Решение от 4 марта 2024 г. по делу № А82-15819/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 http://yaroslavl.arbitr.ru


Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А82-15819/2023
г. Ярославль
04 марта 2024 года

Резолютивная часть решения оглашена 15 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Соловьева А.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартысюк Е.А., секретарем судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании заявление Публичного акционерного общества "Россети Центр" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

- о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №076/04/9.21-964/2023 от 30.08.2023 (в полном объеме изготовлено 04.09.2023);

- о признании незаконным представления от 30.08.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Третьи лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34


при участии:

от заявителя – не явились

от ответчика – ФИО35, доверенность от 10.10.2023

от третьих лиц - не явились



установил:


Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала "Ярэнерго" (далее Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (в настоящее время Межрегиональное управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской и Костромской области) (далее Управление, Ответчик) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении №076/04/9.21-964/2023 от 30.08.2023 (в полном объеме изготовлено 04.09.2023); о признании незаконным представления от 30.08.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Третьими лицами к участию в деле привлечены: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34

Стороны уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель Ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица в судебное заседание не явились, отзывы не предоставлены.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 АПК РФ - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -Закон об электроэнергетике) устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

Порядок технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии утвержден Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с п.3 Правил №861, сетевая организация обязана в отношении любого, обратившегося к ней лица выполнить мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Согласно абз. 12 п. 15 Правил № 861 Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с п. 105 Правил № 681, в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.

В соответствии с п. 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.


Как следует из материалов дела, настоящее административное дело возбуждено прокуратурой Ленинского района г. Ярославля по результатам проведенной проверки соблюдения филиалом ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» законодательства о технологическом присоединении. В результате проверки прокуратурой выявлено нарушение ПАО «Россети Центр» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям в отношении 525 договоров (перечень договоров указан в приложении №1 (реестр договоров с нарушенными сроками исполнения) к оспариваемому постановлению). В указанный перечень входят договоры заявителей, обратившихся в Ярославское межрегиональное УФАС России с жалобами на нарушение ПАО «Россети Центр» сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению, в том числе: ФИО10, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО33, ФИО28, ФИО7, ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО11, ФИО5, ФИО27, ФИО31, ФИО6, ФИО32, ФИО24, ФИО18, ФИО36, ФИО30, ФИО37, ФИО29, ФИО12, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО19, ФИО21, ФИО23, ФИО22, ФИО26 Э.Э.К., ФИО25, ФИО34

Перечень договоров с нарушенными сроками технологического присоединения представлен ПАО «Россети Центр» письмом № МР1-ЯР/2/4374 от 31.07.2023 по запросу прокуратуры Ленинского района г. Ярославля № 04-10-2023 от 04.07.2023. Перечень включал 686 договоров в нарушенными сроками по состоянию на 25.07.2023.

В материалы дела прокуратурой Ленинского района г. Ярославля представлено объяснение от 11.08.2023 начальника управления технологических присоединений и перспективного развития филиала ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» ФИО38 Из объяснения следует, что Обществом не оспаривается наличие значительного числа своевременно не исполненных договоров технологического присоединения, что связано с большим количеством заявок заявителей льготной категории, поданных в короткий срок, и соответственно отсутствием источников финансирования в инвестиционной программе. ФИО38 подтверждает, что в срок не исполнено 686 договоров, которые планировалось исполнить в срок до конца декабря 2023 года в соответствии с программой ПАО «Россети Центр» ликвидации просроченных договоров технологического присоединения.

В постановление прокуратуры Ленинского района г. Ярославля от 11.08.2023 о возбуждении административного дела включено 525 договоров, по которым на момент вынесения постановления не истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению, ПАО «Россети Центр» должно было предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Роль ПАО «Россети Центр» при осуществлении возложенной на него обязанности по технологическому присоединению объекта потребителя предполагает его активное поведение не только в отношениях с обратившимся к нему лицом, но и с иными хозяйствующими субъектами. Принятие активных мер призвано обеспечить право потребителя в установленных законодательством порядке и сроки на технологическое присоединение.

Доказательства, подтверждающие, что ПАО «Россети Центр» предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения требований Правил №861, не представлены. Доказательств невозможности принятия всех соответствующих необходимых и исчерпывающих мер Общество не представило. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

Факт совершения ПАО «Россети Центр» административного правонарушения подтверждается постановлением от 11.08.2023 заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля, объяснением от 11.08.2023 начальника управления технологических присоединений и перспективного развития филиала ПАО «Россети Центр»-«Ярэнерго» ФИО38 а также другими материалами дела № 76/04/9.21-964/2023 об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере естественной монополии.

В статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электр о сетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Общество является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии.

Ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, Общество нарушило сроки исполнения мероприятий по технологическому присоединению вышеуказанных третьих лиц, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, учитывая приведенное выше нормативное регулирование, суд считает, что выводы административного органа, изложенные в оспариваемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и являются верными.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательства наличия обстоятельств, исключающих вину юридического лица в совершении административном правонарушения, в суд не представлены.

Таким образом, состав вмененного административного правонарушения в действиях Общества административным органом установлен и доказан в установленном порядке. Нарушений процедуры привлечения правонарушителя к административной ответственности, свидетельствующих о незаконности постановления, судом не выявлено.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Общества, не установлено.

Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Наказание Обществу назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления от 20.11.2008 № 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ, является правом, а не обязанностью суда.

В рассматриваемом судом случае, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу, а также оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому правонарушению применительно к статье 4.5 КоАП РФ (1 год) на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.

С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями законодательства, поэтому правовых оснований для признания его недействительным не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований Обществу суд отказывает.

Вместе с тем, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, установленного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки исключительности обстоятельств, связанных с совершением правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов.

Исследовав материалы дела и оценив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае исключительных обстоятельств в действиях Общества, нарушившего сроки технологического присоединения объектов обратившихся лиц.

С учетом изложенного, суд в соответствии с ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания.

Кроме того, в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ ПАО «Россети Центр» внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП.

По результатам изучения предоставленных доказательств в совокупности оснований для отмены либо изменения обжалуемых постановления и представления суд не усматривает, в связи с чем, отказывает Заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:


В удовлетворении требований Публичного акционерного общества "Россети Центр" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд (610998 <...>) в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).




Судья

А.Н. Соловьев



Суд:

АС Ярославской области (подробнее)

Истцы:

ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" (ИНН: 6901067107) (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440) (подробнее)

Иные лица:

Ончуленко Иван (подробнее)
Курбанова Эльнара Эльяр Кызы (подробнее)
Варваркина Е.В. (подробнее)
Загваздин И.П. (подробнее)
Корнилова Т.В. (подробнее)
Лебедева Л.М. (подробнее)
Милкин А.С. (подробнее)
Раскин Р.Д. (подробнее)
Шубин А.А. (подробнее)
Ядренова Г.В. (подробнее)

Судьи дела:

Соловьев А.Н. (судья) (подробнее)