации Малокарачаевского муниципального района (письмо от 08.06.2023 № 2587), хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоотведению на территории с. Джага является ООО «Аква».

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

–– использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

–– осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

–– соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

–– не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

ООО «Аква» своими действиями (бездействием) допустило нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации, выразившееся в загрязнении неочищенными сточными водами из канализационного коллектора почвы близлежащего водоема (пруда), что способствовало увеличению концентрации нефтепродуктов в почве на указанной территории.

Загрязнение нефтепродуктами приводит к изменениям в структуре биоценозов: в почвах изменяется состав почвенных обитателей, в водоемах обедняется видовой состав и численность ихтиофауны вплоть до полного замора рыб, в наземных экосистемах изменяется численность птиц и млекопитающих. Нефтяное загрязнение вызывает опасные экологические последствия. При попадании нефти в почву нарушаются биологические (особенно микробиологические), химические и физические процессы, что приводит к разрушению структуры почвы и нарушению водно-воздушного режима. Загрязнение почвы нефтепродуктами создает новую экологическую обстановку, что приводит к глубокому изменению всех звеньев естественных биоценозов или их полной трансформации. Общая особенность всех нефтезагрязненных почв — изменение численности и ограничение видового разнообразия педобионтов (почвенной мезо- и микрофауны и микрофлоры).

В соответствии со статьями 75 и 77 Закона об охране окружающей среды, части 1 статьи 74 ЗК РФ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, согласно части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причинённого окружающей среде» разъясняет:

основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности её загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (пункт 6).

по общему правилу в соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины примирителя вреда (пункт 8);

вред, причинённый окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 12);

возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец (пункт 13);

утверждённые в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причинённого окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причинённого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЗК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»), равным образом указанные положения подлежат применению при расчёте размера вреда, причинённого окружающей среде гражданами (пункт 14).

При этом, согласно Обзору судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 года, требования о возмещении вреда путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния компонентов окружающей среды подлежит удовлетворению при наличии разработанного с соблюдением требований действующего законодательства и утвержденного проекта восстановительных работ. Возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.

Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды рассчитывается в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.

Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения неочищенными сточными водами из канализационного коллектора почвы близлежащего водоема (пруда), составил 191 145 рублей 72 копейки.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В целях досудебного порядка урегулирования спора, СКМРУ Росприроднадзора в адрес ООО «Аква» направлена претензия от 13.06.2023 № ЗОЮ/799, для добровольной оплаты размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, которое заинтересованное лицо в добровольном порядке не выполнило.

Заявителем представлен расчет размера задолженности и пеней; произведенный расчет проверен судом и признан верным.

Заинтересованное лицо не представило контррасчет по размеру заявленной административным органом задолженности, другими способами его доводы не опровергло.

При таких обстоятельствах требования СКМРУ Росприроднадзора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167170, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е ШИ Л :


1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Аква» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Северо-Кавказского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1102650002212, ИНН <***>) 191 145 (сто девяносто одна тысяча сто сорок пять) рублей 72 копейки – возмещение вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.

2. Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.



судья К.Х. Салпагаров



Суд:

АС Карачаево-Черкесской Республики (подробнее)

Истцы:

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (подробнее)

Ответчики:

ООО "Аква" (подробнее)

Судьи дела:

Салпагаров К.Х. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Ответственность за причинение вреда, залив квартиры
Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ