Решение от 29 февраля 2024 г. по делу № А53-40820/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


Дело № А53-40820/23
29 февраля 2024 г.
г. Ростов-на-Дону




Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 г.

Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2024 г.


Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гречка Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону

о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

при участии:

от заявителя: предприниматель ФИО1 паспорт предъявлен, представитель ФИО2 по доверенности от 28.01.2023 года;

от департамента: представитель ФИО3 по доверенности № 59-34-2/58807 от 25.12.2022 года.

установил:


индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о признании решения об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: <...>» от 12.09.2023 №59-34-2/26553 незаконным, как не соответствующее статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязании Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону не позднее пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешение на строительство объекта «Магазин по адресу: <...>» (количество этажей – 2, общая площадь здания – 667,10 м 2).

Заявитель обеспечил явку представителя в судебное заседание, представитель приобщил к материалам дела дополнительные документы, поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо обеспечило явку представителя в судебное заседание, представитель возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующие фактические обстоятельства.

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (предприниматель, заявитель) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:44:0060505:25, площадью 732 м2 , расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: «Бытовое обслуживание; Деловое управление; Магазины; Банковская и страховая деятельность; Общественное питание; Служебные гаражи; Благоустройство территории».

Право собственности предпринимателя на здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) 06.10.2014 (выписка из ЕГРН от 29.03.2023) на основании Договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 30.09.2014. На земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (ПЗЗ) земельный участок с кадастровым номером 61:44:0060505:25 расположен в территориальной зоне реформирования жилой застройки «ЗР-4/2/32». Градостроительный регламент данной территориальной зоны предусматривает в качестве основных видов разрешённого использования размещение, в том числе: объектов делового управления, магазинов торговой площадью до 5000 м2, объектов банковской и страховой деятельности, объектов общественного питания, гостиничного обслуживания.

С целью освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением, разрешённым использованием и требованиями градостроительного регламента в период с 2020 по 2023 годы заявителем были получены необходимые документы и материалы для подготовки проектной документации по строительству на земельном участке объекта капитального строительства торгового назначения.

В частности, предпринимателем были получены следующие исходно-разрешительные документы:

- градостроительный план земельного участка от 29 сентября 2020 года №РФ-61-3- 10-0-00-2020-1760;

- градостроительный план земельного участка от 10 июня 2022 года №РФ-61-3-10-0- 00-2022-1065;

- технический отчёт по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации 3667-2020-ИГДИ, выполненный ООО «Ростовское многопрофильное предприятие «Гео ПЭН»;

- заключение о бурении двух скважин на объекте: «г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, просп. Стачки, 88» для разработки проектной документации №88-2020, выполненное ООО «Ростовское многопрофильное предприятие «Гео ПЭН»;

- технический отчёт по определению координат точек в системе П3-90.02 в системах координат аэродромов и определение абсолютной высоты объекта №176/20, выполненный ООО «Гео Плюс»;

- заключение войсковой части 41497 от 31.01.2023 по согласованию размещения и высоты объекта капитального строительства «Магазин» по адресу: г. Ростов-на-Дону, Железнодорожный район, просп. Стачки, 88;

- технические условия ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» на подключение (техническое присоединение) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения №00-61-37597 от 19.01.2023;

- договор от 19.01.2023 №00-61-13576 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения (ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»);

- технические условия АО «Ростовводоканал» водоснабжения и канализования объекта №3497 от 04.12.2020;

- технические условия АО «Донэнерго» РГЭС для присоединения к электрическим сетям №1666/20/РГЭС/ЗРЭС(6.07.172) от 04.02.2021;

- договор от 04.02.2021 №1666/20/РГЭС/ЗРЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (АО «Донэнерго»);

- технические условия на представление комплекса услуг связи ИП ФИО4;

- технические условия (ТУ) Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону (департамент АД и ОДД) от 08.08.2022 №132/22/178 на организацию (устройство) парковки (парковочных мест) по адресу: <...>;

- технические условия (ТУ) Департамента АД и ОДД от 03.07.2023 №132/23/157 на переустройство присоединения к автомобильной дороге;

На основании указанных документов по заданию предпринимателя проектной организацией ООО «Гранд Бизнес» (член саморегулируемой организации Ассоциация «Гильдия проектных организаций южного округа» СРО-П-039-30102009) подготовлена проектная документация для строительства объекта капитального строительства – «Магазин по адресу: <...>».

07 сентября 2023 года заявитель обратился с заявлением в департамент для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: <...>» (количество этажей – 2, общая площадь здания – 667,10 м 2). Заявление подано через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону».

Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - Департамент), рассмотрев представленные заявителем документы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: <...>» (количество этажей - 2, общая площадь здания - 667,10 кв.м), установил, что представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:

1. Технические условия на присоединение (примыкание) к дороге общего пользования и на устройство парковочных мест Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону не являются разрешительным документом на использование земельного участка в целях устройства парковочных мест и примыкания, а также отсутствует согласование балансодержателей сетей в месте устройства парковки.

2. В проектной документации, в том числе п. «л» раздела марки КР, отсутствуют сведения о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений в связи с размещением внутри проектируемого объекта помещения парковки на 6 машиномест.

3. Сведения в части использования зависимых машиномест в проектной документации представлены не в полном объеме.

4. В текстовой части раздела «Проект организации строительства» отсутствует информация о мониторинге существующих объектов, расположенных в непосредственной близости к новому строительству.

Принимая во внимание обозначенные выше обстоятельства, Департамент в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вынес отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства от 12.09.2023 г. №59-34-2/26553.

Не согласившись с вынесенным решением индивидуальный предприниматель ФИО1, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу приведенных норм для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Исходя из ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 40, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности. Следовательно, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в его выдаче уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий. В связи с этим реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Выдача разрешения на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности органами местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

При решении вопроса о выдаче разрешения на строительство необходимо установить: соответствие проектной документации правилам землепользования и застройки, которые содержат градостроительные регламенты, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Таким образом, полномочия Департамента при оказании данной муниципальной услуги носят конкретно-определенный характер, а отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть надлежащим образом мотивирован.

Как следует из материалов дела, 07 сентября 2023 года заявитель обратился с заявлением в департамент для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства «Магазин по адресу: <...>» (количество этажей – 2, общая площадь здания – 667,10 м 2). Строительство объекта капитального строительства предусмотрено в границах земельного участка с кадастровым номером 61:44:0060505:25, площадью 732 м2, принадлежащего заявителю на праве собственности.

Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, рассмотрев представленные заявителем документы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, установил, что представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:

1. Технические условия на присоединение (примыкание) к дороге общего пользования и на устройство парковочных мест Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону не являются разрешительным документом на использование земельного участка в целях устройства парковочных мест и примыкания, а также отсутствует согласование балансодержателей сетей в месте устройства парковки.

2. В проектной документации, в том числе п. «л» раздела марки КР, отсутствуют сведения о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений в связи с размещением внутри проектируемого объекта помещения парковки на 6 машиномест.

3. Сведения в части использования зависимых машиномест в проектной документации представлены не в полном объеме.

4. В текстовой части раздела «Проект организации строительства» отсутствует информация о мониторинге существующих объектов, расположенных в непосредственной близости к новому строительству.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, предприниматель указал на незаконность вынесенного отказа, поскольку основания, положенные в его основу, являются беспредметными, не соответствуют действительности и противоречат нормам права.

Относительно приведенных предпринимателем доводов Департаментом представлены пояснения о том, что в принятом решении указано на необходимость получения разрешения надлежащих органов в целях исключения повреждения коммуникаций в процессе строительства, указание в проекте на мероприятия по снижению загазованности помещений, установку знаков и маркировки для перемещения автомобилей, оценку воздействия строительства на окружающие здания и сооружения.

Исследовав материалы дела, выслушав позицию сторон, доводы предпринимателя признаются судом обоснованными, заслуживающими внимания и свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом доводы заинтересованного лица являются несостоятельными.

Рассмотрев обжалуемое решение от 12.09.2023 г. №59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, суд установил, что оспариваемое решение не содержит ссылки на то, в чем выразилось нарушение норм действующего законодательства с указанием соответствующих норм права.

По первому пункту, указанному Департаментом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, судом установлено следующее.

08 августа 2022 года Департаментом автомобильных дорог предпринимателю выданы технические условия (ТУ) №132/22/178 на организацию парковки (парковочных мест) по адресу: <...>. Письмом от 10 августа 2023 года срок действия ТУ №132/22/178 продлён на один год – до 05.08.2024.

Также 03 июля 2023 года Департаментом автомобильных дорог предпринимателю выданы технические условия (ТУ) №132/23/157 на переустройство присоединения (примыкания) к автомобильной дороге общего пользования местного значения по проспекту Стачки от земельного участка КН 61:44:0060505:25, расположенного по адресу: <...>.

10 августа 2023 года Департаментом автомобильных дорог согласована Схема организации парковки и примыкания по пр. Стачки в створе земельного участка №88 в соответствии с техническими условиями.

Предпринимателем получено письмо Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону от 04 августа 2023 года о согласовании размещения парковки в соответствии с представленной схемой и необходимостью заключения договора о благоустройстве после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта на земельном участке, принадлежащем заявителю. С учётом позиции департамента о необходимости согласования представленной для получения разрешения на строительство проектной документации с балансодержателями инженерных сетей, находящихся на территории общего пользования (тротуарной и газонной части проспекта Стачки), предприниматель повторно обратился в администрацию Железнодорожного района города Ростова-на-Дону за разъяснением порядка согласования работ по организации парковочных мест и примыканию к автомобильной дороге общего пользования.

По результату рассмотрения обращения администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону направила предпринимателю ответ от 15.02.2024 №59.22.03/82. Как видно из представленных документов, организация присоединения (примыкания) земельного участка, принадлежащего на право собственности предпринимателю, к автомобильной дороге и устройство парковочных мест предусмотрено на территории общего пользования – тротуарной части проспекта Стачки.

Согласно информации, содержащейся в технических условиях Департамента автомобильных дорог, данные ТУ не являются документом на использование земельного участка общего пользования.

Для проведения работ, предусмотренных ТУ и согласованной Департаментом автомобильных дорог Схемой организации парковки и примыкания по пр. Стачки в створе земельного участка №88 заказчику необходимо получить в администрации Железнодорожного района согласование на размещение данных объектов и оформить договор о благоустройстве прилегающей территории в соответствии с Постановлением Администрации города №1007 от 02.11.2015 «Об утверждении порядка заключения и форм договоров об уборке (благоустройстве) прилегающих территорий» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1.3 Порядка, субъектом договора о благоустройстве прилегающей территории могут быть собственники или владельцы следующих объектов: индивидуальные и многоквартирные жилые дома; нежилые помещения в жилых домах; строительные площадки; обособленно расположенные нежилые здания и сооружения (комплексы зданий и сооружений, расположенные в границах единого земельного участка), в том числе используемые для размещения организаций в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения; нестационарные объекты торговли, сферы услуг и бытового обслуживания населения и иные нестационарные и временные объекты благоустройства.

Таким образом, для заключения договора о благоустройстве необходимо наличие на земельном участке объекта капитального строительства или наличие у собственника земельного участка действующего разрешения на строительство такого объекта, позволяющего вести строительные работы в границах своего участка с организацией строительной площадки на территории общего пользования.

Пунктом 3.2. Порядка установлено, что к заявлению на имя главы администрации района города Ростова-на-Дону, прилагается комплект документов, включающий: 1) документы, подтверждающие право собственности или иное право заявителя на объект, к которому планируется закрепление прилегающей территории; 2) топографическую съемку и чертеж границ прилегающей территории; 3) проект благоустройства, дендропроект (в случае, если предполагается создание, реконструкция или снос зеленых насаждений) или дизайн-проект; 4) исполнительные чертежи и схемы, 3D-визуализацию проектных предложений; 5) спецификацию используемых материалов, элементов благоустройства, малых архитектурных форм; 6) информацию о сроках выполнения работ по благоустройству и их стоимости; 7) документы, подтверждающие согласие собственников газо-, водо-, электро-, теплосетей и иных инженерных сетей на выполнение работ, предусмотренных проектом благоустройства, в случае нахождения указанных сетей (включая охранные зоны и зоны эксплуатационной ответственности) на территории, подлежащей благоустройству.

Таким образом, необходимость согласования выполнения работ по устройству парковочных мест и организации примыкания к автомобильной дороге, в том числе с балансодержателями инженерных сетей, находящихся в зоне проведения работ, определяется проектом благоустройства, дендропроектом (в случае, если проектным предложением предполагается создание, реконструкция или снос зеленых насаждений) или дизайнпроектом, который разрабатывается и согласовывается в администрации Железнодорожного района при заключении договора о благоустройстве территории (раздел 3 Порядка).

Как следует из письма администрации района от 15.02.2024 и положений, закреплённых Порядком, обращение в администрацию района за согласованием выполнения работ по организации парковок и примыкания к автомобильной дороге, предусмотренных ТУ Департамента автомобильных дорог, возможно только после завершения строительства объекта капитального строительства на земельном участке предпринимателя.

Доводы Департамента о необходимости согласования балансодержателей сетей в месте устройства парковки примыкающей автомобильной дороге, суд считает незаконными и необоснованными, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма права, согласно которой требуется согласование с сетевой организацией, а перечень случаев отказа в выдаче разрешения на строительство, содержащийся в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. Судом также учтено, что указанные парковочные места предполагаются на земельном участке не имеющем отношение к заявителю, прав на земельный участком предприниматель не имеет и не может иметь.

При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, обустройство парковок не находится в пределах охранных зон сетей и не имеет каких либо иных ограничений.

Также суд обращает внимание, что обустройство парковое не является строительством объекта, что в принципе исключает необходимость такого согласования.

По второму пункту, указанному Департаментом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, судом установлено следующее.

Порядок подготовки проектной документации, требования к её содержанию установлены в ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).

В соответствии с частью 2 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно (ч. 2.1 ст. 48 ГрК РФ).

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).

Утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, как следует из пункта 1 Положения, устанавливает состав разделов проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, и требования к содержанию разделов такой проектной документации для строительства, реконструкции, 6 капитального ремонта различных видов объектов капитального строительства (включая линейные объекты), в том числе состав разделов проектной документации и требования к содержанию разделов такой проектной документации на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Из указанных положений следует, что в отношении проектной документации, не подлежащей экспертизе, её конкретный состав определяется автором проекта самостоятельно, исходя из задания застройщика и особенностей того или иного объекта.

Указание департамента на отсутствие в проекте необходимых сведений в данном случае противоречит содержанию представленной для получения разрешения документации.

В текстовой части раздела «Конструктивные и объёмно-планировочные решения» (шифр сшива 46/2020-КР) на странице 2 приведено содержание раздела, в котором, в том числе, указан подраздел «л») Обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих: - соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций; - снижение шума и вибраций; - гидроизоляцию и пароизоляцию помещений; - снижение загазованности помещений; - удаление избытков тепла; - соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений; - соблюдение санитарно-гигиенических условий; - пожарную безопасность; - соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Из текста подраздела «л» раздела «Конструктивные и объёмно-планировочные решения» (лист 26 раздела 4 Том 4 46/20-КР) следует, что «мероприятия по защите строительных конструкций от коррозии и воздействия природной среды предусмотрены в соответствии с требованиями СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85». Газовая среда в проектируемом здании не агрессивна, поэтому защита строительных конструкций предусмотрена только от атмосферных воздействий путем нанесения защитно-декоративных покрытий на строительные конструкции: поверхности стальных конструкций подлежат окраске пентафталевыми эмалями ПФ-133 (ГОСТ 926-82) в 2 слоя по слою грунтовки ПФ-020. Допускается применение других лакокрасочных материалов в соответствии с требованиями СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11- 85»; закладные детали, недоступные для осмотра, подлежат оштукатуриванию цементнопесчаным раствором по стальной сетке…».

Таким образом, указание в оспариваемом отказе на отсутствие в проектной документации сведений о предусмотренных мероприятиях по снижению загазованности помещений является неверным.

По третьему пункту, указанному Департаментом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, судом установлено следующее.

Поскольку проектируемая на первом этаже здания магазина парковка не является местом общего пользования, машиноместа в ней не предназначены для продажи отдельно третьим лицам и, как следует из проекта, используются исключительно для размещения транспорта персонала и посетителей магазина (в отличие, например, от открытой парковки на прилегающей территории), то порядок и режим использования данных «зависимых» машиномест будет определяться собственником здания (заявителем) самостоятельно. Кроме того, указание в отказе на «неполноту» сведений противоречит закону, так как не позволяет заявителю установить, в чём конкретно заключается нарушение или несоответствие представленного документа требованиям закона.

Доказательств того, что размещение транспортных средств не возможно не представлено. Направление движения транспортных средств может быть проверена на стадии ввода объекта в эксплуатацию или приемке его специальными службами по окончанию строительства.

По четвертому пункту, указанному Департаментом в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительства, судом установлено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе раздела проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение о составе раздела проектной документации).

Подпунктом "ф" пункта 23 данного Положения установлен перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений.

В проекте организации строительства (Раздел 5. Шифр 46/20-ПОС), представленном заявителем в департамент для получения разрешения на строительство, в отношении мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений, указано следующее (стр. 51-52, подраздел «ф»). Принятая технология строительно-монтажных работ при возведении объекта не оказывает негативное влияние на близлежащие здания и сооружения, расположенные в непосредственной близости от объекта, в связи с этим не требуется проведения мониторинга за состоянием в виде обустройства геодезической системы наблюдений за осадкой и креном, периодическое освидетельствование фундаментов и несущих конструкций зданий (сооружений).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (в действующей редакции) не указано конкретное содержание подраздела «ф», в том числе требования к описанию перечня мероприятий по мониторингу, или обоснованию отсутствия необходимости в мониторинге.

Согласно разделу 4 Положения о составе раздела проектной документации "Конструктивные и объемно-планировочные решения" в процессе производства работ по устройству свайных фундаментов необходимо вести постоянный контроль за состоянием зданий, находящихся в непосредственной близости от площади строительства.

Вместе с тем, проектное решение заявителя обусловлено тем, что при строительстве объекта, в частности при проведении земляных работ, устройстве основания здания, не предусмотрены работы, которые могут повлиять на состояние объектов на соседних участках.

Предприниматель не осуществляет строительство путем устройства свайных фундаментов.

Проектом не предусмотрено рытьё котлована (глубина заложения плиты основания составляет не более 40 см.), также не предусмотрены буровые, буронабивные и иные виды работ, воздействующие на грунт.

Кроме того, заявителем до начала разработки проекта получены согласия смежных землевладельцев и собственников объектов недвижимости соседних участков на строительство объекта.

Характеристика фундамента здания указана на листе 8, 10 Пояснительной записки раздела 4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения (46/20-КР.ПЗ): «фундамент здания – сплошная монолитная железобетонная плита толщиной 400 мм), что соответствует глубине 0,4 м.

С учётом толщины подготовки под подошвой плиты толщиной 100 мм (абзац 3 л. 10 46/20-КР.ПЗ) общая глубина заложения фундамента составляет 0,5 м (50 см).

Аналогичная информация содержится на листе 10 раздела 46/20-КР (графическая часть раздела 4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения) Таким образом, предусматриваемые при строительстве земляные работы не предусматривают копание котлована ниже отметки 0,5 м, вопреки доводам представителя департамента о том, что земляные работы осуществляются на глубину 5 метров.

Глубину котлована при строительстве объекта определяет непосредственно лицо, осуществляющее строительство, с учётом сведений о глубине залегания основания здания и отдельных его конструкций. Действующим законодательством не предусмотрено указание в ПОСе сведений о глубине котлована.

Доводы Департамента о том, что основным механизмом для выполнения земляных работ указан экскаватор, суд считает не свидетельствующим о том, что предусматривается рытье котлована. Характеристики экскаватора не свидетельствуют о размере глубины котлована.

С учетом соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов собственник земельного участка вправе возводить строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит содержится в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в частях 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.

Указанные Департаментом основания отказа в выдаче разрешения на строительство не соответствуют требованиям ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Департамент вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал законность оснований, положенный в основу принятого отказа в выдаче разрешения на строительство.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что принятый Департаментом отказ в выдаче разрешения на строительство от 12.09.2023 №59-34-2/26553, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Уполномоченный орган неправомерно отказал в выдаче разрешения на строительство, что повлекло нарушение прав предпринимателя, следовательно, в рассматриваемом случае имеется совокупность условий для признания недействительным решения Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.09.2023 № 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Поскольку Департаментом не приведено ни одного доказательства соответствия оспариваемого отказа требованиям законодательства (ст. 51 ГрК РФ), указанные в оспариваемом отказе основания для отказа в выдаче разрешения на строительство не соответствуют закону.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.09.2023 № 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.09.2023 № 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает какие-либо препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, требование предпринимателя о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.09.2023 № 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Кодекса в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.

Суд считает, что суд не может замещать органы власти, а судебное решение подменять предусмотренные законом административные процедуры, следовательно, заявленные обществом правовосстановительные меры в виде обязания департамента выдать разрешение на строительство не могут быть применены судом в рассматриваемой ситуации.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, принимая во внимание, что суд не вправе подменять собой административный орган и его решения, суд считает, что в данном случае подлежит применению правовосстановительная мера в виде обязания Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о выдаче разрешения на строительство от 07.09.2023 года на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с принятием соответствующего решения, в срок установленный законом.

Данная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике по такой категории споров, в частности, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.07.2020 по делу № А32-51147/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2023 по делу № А53-13469/2022, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2023 по делу № А53-38329/2022.

Удовлетворение требования предпринимателя об обязании департамента выдать разрешение на строительство спорного объекта в сложившейся ситуации противоречило бы положениям действующего законодательства.

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2019 по делу № А53-18178/2018.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в суд с настоящим иском истец оплатил государственную пошлину в размере 300 руб., что подтверждается платежным поручением №229 от 31.10.2023 года.

На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по государственной пошлине, понесенные истцом в размере 300 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд



Р Е Ш И Л:


Признать недействительным решение Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону от 12.09.2023 № 59-34-2/26553 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о выдаче разрешения на строительство от 07.09.2023 года

Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.


Судья Парамонова А. В.



Суд:

АС Ростовской области (подробнее)

Истцы:

Конкин Сергей Петрович (ИНН: 616803507306) (подробнее)

Ответчики:

ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ (ИНН: 6164045474) (подробнее)

Судьи дела:

Парамонова А.В. (судья) (подробнее)