Решение от 20 марта 2024 г. по делу № А32-33055/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ




г. Краснодар Дело № А32-33055/2023


Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2024 года.

Полный текст решения изготовлен 20.03.2024 года.


Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Магуляном Э.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП 317237500306361),

заинтересованное лицо: департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),

третье лицо: МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея,

о признании незаконным отказа от 29.05.2023 № 52-32-15-20549/23 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53,

об обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53,


при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – по доверенности,

от заинтересованного лица: ФИО3 – по доверенности,



УСТАНОВИЛ:


индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) с требованиями о признании незаконным отказа от 29.05.2023 № 52-32-15-20549/23 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53, об обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявления.

МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея отзыв не представило.

Из Кубанского бассейнового водного управления поступили испрашиваемые судом сведения, согласно которым в границах земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53 расположен водный объект- река Фильтук.

В судебном заседании 31.01.2024 объявлен перерыв до 14.02.2024 в 16-30.

После перерыва заседание продолжено.

Поскольку имеющийся в материалах дела объем доказательств достаточен для его рассмотрения по существу, суд считает возможным рассмотреть дело.

Согласно ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Оспариваемый отказ датирован 29.05.2023, с заявлением в суд заявитель обратился 23.07.2023 (согласно штампу на заявлении отдела делопроизводства), в связи с чем, суд делает вывод, что трехмесячный срок на обжалование отказа не пропущен.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив приведенные ими в обоснование своих требований и возражений доказательства и доводы, суд установил следующее.

Судом установлено, что субъект Российской Федерации - Краснодарский край является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53 площадью 114 347 кв. м, вид разрешенного использования: «для эксплуатации пруда», расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, Рязанское сельское поселение (далее – спорный земельный участок).

Предприниматель с целью осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной деятельности обратился в департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Письмом от 29.05.2023 № 52-32-15-20549/23 департамент отказал заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок находится в функциональных зонах: земли сельскохозяйственного назначения, земли водного фонда (реки, каналы, балки), транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения), на данном земельном участке расположены водный объект и дорога местного значения.

Считая отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

При решении вопроса об обоснованности исковых требований суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ судебная защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующее принудительной защиты.

Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с таким требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.04 № 367-0 разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

В пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлены основания заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях:

- предоставления его крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ);

- предоставления его гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ (подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подп.1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подп. 1 п. 5 ст. 39.18 ЗК РФ).

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении участка (подп. 1 п. 7 ст. 39.18 ЗК РФ).

Возможность предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке публичной процедуры, установленной статьей 39.18 ЗК РФ, изложены в п. 8 ст. 39.15 и в ст. 39.16 ЗК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ).

Оспариваемый отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок находится в функциональных зонах: земли сельскохозяйственного назначения, земли водного фонда (реки, каналы, балки), транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения), на данном земельном участке расположены водный объект и дорога местного значения.

Относительно довода департамента о том, что испрашиваемый земельный участок относится к нескольким функциональным зонам, суд отмечает следующее.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается Правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Однако, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).

Таким образом, в изъятие из общего правила, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования на основании пункта 11 статьи 85 ЗК РФ используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11).

В соответствии с информацией, представленной администрацией муниципального образования Белореченский район от 19.05.2023 № 1975/01-19, в границах спорного земельного участка находятся земли водного фонда (реки, каналы, балки), согласно генеральному плану Рязанского сельского поселения Белореченского района спорный земельный участок расположен в трех функциональных зонах:

- земли сельскохозяйственного назначения,

- земли водного фонда (реки, каналы, балки),

- транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения),

а также попадает в водоохранную зону водоемов и зону негативного воздействия от объектов капительного строительства.

Согласно Генеральному плану Рязанского сельского поселения Белореченского района, утвержденному решением Совета Рязанского сельского поселения Белореченского района от 01.03.2012 № 150 (в редакции от 12.05.2014 № 240, испрашиваемый земельный участок расположен в функциональных зонах: земли сельскохозяйственного назначения, земли водного фонда (реки, каналы, балки), транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения).

Нахождение спорного земельного участка в границах нескольких функциональных зон исключает возможность предоставления его для сельскохозяйственного производства.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.08.2018 N 308-КГ18-13694 по делу N А32-22488/2017.

Согласно подпункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Относительно доводов департамента о том, что в границах спорного земельного участка расположены водный объект и дорога местного значения, суд отмечает следующее.

Согласно актам обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 27.01.2023 № 12, от 01.03.2023 № 50, от 16.05.2023 № 172 на спорном земельном участке расположен водоем с водным зеркалом.

Согласно правилам землепользования и застройки Рязанского сельского поселения Белореченского района спорный земельный участок расположен на территории водных объектов, а также попадает в ориентировочную санитарно-защитную зону от производственных, сельскохозяйственных предприятий, производств и объектов специального назначения, водоохранную зону водоемов и территорию подтопления, затопления, заболачивания, боковой эрозии, оползней, сейсмичности.

Кроме того, из Кубанского бассейнового водного управления поступили испрашиваемые судом сведения, согласно которым в границах земельного участка с кадастровым номером 23:39:0106001:53 расположен водный объект - река Фильтук.

В соответствии положениями Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (статья 1 ВК РФ).

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты, подземные водные объекты.

Водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 данного Кодекса. Таким образом, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица могут находиться только пруды, которые не имеют гидрологической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы, и покрытые ими земли.

В силу части 1 статьи 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Согласно части 2 указанной статьи на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2020 № 308-ЭС20-10727 по делу № А32-46606/2018 указано, что земельный участок, имеющий вид разрешенного использования «для размещения и эксплуатации пруда» сформирован и образован в нарушение прямого запрета, предусмотренного пунктом 2 статьи 102 ЗК РФ, так как земли, покрытые поверхностными водами (в том числе прудами), сосредоточенными в водных объектах, относятся к землям водного фонда, на таких землях запрещено образование земельных участков; право пользования поверхностными водными объектами может быть основано на договоре водопользования или на решении о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ), поэтому предоставление в аренду предпринимателю пруда осуществлено с нарушением норм водного и земельного законодательства, прав и законных интересов неограниченного круга лиц (публичных интересов).

Земли, покрытые поверхностными водами, не могут быть предметом договора аренды, так как в силу пункта 3 статьи 5 ВК РФ являются частью водного объекта.

Также в соответствии с актами обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» от 01.03.2023 № 50 и от 16.05.2023 № 172 спорный земельный участок пересекает гравийная дорога.

В соответствии с информацией, представленной администрацией муниципального образования Белореченский район от 19.05.2023 № 1975/01-19, согласно документам территориального планирования и градостроительного зонирования Рязанского сельского поселения Белореченского района спорный земельный участок пересекается автомобильной дорогой местного значения.

Согласно генеральному плану Рязанского сельского поселения Белореченского района спорный земельный участок расположен на территории функциональной зоны транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги местного значения).

Согласно правилам землепользования и застройки Рязанского сельского поселения Белореченского района спорный земельный участок пересекается существующей дорогой населенного пункта.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (статья 27 ЗК РФ).

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и статьи 262 ГК РФ названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 1 части 1, пункт 2 части 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 6 ВК РФ).

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (часть 6 статьи 6 ВК РФ).

Правовая позиция о недопустимости предоставления в пользование конкретному лицу территорий общего пользования была сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 12.04.2011 № 15248/10) и была поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 14.05.2019 № 308-ЭС19-5314).

Пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ также установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.

В соответствии с указанными нормами права, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ от 12.04.2011 N 15248/10 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2014 N 308-ЭС14-1974, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 20.02.2018 N 5-КГПР17-252 указывает, что согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, водоохранного и санитарно-защитного назначения, общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является факт его изъятия из оборота или ограничения в обороте.

Также в отзыве департамент ссылается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный размер земельного участка, предоставляемого крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления деятельности.

Согласно сведениям ЕГРН площадь спорного земельного участка составляет 114 347 кв. м. (11,43 гектаров).

В соответствии со статьей 12.2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельный (максимальный) размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, должен составлять:

- для животноводства - не более 300 гектаров;

- для садоводства и виноградарства - не более 30 гектаров;

- для осуществления иной сельскохозяйственной деятельности - не более 5 гектаров.

Из искового заявления следует, что земельный участок испрашивается заявителем для ведения сельскохозяйственного производства, ввиду чего предельный (максимальный) размер всех земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, должен был составлять не более 5 гектаров.

Однако площадь спорного земельного участка составляет 11,43 гектаров, следовательно, предоставление спорного земельного участка заявителю будет нарушать нормы законодательства.

Кроме того, согласно сведениям из ЕГРН вид разрешенного использования спорного земельного участка «для эксплуатации пруда».

Согласно разъяснениям пункта 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021, с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.

В статье 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать участок в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Суд соглашается с доводом департамента о то, что указанная заявителем при обращении в департамент цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует виду разрешенного использования.

На основании вышеизложенного отказ департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы следует возложить на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд



Р Е Ш И Л :


В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.



Судья Р.Ю. Савин



Суд:

АС Краснодарского края (подробнее)

Истцы:

Петухов Н А (подробнее)

Ответчики:

Департамент имущественных отношений КК (подробнее)
ПЕРВЫЙ ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КК СЕРДЮКОВА Е. М. (подробнее)

Судьи дела:

Савин Р.Ю. (судья) (подробнее)