Решение от 27 мая 2024 г. по делу № А63-15533/2021




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А63-15533/2021
г. Ставрополь
27 мая 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года


Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Говоруна А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

закрытого акционерного общества «Южная Энергетическая Компания», г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к товариществу собственников жилья «Химик», г. Лермонтов, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о взыскании 213 285,72 руб. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель за период с 01.03.2019 по 31.05.2021, 170 650,99 руб. пени за период 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023,

при участии от истца - ФИО2, доверенность от 27.12.2023; в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания,



УСТАНОВИЛ:


закрытое акционерное общество «Южная энергетическая компания» (далее – истец, ЗАО «ЮЭК») обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Химик» (далее – ответчик, ТСЖ «Химик») о взыскании 213 285,72 руб. задолженности за период с 01.03.2019 по 31.05.2021, 170 650,99 руб. пени за период 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023. (согласно уточненным требованиям).

Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате задолженности по договору теплоснабжения от 31.08.2017 № 559/1.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания.

Неявка в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, а также непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся доказательствам (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просит о взыскании с ответчика 213 285,72 руб. задолженности за период с 01.03.2019 по 31.05.2021, 170 650,99 руб. пени за период 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023, о возложении судебных расходов на ответчика.

Судом установлено, что указанное заявление соответствует нормам статьи 49 АПК РФ, не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Судом уточненные требования рассмотрены и приняты к производству.

Суд рассматривает дело с учетом уточнений.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом ходатайства об уточнении исковых требований.

Представитель ответчика ранее в судебных заседаниях возражал против удовлетворения исковых требований, представил правовую позицию и дополнения к ней, в которых указал, что осуществляет надлежащее содержание общего имущества без коммунального ресурса, поставляемого истцом, со ссылкой на заключенный между ТСЖ и физическим лицом договор на передачу коммунального ресурса холодного и горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, договор, который ТСЖ обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией в целях исполнения судебного акта по делу № А63-1780/2017, не начал действовать по причине того, что истец не передал ответчику показания индивидуальных приборов учета в целях осуществления товариществом взаиморасчетов с собственниками помещений за поставленную энергию; заявил о фальсификации доказательств.

В материалах дела имеется достаточно доказательств для проверки расчета заявленных требований, а также для вынесения окончательного судебного акта, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть иск по существу.

Исследовав материалы дела, суд счел исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что 05.09.2005 собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Лермонтов, пр-зд Химиков, д. 5, создали товарищество собственников жилья «Химик».

Истец является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя в г. Лермонтове, в том числе в спорный многоквартирный дом.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.04.2017 по делу № А63-1780/2017, измененным постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, суд обязал ответчика заключить с истцом договор теплоснабжения № 559/1 на предложенных обществом условиях.

28 августа 2017 заключили договор теплоснабжения № 559/1 (далее – договор), действующий по настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству (пункты 1.2, 7.4 договора) по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять продажу тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления и горячего водоснабжения в течение календарного года, а также теплоносителя в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а исполнитель обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Исполнитель покупает тепловую энергию и теплоноситель в целях оказания коммунальной услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также для содержания общего имущества многоквартирного дома (пункты 1.1, 1.2 договора).

Согласно пункту 2.2.5 договора ресурсоснабжающая организация имеет право получать плату за потребленную тепловую энергию и теплоноситель непосредственно от собственников и нанимателей (потребителей) соответствующих жилых помещений. Внесение потребителями жилых помещений платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 договора фактически полученный за расчетный период исполнителем объем тепловой энергии и теплоносителя определяется ресурсоснабжающей организацией на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (ОДПУ), поверенных в установленном порядке и внесенных в единый государственный реестр средств измерений. Объем тепловой энергии и теплоносителя, поставленных за расчетный период по договору в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также выхода их строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечении срока его эксплуатации, определяется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

Стоимость договора определяется объемом проданной исполнителю тепловой энергии и теплоносителя по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 5.1 договора).

На основании пункта 5.3 договора оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель собственниками и нанимателями жилых помещений непосредственно в ресурсоснабжающую организацию производится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании квитанций.

Оплата за тепловую энергию и теплоноситель по договору производится исполнителем ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией. Внесение потребителем жилых помещений платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации рассматривается как выполнение обязательств по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

В пункте 5.9 договора стороны согласовали очередность зачисления денежных средств, согласно которой, в первую очередь погашаются судебные расходы и расходы по совершению исполнительных действий; во вторую очередь - проценты за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства; в третью очередь - ранее образовавшаяся сумма долга; в четвертую очередь - текущее потребление.

Во исполнение договорных обязательств истец в период с 01.03.2019 по 31.05.2021 поставил ответчику тепловую энергию и теплоноситель, в том числе на содержание общедомового имущества, на сумму 2 420 952,49 руб., что подтверждается актами приема-передачи энергоресурсов, актами первичного учета фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя, счетами-фактурами, журналами показаний индивидуальных приборов учета по горячей воде, актами обследования общедомового прибора учета.

На оплату коммунального ресурса ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.

Поскольку поставленный коммунальный ресурс в предусмотренный договором срок ответчик не оплатил в полном объеме, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 14.07.2021 с требованием о погашении задолженности. Ответа на претензию не последовало.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

Статьёй 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Если подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)).

В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).

Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).

Из вышеприведенных норм следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в МКД, приобретаются и оплачиваются исполнителем коммунальных услуг. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений МКД, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается исполнитель коммунальных услуг.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).

Данная позиция отражена в обзоре судебной практике Верховного Суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, в которой разъяснено, что при отсутствии у управляющей компании договора с ресурсоснабжающей организацией необходимо установить, приступила ли управляющая компания фактически к управлению общим имуществом МКД во исполнение решения общего собрания собственников помещений.

Однако Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» в ЖК РФ внесены изменения, вступившие в силу 03.04.2018, предусматривающие возможность заключения прямых договоров ресурсоснабжения собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией (товариществом, кооперативом) коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. С момента перехода собственников помещений многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальной услуги по соответствующему ресурсу становится ресурсоснабжающая организация.

При этом, после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», начиная с 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных жилых домах, оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения и подлежат возмещению потребителями услуг исключительно управляющей организации.

Следовательно, при переходе собственников помещений многоквартирного дома на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация (товарищество, кооператив) остается лицом, обязанным оплачивать ресурсоснабжающей организации объем ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества.

Материалами дела подтверждается, что собственниками помещений спорного многоквартирного дома принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией с 01.06.2019 (протокол общего собрания членов ТСЖ от 10.02.2019 № 3).

По смыслу пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме

Независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД, и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.

Действующим законодательством РСО не предоставлено право требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату компенсации потерь, поскольку РСО не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с этим не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Из совокупности норм гражданского и жилищного законодательства следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются товариществом собственников жилья. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с РСО за ресурс, потребленный в целях содержания общего имущества, остается товарищество собственников жилья.

У РСО отсутствует возможность в заключении договоров ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества МКД непосредственно с собственниками жилых помещений в МКД.

В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

С момента выбора способа управления собственниками спорного многоквартирного дома товарищество собственников жилья «Химик» стало исполнителем коммунальных услуг.

Спорный многоквартирный дом оборудован узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, что подтверждается имеющимися в материалах дела актом допуска в эксплуатацию 18.09.2013 в помещении теплового узла общедомового механического прибора учета горячей воды (водосчетчик) ОХТА М 32 У зав. №000665 и последующими актами проверки и поверки узла учета от 28.07.2017.

Спорный период включает в себя предоставление исполнителем коммунальных услуг собственникам жилых помещений многоквартирного дома для индивидуального потребления и СОИ и с 01.06.2019 потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пункта 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, определяется на основании показаний общедомового прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

Подпунктами «а», «б», «в» пункта 21 (1) Правил № 124 установлено, что объем коммунального ресурса, подлежащий оплате на содержание общего имущества исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по приведенной формуле. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется объемом (количеством) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенным за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг. Объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

Подпунктом «ж» пункта 22 Правил № 124 установлено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.

С учетом протокола общего собрания членов ТСЖ от 10.02.2019 № 3, истцом произведен расчет задолженности ТСЖ за период с 01.03.2019 по 31.05.2019 на основании пункта 21 Правил № 354 - исходя из показаний общедомового прибора учета за расчетный период за вычетом объема коммунального ресурса, потребленного нежилыми помещениями, за период с 01.06.2019 по 28.02.2020 – расчет производился только за коммунальный ресурс, поставленный на содержание общего имущества на основании подпункта «а» пункта 21.1 Правил № 124, за период с 01.03.2020 по 31.05.2020 - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с 01.06.2020 по 31.05.2021 - исходя из нормативов потребления на основании подпункта «ж» пункта 22 Правил № 124.

При расчете истцом применены тарифы, утвержденные постановлениями Региональной тарифной комиссии Ставропольского края «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края» от 16.12.2016 № 48/2, от 18.12.2017 № 62/2, от 18.12.2018 № 57/2.

В обоснование расчета задолженности за период с 01.03.2019 по 31.05.2021 истцом представлены акты приема-передачи энергоресурсов, акты первичного учета фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя, счета-фактуры, журналы показаний индивидуальных приборов учета по горячей воде, акты обследования общедомового прибора учета.

Истец ежемесячно направлял ответчику журналы показаний индивидуальных приборов учета, что подтверждается представленными в материалы дела сопроводительными письмами.

Актом обследования от 23.02.2020 зафиксировано последнее снятие показаний общедомового прибора учета.

Принимая во внимание мнение лиц, участвующих в деле, с учетом заявления ответчика о фальсификации акта обследования коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды теплоносителями от 27.03.2020, последний был исключен судом из числа доказательств по делу.

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (подпункт «к» пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила № 491) и обеспечивается силами ТСЖ, как лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, которая обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности ТСЖ, в том числе в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпункта «к» пункта 11 Правил № 491, пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

Согласно подпункту д пункта 31 (1) Правил № 354 ТСЖ обязано снимать и передавать в ресурсоснабжающую организацию показания общедомового прибора учета.

Аналогичное условие закреплено условиями договора теплоснабжения, по которым ТСЖ обязано поддерживать в надлежащем состоянии находящиеся у него в собственности или ином законном основании приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (пункт 3.1.5 договора), ежемесячно снимать и передавать ресурсоснабжающую организацию в установленные законом сроки показания общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета (пункт 3.1.7 договора), производить замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) ОДПУ (пункт 3.1.9 договора), незамедлительно сообщать (в течение суток) ресурсоснабжающей организации обо всех нарушениях схемы учета и неисправности в работе приборов учета и не позднее 15 дней восстановить нормальное функционирование средств измерений (пункт 3.1.10 договора).

В материалы дела не предоставило доказательств работоспособности общедомового прибора учета после 23.02.2020, наличия в целостности контрольных пломб, доказательств ежемесячной передачи ТСЖ в ЗАО «ЮЭК» показаний общедомового прибора учета. Из чего суд приходит к выводу, что при отсутствии вышеуказанных доказательств расчет потребления объема тепловой энергии и теплоносителя с 01.03.2020 на содержание общего имущества обоснованно выполнен истцом расчетным способом (3 месяца исходя из среднемесячного объема потребления, затем исходя из нормативов потребления).

Коэффициент - 1,5, предусмотренный подпунктом «ж» пункта 22 Правил № 124, ЗАО «ЮЭК» в расчете платы ТСЖ не применялся. Поскольку применение указанного коэффициента увеличивает размер платы, его неприменение истцом в расчете не нарушает прав ответчика.

Доказательств фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя в ином объеме или недостоверности показаний приборов учета ответчиком не представлено.

Довод ответчика об уменьшении площади мест общего пользования (общего имущества многоквартирного дома) опровергается представленной в материалы дела справкой о характеристиках объекта государственного технического учета, выданной ГБУ СК «Ставкрайимущество», согласно которой площадь мест общего пользования 1-5 этажа составляет 153,0 кв.м.

Передача согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ от 08.01.2019, части мест общего пользования в безвозмездное пользование гражданам не изменяет размера общего имущества многоквартирного дома. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).

Доказательств, что уменьшение площади общего имущества многоквартирного дома произошло таким способом, ТСЖ не представлено.

Из чего следует, что истцом в расчетах обоснованно применена площадь мест общего пользования в размере 153,0 кв.м.

Довод ТСЖ со ссылкой на подпункт «б» пункта 59 Правил № 354 о необоснованном принятии истцом к расчету нулевых объемов индивидуальных приборов учета, и применения расчетного способа определения объема потребления (по среднемесячному объему либо по нормативу), подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно подпункту «б» пункта 59 Правил № 354 основанием для такого расчета является непредставление потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные названными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Наличие в реестрах сведений об отрицательных объемах потребления, связано с произведенным перерасчетом в случае представления потребителем сведений о показаниях прибора учета меньших, нежели учтено в предыдущем периоде.

Указанное может быть связано как с ошибкой потребителя, так и учетом в предыдущие периоды среднемесячных либо нормативных показаний, и, следовательно, не свидетельствует заведомо о недостоверности поданных потребителем сведений, а ответчик, выражая несогласие с учтенным объемом потребления, должен опровергнуть его относимыми и допустимыми доказательствами.

Закон не возлагает на ресурсоснабжающую компанию обязанности ежемесячного контрольного снятия показаний ИПУ. В силу подпункта«к(1)» пункта 33 Правил № 354 собственники помещений сообщают поставщику ресурса сведения о таких показаниях. Показания ИПУ передаются ресурсоснабжающей организации в личном кабинете, по телефону, при сверке расчетов в абонентском отделе, в пунктах приема оплаты путем указания в квитанциях и заносит такие показания в журналы (ведомости) показаний индивидуальных приборов учета.

Указанное предопределяет ведение истцом автоматизированного учета, синтезирующего сведения, полученные от собственников помещений различными способами.

В случае установления недостоверности сведений, представленных потребителем, производится перерасчет.

Ответчик в ходе судебного разбирательства не подтвердил недостоверность сведений, сообщенных собственниками помещений истцу.

Доводы ответчика сводятся к тому, что пунктом 59 Правил № 354 закреплен порядок определения размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные указанными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а именно: начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. А по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 такая плата определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил № 354).

Однако ответчик не учитывает, что в указанных ситуациях названный пункт неприменим и отражение нулевого объема потребления не является нарушением.

В случае представления текущих показаний равных таковым за предшествующий месяц, у истца отсутствует возможность игнорировать представленные показания либо полагать таковые недостоверными.

Таким образом, оснований для автоматического начисления объема потребления равного среднемесячному (а затем нормативному) в такой ситуации (при подаче равных показаний за два и более отчетных периода) в отсутствие результатов проверки не имеется. Объективные доказательства недостоверности показаний, представленных истцом, ответчиком не представлены, в связи с чем у суда отсутствуют основания для принятия доводов ответчика в указанной части.

Кроме того, аналогичная ситуация (с правомерностью отражения объема потребления равного нулю) может иметь место в связи с временным непроживанием граждан (пункты 86 – 92 Правил № 354).

С учетом изложенного контррасчет ответчика, в котором ТСЖ применило среднемесячный объем либо норматив потребления, при наличии переданных собственниками показаний ИПУ, судом не принимается.

Довод ответчика об отсутствии в многоквартирном доме общедомового потребления в связи с отсутствием ресурсопотребляющих устройств является необоснованным, поскольку в силу положений Правил № 124 и Правил № 354 в общедомовые нужды включается объем ресурса, определяемый из разности показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, в том числе и потери в общедомовой сети.

Действующее законодательство в жилищно-коммунальной сфере не связывает факт потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с наличием отдельных ресурсопотребляющих устройств для обособленного учета объема ресурса на содержание общего имущества дома или выпускных кранов.

Кроме того, товарищество не доказало возможность осуществлять содержание общего имущества многоквартирного дома в отсутствие ресурса.

Взаимоотношения сторон при заключении договоров ресурсоснабжения регламентируются Правилами № 124, которые обязательны при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров именно с ресурсоснабжающими организациями, в том числе приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В указанных Правилах № 124 даны понятия кто является «исполнителем» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы илииндивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность посодержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами № 354, а кто является «ресурсоснабжающей организацией» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов

Таким образом, доводы товарищества о необоснованности взыскания долга истцом подлежат отклонению, поскольку договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома не может быть заключен с физическим лицом, а занимаемая ответчиком позиция по существу сводится к попытке освобождения товарищества от обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества, находящегося в его управлении многоквартирного дома, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 ГК РФ.

Заявляя несогласие с объемом ГВС, использованным истцом при расчете задолженности, ответчик не представил доказательств фактического потребления горячей воды в ином объеме, равно как и доказательств недостоверности показаний индивидуальных приборов учета, переданных собственниками помещений истцу.

Доводы ответчика о несогласии с использованными истцом показаниями ИПУ по ряду квартир, судом проверены и с учетом представленных истцом доказательств и пояснений по каждой квартире, отклонены как необоснованные.

Общество в обоснование заявленных требований предоставило развернутый помесячный расчет задолженности за спорный период, в котором отражены все начисления ресурсонабжающей организации и оплаты товарищества.

Материалами дела подтверждается, что истец предоставлял ответчику сведения об объемах электрической энергии за спорный период и акты приема-передачи.

Сведения, используемые истцом при определении объема потребленной энергии на содержание общего имущества, были предоставлены в ресурсоснабжающую организацию собственниками помещений, в связи с чем оснований для сомнений в их достоверности у суда не имеется.

Наличие у ответчика сомнений в достоверности представленных истцом данных о показаниях индивидуальных приборов учета не должно исключать их применение в расчетах при отсутствии документально подтвержденных, обоснованных возражений.

Поскольку такие сведения ответчиком не представлены, основания для оценки представленных истцом сведений об объемах потребления тепловой энергии на содержание общего имущества в качестве недостоверных у суда отсутствуют.

В распоряжении истца имеется автоматизированное системное обеспечение, которое производит начисления. Полученные данные заносятся в акты первичного учета тепловой энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома по каждому помещению.

Судом установлено, что истец свои обязательства исполнил надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами первичного учёта фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя.

В материалах дела отсутствуют доказательства полной оплаты поставленной ответчику электрической энергии в спорный период.

Ответчик в нарушение статей 9, 65 АПК РФ не представил доказательства отсутствия долга в заявленном размере, доказательства того, что не является лицом, обязанным производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям (статья 155 ЖК Российской Федерации, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Ответчик не представил доказательства имеющихся случаев, при которых плата за коммунальную услугу рассчитана истцом с нарушением условий договора, Правил № 354.

Основания полагать, что истец намеренно произвел искажение объема индивидуального потребления поставленной электрической энергии с целью увеличения размера обязательств ответчика, у суда отсутствуют.

Согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Задолженность ответчика за поставленный коммунальный ресурс составляет 213 285,72 руб. за период с 01.03.2019 по 31.05.2021, что подтверждается представленными в материалы дела документами, а также подготовленным истцом расчётом.

Расчёт долга судом проверен, признан обоснованным и арифметически верным, в связи с чем требование истца о взыскании 213 285,72 руб. долга подлежит удовлетворению.

В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 ГК РФ).

Согласно пункту 6.7 договора в случае просрочки исполнения обязательств стороны вправе потребовать уплаты неустойки (пени, штрафа) в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В силу положений пункта 9.2 статьи 15 Закона о теплоснабжении товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Согласно статье 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принято Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление № 424) приостанавливающее действие «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 в части прав исполнителей коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за просрочку оплаты потребленных коммунальных услуг.

На основании пункта 3 постановления № 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 года.

Согласно письму от 01.03.2021 № 7694-ОЛ/11 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации срок действия положений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что срок действия положений, установленных постановлением № 424, истек 1 января 2021 года.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (далее - Обзор № 2), разъяснено, что одним из последствий введения данного моратория является прекращение начисления должнику штрафов, пеней, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Кодекса.

В силу пункта 10 Обзора № 2 одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

Также, с 1 января 2021 года неустойка (штраф, пени) подлежит начислению в общем порядке в соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, то есть расчет размера неустойки (штрафа, пени) осуществляется от не выплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

В соответствии с положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее - постановление № 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Согласно пункту 3 данного постановления данный документ вступил в законную силу со дня официального опубликования 01.04.2022 и действует в течение 6 месяцев (по 01.10.2022).

В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве)» (далее – постановление № 44) целью введения моратория, предусмотренного указанной статьей, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно статье 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.

Из положений пункта 7 постановления № 44 следует, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.

Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума ВС РФ в их совокупности следует, что в отношении юридических лиц с момента введения моратория (с 01.04.2022) на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.

Этот запрет не ставится в зависимость ни от причин просрочки исполнения обязательств, ни от факта нахождения ответчика в предбанкротном состоянии.

Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждан, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

В соответствии с разъяснениями по вопросам, возникающим в судебной практике, приведенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3), размер законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму.

Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

Закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке.

Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.

С учетом вышеизложенного действующей на дату уплаты (дата оглашения резолютивной части) ключевой ставкой Банка России является ставка, установленная с 30.10.2023 в размере 16%.

В условиях сложной экономической ситуации Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.03.2022 № 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022-2024 году».

Указанным нормативным актом установлено, что до 1 января 2025 года начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года (9,5%).

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2022 № 1681 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и жилищных отношений», вступившим в силу с 01.08.2022, внесены изменения в п. 1 Постановления Правительства РФ № 474, п. п. «а» - «г» п. 2 Постановления Правительства РФ №912, согласно которым при применении порядка начисления пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате соответствующего ресурса и услуг взамен ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, используется минимальное значение ключевой ставки из следующих значений: ключевая ставка Центрального Банка РФ, действующая на 27.02.2022, и ключевая ставка, действующая на день фактической оплаты.

Вместе с тем суд полагает, что применение ставки 9,5% при фактически действующей ставке на дату оглашения резолютивной части решения 16%, будет преследовать цели данного нормативного акта, которое ограничило ее размер, при действующей в тот период ставке 16%.

В данном случае применение при расчете пени меньшей ставки 16% не нарушит права ответчика.

В рассматриваемом случае истцом ответчику начислена пеня за период с 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023 в размере 177 007,01 руб.

Указанная сумма пени подлежит уменьшению на 6 356,01 руб. ввиду ранее произведенного взыскания в рамках приказного производства.

Ответчик не представил контррасчет пени, доказательства несоразмерности неустойки отсутствуют, в связи с чем последний несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий.

Поскольку ответчик нарушил срок оплаты поставленного коммунального ресурса требование истца о взыскании 170 650,99 руб. (177 007,01 руб. – 6 356,01 руб.) пени за период с 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023 подлежит удовлетворению.

Как указано в статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - постановление Пленума № 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Материалами дела установлено, что 07.12.2023 между истцом (заказчик) и ГБУ СК «Ставкрайимущество» (подрядчик) заключен договор подряда № 33-117089-ИЮ, согласно условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по проведению работ в виде предоставления сведения и справочной информации относительно общей площади МКД, площади жилых, нежилых помещений и мест общего пользования.

Стоимость работ по указанному договору составляет 4 703,41 руб.

Денежные средства в обусловленном договоре размере в рамках исполнения обязательств по договору были оплачены заказчиком, что подтверждается приложенным в материалы дела платежным поручением от 07.12.2023 № 86 на сумму 4 703,41 руб.

Принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции).

При таких обстоятельствах суд полагает, что 4 703,41 руб. расходов, связанных с получением доказательств по делу, являются разумными и соразмерными, ввиду чего подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Платежным поручением от 28.09.2021 № 1913 истцом уплачена государственная пошлина за рассмотрение указанного дела в размере 9 489 руб.

Государственная пошлина по делу с учетом ходатайства об уточнении исковых требований составила 10 679 руб.

При таких обстоятельствах, с учетом ходатайства об уточнении исковых требований, расходы истца по уплате госпошлины в сумме 9 489 руб. подлежат отнесению на ответчика, государственная пошлина в размере 1 190 руб. подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет (с учетом увеличенных исковых требований в результате принятого судом ходатайства об уточнении исковых требований исх. от 27.11.2023).

Иные доводы и доказательства, приведенные и представленные лицами, участвующими в деле, суд исследовал, оценил и не принимает во внимание в силу их малозначительности и/или безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они отношения к рассматриваемому делу не имеют и (или) не могут повлиять на результат его рассмотрения.

Материалы дела частично находятся в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ввиду того, что направлены сторонами посредством сервиса «Мой арбитр».

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд



Р Е Ш И Л :


заявление об уточнении исковых требований в части возмещения судебных расходов принять.

Иск в уточненной редакции удовлетворить.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Химик», г. Лермонтов, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу закрытого акционерного общества «Южная Энергетическая Компания», г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>, 213 285,72 руб. долга за тепловую энергию и теплоноситель за период с 01.03.2019 по 31.05.2021, 170 650,99 руб. пени за период 16.05.2019 по 05.04.2020, с 12.01.2021 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 27.11.2023, 9 489 руб. государственной пошлины, 4 703,41 руб. расходов, понесенных истцом в связи с получением сведений о характеристиках объекта государственного технического учета.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Химик», г. Лермонтов, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета 1 190 руб. государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


Судья А.А. Говорун



Суд:

АС Ставропольского края (подробнее)

Истцы:

ЗАО "ЮЖНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (ИНН: 7704262319) (подробнее)

Ответчики:

ТСЖ "ХИМИК" (ИНН: 2629010021) (подробнее)

Иные лица:

Ассоциация собственников недвижимости Ставропольского края "ПАРТНЕР" (ИНН: 2626033983) (подробнее)

Судьи дела:

Волошина Л.Н. (судья) (подробнее)


Судебная практика по:

Злоупотребление правом
Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ

По коммунальным платежам
Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ