Постановление от 25 января 2024 г. по делу № А40-171810/2023




ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


№ 09АП-83834/2023

Дело № А40-171810/23
г. Москва
25 января 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой

судей:

И.В. Бекетовой, ФИО1,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу ИП ФИО3

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2023 по делу № А40-171810/23 (20-70)

по заявлению ИП ФИО3 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)

к Департаменту экономической политики и развития города Москвы

третьи лица: 1) ИФНС России № 9 по <...>) ИФНС России № 18 по г. Москве

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя:

ФИО4 – по дов. от 28.08.2023;

от ответчика:

ФИО5 – по дов. от 19.12.2023;

от третьих лиц:

1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:


Индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее -Заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент, ДЭПиР) о признании недействительным решения от 06.07.2023 № ДПР-3-14138/23-2 об отказе в исключении объекта из списка объектов район Сокольники, улица Русаковская, д. 31, деятельность на котором осуществляется ИП ФИО3; о признании недействительным акта № 47136 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 30.06.2023.

Решением суда от 08.11.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, Объект предпринимателя должен быть исключен из Списка объектов в связи с тем, что индивидуальный предприниматель не ведет торговую деятельность с использованием указанного объекта, а осуществляет оказание услуг общественного питания как предприятие с коммерческим названием «HereVnow». Указывает, что Заявитель имеет основной ОКВЭД 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания и прочие ОКВЭД, связанные с предоставлением услуг общественного питания, а не торговли, что дополнительно свидетельствует о том, что в указанном помещении не ведется торговая деятельность.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 29.05.2023 № ДПР-311414/23 Индивидуальный предприниматель ФИО3 был уведомлен, что в отношении кофейни сети «Here’n’now», расположенной по адресу: г. Москва, р-н Сокольники, ул. Русаковская, д. 31, сведения внесены в Список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее – Список) в соответствие с Постановлением Правительства Москвы № 401-ПП от 30.06.2015 г. «О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах налогообложения торговым сбором в городе Москве» (далее – Постановление № 401-ПП).

31.05.2023 ИП ФИО3 направил обращение (жалобу) на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве по вопросу исключения из Списка на основании того, что в указанном помещении не ведется торговая деятельность, расположена кофейня. К заявлению приложен договор аренды помещения по адресу <...> с целевым назначением - Предприятие общественного питания под коммерческим обозначением «Here’n’now», приложены фотографии зала для посетителей с диванами, столами, креслами, барной стойкой. Выписка из ЕГРЮЛ о том, что с даты регистрации 04.08.2022 ИП ФИО3 имеет основной ОКВЭД 56.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, и прочие ОКВЭД, связанные с предоставлением услуг общественного питания, но не торговли.

Письмом от 06.07.2023 № ДПР-3-14138/23-2 отказано в исключении Объекта из Списка (район Сокольники, улица Русаковская, дом 31, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала).

Департаментом экономической политики и развития города Москвы составлен Акт № 47136 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 30.06.2023 года (далее – Акт). Указанный акт не был получен ИП ФИО3 ни на руки, ни по почте, копию Акта представитель департамента передал в качестве приложения к отзыву на заявление о признании недействительным ненормативного правового акта в предварительном судебном заседании.

ИП ФИО3 в настоящее время состоит в сети семи предприятий общественного питания, большинство из них, в том числе по адресу: Русаковская, 31 имеются собственные кухни для приготовления блюд, в штате повара. Все объекты имеют залы, предназначенные для размещения гостей с обслуживаем персоналом предприятия общественного питания, осуществляется приготовление напитков, приготовление и/или подогрев блюд, выпечки.

По мнению заявителя, также Межведомственной комиссией не принят во внимание факт, что в соответствие с Приложением 1 «Коммерческие условия» договора аренды № 10-22 от 30.06.2022 (с Соглашением о переуступке прав от 30.09.2022) помещение площадью 174,3 обязано осуществлять коммерческую деятельность как предприятие общественного питания под коммерческим обозначением «Here’n’now» или иное наименование, согласованное сторонами (стр. 41 договора) Меню в Помещении должно соответствовать меню, изложенному в Приложении 2.1 (стр. 45 договора).

В предлагаемом посетителям ассортименте имеется большое количество горячих блюд, приготовленных непосредственно на объекте (завтраки, салаты и закуски, паста, горячее, суп и др.). Указанные обстоятельства подтверждаются списком оборудования общественного питания на объекте, фотографиями интерьера объекта общественного питания, используемого оборудования, представленных в ассортименте блюд. Приготовление блюд осуществляется работающими в штате поварами и бариста, что подтверждается трудовыми договорами. На объект поставляются продукты и полуфабрикаты, используемые в приготовлении кулинарных изделий, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами и товарными накладными. Также осуществляется реализация покупных продуктов питания (мучных, хлебобулочных и кондитерских изделий, шоколад, напитки в упаковке). Это подтверждается договорами с ООО «Блэкберри», ИП ФИО6, ИП ФИО7 и др.

Имеется специальное барное и кухонное оборудование, что также подтверждается документами – ООО «ПрофОборудование», ИП ФИО8, ООО «Баркомплект».

Считая Решение и Акт Департамента экономической политики и развития г. Москвы не соответствующими положениям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя, поскольку деятельность ИП ФИО3 на объекте, указанном в решении, оформленном письмом от 06.07.2023 г. как «район Сокольники, улица Русаковская, дом 31, комната -; стационарный торговый объект без торгового зала» является оказанием услуг общественного питания, а не торговлей без торгового зала, ИП ФИО3 обратился с соответствующим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городе федерального значения Москве торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору установлены Законом о торговом сборе.

Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти города федерального-значения Москвы.

В силу пункта 2 статьи 418 НК РФ орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется законом города федерального значения Москвы.

В пункте 3 статьи 418 НК РФ указано, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.

Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011г. № 210-ПП" определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

В целях сбора Департаментом сведений об объектах обложения торговым сбором Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр налоговых доходов», Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости» (далее по тексту - ГБУ «МКМЦН»), Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное со сбором и направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Департамент в соответствии с регламентом, утвержденным Департаментом.

Пунктом 2.2 Порядка к числу источников сведений об объектах обложения торговым сбором отнесены, в частности:

Подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти города Москвы государственные предприятия и государственные учреждения, в том числе Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр налоговых доходов», Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости», Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (п. 2.2.3.).

В силу пункта 2.3 Порядка, обработка сведений осуществляется путем анализа и сопоставления полученной информации об объектах осуществления торговли.

Приказом Департамента от 14.06.2019 г. № 64-ПР утвержден Порядок осуществления Департаментом полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором (далее по тексту - Порядок передачи сведений).

Пунктом 2.1. Порядка передачи сведений установлено, что Объект осуществления торговли, размещенный на территории города Москвы, включается в Список объектов при одновременном соблюдении следующих условий:

2.1.1. Информация об объекте осуществления торговли получена Департаментом из источников, указанных в пунктах 2.2, 2.2 (1) Порядка, утвержденного постановлением № 401-ПП, а также в соответствии с Регламентом;

2.1.2. Полученная Департаментом информация об объекте осуществления торговли достоверна, актуальна и достаточна для составления акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.

Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее по тексту - Список объектов).

Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном Департаментом (п. 3.3. Порядка), и подлежит поддержанию в актуальном состоянии путем систематического обновления Департаментом не реже одного раза в месяц (п. 3.4. Порядка).

Во исполнение вышеназванных положений Департамент, получив от ГБУ «МКМЦН» информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту (дата получения информации о торговой деятельности на объекте -07.03.2023) с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: <...>, комн. -, в котором Заявитель осуществляет торговую деятельность (далее по тексту - Объект), включил названный Объект в Список объектов.

Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента (https://www.mos.ru/depr/) 29.05.2023, о чем Индивидуальному предпринимателю сообщено письмом от 29.05.2023 № ДПР-31-1414/23. Скриншот страницы сайта Департамента о публикации Объекта, копия письма имеются в материалах дела (том 2 стр. 19-21). При этом вид торговли, осуществляемой через Объект, был определен как «торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов».

В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанные в Списке объектов, вправе в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений об объекте осуществления торговли, включенном в Список объектов, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет направить в Департамент обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее по тексту - Обращение).

Заявитель воспользовался правом на подачу Обращения об исключении объекта из Списка, размещенном на официальном сайте Департамента.

Заявитель обратился с жалобой от 31.05.2023 вх. № ДПР-3-14138/2 по вопросу об исключении объекта осуществления торговли из Списка.

Обращение было рассмотрено на заседании МВК 29.05.2023.

По итогам рассмотрения жалобы было принято решение об отказе в исключении объекта из Списка объектов. Письмом от 06.07.2023 № ДПР-3-14138/23-2 Департамент уведомил Индивидуального предпринимателя о принятом решении.

Пунктом 5.1. Порядка предусмотрено, что Департамент при выявлении объектов обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, составляет один из актов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка. Указанные акты составляются в двух экземплярах: один для Уполномоченного органа, второй - для плательщика торгового сбора.

В качестве одного из видов актов, составляемых Департаментом, в п. 5.2 Порядка указан акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором (в случае выявления объекта обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление).

Согласно пункту 5.4. Порядка акты, указанные в пункте 5.2 настоящего Порядка, в случаях, когда в срок, указанный в пункте 4.1 настоящего Порядка, в Департамент не поступило Обращение Заявителя составляются Департаментом в срок не позднее 5 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для направления Обращения, если вопрос об исключении объектов осуществления торговли из Списка объектов не вынесен Уполномоченным органом на рассмотрение Комиссии в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Департаменте акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объект; обложения торговым сбором, вправе подать в Департамент жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Департаментом информации.

Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 г. № 402-ПП «О Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве» утверждено Положение о МВК (далее по тексту- Положение).

Согласно пункту 4.2 названного Положения, Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в пунктах 2.1.1. - 2.1.3. Положения, Комиссия принимает решения (п. 4.5 Положения).

Комиссия рассматривает, в частности, передаваемые Департаментом обращения организаций, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых внесены в Список объектов, касающиеся исключения объектов осуществления торговли из Списка объектов (п. 2.1.2. Положения), а также передаваемые Департаментом жалобы организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, касающиеся отмены акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.

В соответствии с пунктом 4.8 Положения, решения Комиссии оформляются протоколом заседания МВК, который утверждается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.

30.06.2023 Департаментом был составлен Акт от 30.06.2023 № 47136 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, который с сопроводительным письмом от 30.06.2023 № ДПР-30-2091/23 был направлен в адрес Заявителя.

Заявитель не воспользовался правом на подачу Обращения по вопросу отмены Акта №47136. Изложенное выше подтверждает, что Акт № 47136 составлен Департаментом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заявитель опровергал факт осуществления торговой деятельности на Объекте, указывая на то, что является предприятием общественного питания.

Суд первой инстанции правомерно признал доводы Индивидуального предпринимателя несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.

Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями) (пп. 1 п. 2 ст. 413 НКРФ).

Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (п. 1 ст. 2 Закона).

К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:

- Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);

- Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);

- Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).

Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объекте было установлено, что Заявитель осуществляет торговую деятельность по адресу: <...>, комн. -.

Указанный Объект с наименованием «Неre`n`now» оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.

По фотографиям, сделанным в ходе проведения сбора сведений видно, что Объект был оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей, на Объекте помимо расфасованной кулинарной продукции в заводской упаковке осуществлялась торговля прохладительными и газированными напитками, соками, листовым чаем, зерновым кофе. Данный товар был представлен на витринах также в заводской упаковке и не предназначался для употребления на месте. Также присутствовала выкладка иных товаров, в частности к продаже предлагались термосы и термокружки. Товары были готовы к продаже, снабжены ценниками, присутствовал продавец. Выкладка и демонстрация товара на Объекте по состоянию на 07.03.2023 подтверждена фотоматериалами, включенными в раздел 6 «Фотографии объекта осуществления торговли» Акта. Производство (изготовление) продукции общественного питания на объекте не осуществлялось.

В соответствии с п. 12 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 исполнитель услуги общественного питания обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать, в том числе, фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов).

Согласно п. 8.5 «ГОСТ 30390-2013. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населением. Общие технические условия» холодные блюда, закуски и напитки должны быть выставлены в порционированном виде в охлаждаемые прилавки-витрины, «салат-бары», которые пополняют продукцией по мере ее реализации в течение не более одного часа.

Согласно «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов»)

- на предприятиях (объектах) общественного питания должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, инструкции о действиях в аварийной ситуации, а также хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию потребителей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации (п. 5.6);

- предприятия (объекты) общественного питания всех типов обязаны в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип предприятия и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске и/или в других местах, удобных для ознакомления потребителей в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (п. 5.9);

- предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематическое _ направленности предприятия; предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.) (п. 5.14).

В Приложении Б.1 к ГОСТу 30389-2013 предусмотрены минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов. К числу таковых для всех предприятий общественного питания относятся наличие вывески, отдельного входа для персонала и гостей, водоснабжение (горячее, холодное), канализация. Исходя из фотографий, приложенных к Информационной карте, Объект не отвечает требованиям предприятия общественного питания: не указаны сведения о пищевой ценности продукции общественного питания, не обеспечена порционность всех реализуемых товаров, отсутствует аварийный выход, а также Объект не обеспечен водоснабжением (горячим, холодным), канализацией (отсутствует туалет).

Кроме того, Объект Заявителя не отвечает требованиям, предъявляемым к предприятиям общественного питания, содержащимся в санитарно-эпидемиологические правилах и нормах-СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 (вступившие в силу с 1 января 2021 года), а также СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001.

В соответствии с п. 3.14 СанПиН 2.3.6.1079-01 все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.

В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в целях исключения контактного микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции для посетителей и работников предприятий общественного питания должны быть оборудованы отдельные туалеты с раковинами для мытья рук. Для предприятий общественного питания, имеющих менее 25 посадочных мест, допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала с входом, изолированным от производственных и складских помещений.

Однако фотографии Объекта подтверждают, что соответствующие требования к предприятиям общественного питания на Объекте не выполнены.

Также фотографиями подтвержден факт использования Объекта для реализации уже изготовленной Заявителем вне Объекта продукцией, а, следовательно, подтверждается то обстоятельство, что изготовление (производство) продукции общественного питания на Объекте не осуществляется. Поставка продукции на объект осуществляется Заявителем в инициативном порядке без заказа потребителя услуги, товары (хлебобулочные, кондитерские изделия и пр.) продаются вне заказа по договору купли-продажи.

Производство и реализация продукции общественного питания подчиняется требованиям, определенным в Правилах оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1515, а именно:

1) Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг (п. 10 Правил)

2) Исполнитель обязан довести до сведения потребителя также следующую информацию об оказываемых услугах: перечень услуг и условия их оказания; наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания; сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (п. 9 Правил).

Однако фотографии, приобщенные к материалам дела Департаментом, подтверждают, в частности, что сведения о перечне услуг общественного питания и условия их оказания, пищевой ценности изделий, до потребителя на Объекте не доведены. Информационная доска, размещенная на кассе, ценники на изделиях, сведения о весе, потребительских свойствах реализуемой продукции не содержат.

Таким образом, представленные фотографии опровергают довод Заявителя о том, что торговая деятельность им не осуществляется, а на Объекте оказываются только услуги общественного питания.

Информация о непродовольственных товарах, ассортимент которых предлагается к продаже в сети «Неre`n`now», также содержится на официальном сайте организации.

Индивидуальный предприниматель указывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Заявитель имеет основной ОКВЭД 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания и прочие ОКВЭД, связанные с предоставлением услуг общественного питания, а не торговли, что дополнительно свидетельствует о том, что в указанном помещении не ведется торговая деятельность.

Данные доводы являются несостоятельным, поскольку требованиями действующего законодательства определено, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2). Поскольку процедура регистрации в качестве юридического лица носит заявительный характер, заявители самостоятельно решают вопрос о целесообразности выбора тех или иных кодов видов деятельности. Таким образом, несоответствие заявленных при регистрации кодов ОКВЭД фактически осуществляемым видам деятельности не влияет на обязанность Общества по уплате торгового сбора.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Заявитель также осуществлял торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала и является плательщиком торгового сбора, а Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно составил Акт от №47136 от 30.06.2023, в связи с чем заявленное требование о признании незаконным акта, а также требование о незаконности решения от 06.07.2023 № ДПР-3-14138/23-2 от отказе в исключении объекта из списка объектов обложения торговым сбором являются незаконными и необоснованными, а вследствие этого не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы отклоняются, так как основаны на неверном толковании норм права. Ссылка предпринимателя на пп.1 п.3 ст.346.43. НК РФ в данном случае несостоятельна, так как определение понятия розничной торговли, в частности не отнесение к розничной торговле реализации продуктов питания и напитков в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания применимо к патентной системе налогообложения. В данном случае не стоит вопрос применения патентной системы налогообложения.

Кроме того, в ходе осмотра установлена розничная продажа предпринимателем и непродовольственных товаров (термосов и термокружек).

Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :


решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2023 по делу № А40-171810/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: И.А. Чеботарева

Судьи: И.В. Бекетова

В.А. Яцева

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.



Суд:

9 ААС (Девятый арбитражный апелляционный суд) (подробнее)

Истцы:

Геворкян Микаэл Каренович (подробнее)

Ответчики:

Департамент экономической политики и развития города Москвы (подробнее)

Иные лица:

ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ №18 ПО Г.МОСКВЕ (подробнее)
Инспекция Федеральной налоговой службы №9 по г. Москве (подробнее)