Решение от 11 мая 2023 г. по делу № А43-8103/2023

Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области) - Административное
Суть спора: об оспаривании решений антимонопольных органов о привлечении к административной ответственности



9064/2023-79817(4)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-8103/2023

г. Нижний Новгород 11 мая 2023 года

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2023 года Решение в полном объеме изготовлено 11 мая 2023 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (шифр 56-136), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Нижний Новгород», г.Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления от 14.03.2023 № 052/04/9.21-252/2023, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,

при участии представителей сторон: от заявителя: ФИО2 (доверенность от 01.02.2023,), от УФАС по Нижегородской области: ФИО3 (доверенность от 04.07.2022), от третьего лица: не явился, извещен,

установил:


в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2023 № 052/04/9.21-252/2023, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 300 000 рублей, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - УФАС по Нижегородской области, антимонопольный орган).

В обоснование заявленного требования общество ссылается на отсутствие своей вины в совершении вмененного нарушения, поскольку обществом предпринимались все необходимые меры для подключения объекта ФИО4 Нарушение срока подключения обусловлено действиями третьих лиц.

Одновременно заявитель просит рассмотреть вопрос о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ и признать выявленное нарушение малозначительным.

Подробно позиция общества изложена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

Представитель УФАС по Нижегородской области не согласен с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вина общества установлена и подтверждается материалами дела.

Подробно доводы УФАС Нижегородской области изложены в отзыве на заявление и поддержаны представителем в судебном заседании.

ФИО4, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление в соответствии с которым поддержал позицию антимонопольного органа, а также заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.


Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ФИО4 на действия ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее – общество, газораспределительная организация, в настоящее время ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"), выразившиеся в уклонении от осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, к сети газораспределения.

В результате рассмотрения указанного обращения антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.

28.05.2022 между ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» и ФИО4 (далее - Заявитель) заключен договор № О-4-0434С/2022/ДГ/ВВ о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, к сети газораспределения.

В соответствии с пунктом 3 Договора о подключении срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) составляет 185 дней, то есть до 29.11.2022.

Однако по истечении указанного срока мероприятия по технологическому присоединению (подключению) к сети газораспределения объекта заявителя не исполнены.

Установив факт привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ на основании постановления УФАС по Нижегородской области по делу об административном правонарушении № 052/04/9.21-3527/2021 в период с 24.06.2022 по 24.06.2023, антимонопольный орган, усмотрев в деянии общества признаки состава административного правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (уведомление от 23.01.2023 № СК/1141/23, реестр отправлений от 23.01.2023), 08.02.2023 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении № 052/04/9.21-252/2023.

14.03.2023 антимонопольный орган в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (определение от 21.02.2023 № СК/3463/23, реестр отправлений от 21.02.2023), рассмотрел дело об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление. Согласно постановлению общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере 300 000рублей.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении антимонопольным органом не допущено, что заявителем не оспаривается.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.


Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 30.04.2021 № 1152-р запланировано введение института «единого оператора газификации».

Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2021 № 2000-р (далее -распоряжение) единым оператором газификации определено ООО «Газпром газификация» с перечнем федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации. Согласно указанному перечню единый оператор газификации действует, в том числе, на территории Нижегородской области (распоряжение вступило в силу с 20.07.2021 и утратило силу с 15.12.2021, в связи с изданием распоряжения от 15.12.2021 № 3603р).

В соответствии с пунктом 8 поручения Президента Российской Федерации от 02.05.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом "Газпром" и иными газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

В Нижегородской области ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», является уполномоченным по доверенности ООО «Газпром газификация», в том числе, на совершение действий по приему, обработке заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе в рамках догазификации.

В целях организации процесса подключения (технологического присоединения) домовладений, находящихся в газифицированных населенных пунктах, к сетям газораспределения без привлечения средств граждан Обществом с 26.07.2021 организован приём предварительных заявок о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - заявка о догазификации). Заявки о догазификации принимаются посредством личного обращения граждан в подразделения Общества, на сайте компании lk.oblgaznnov.ru. в администрации по месту жительства, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (МФЦ), с помощью официального портала Единого оператора газификации connectgas.ru (далее - Портал ЕОГ), портала государственных услуг России gosuslugi.ni и по итогу консолидируются на Портале ЕОГ.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержден Правилами № 1547, которые вступили в законную силу 18.10.2021 (далее - Правила № 1547).

По смыслу пункта 10 Правил № 1547 заявитель вправе представлять заявку о подключении исполнителю в офисе исполнителя, либо через личный кабинет заявителя, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), либо через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее -региональный портал) при наличии технической возможности приема соответствующих заявок, либо письмом, направляемым в адрес исполнителя.

Единый оператор газификации, региональный оператор газификации и исполнитель обязаны обеспечить принятие в электронном виде заявок о подключении и прилагаемых документов от заявителей.


Региональный оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации заявки о подключении направляет заявителю уведомление о принятии в работу указанной заявки посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте регионального оператора газификации, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения (за исключением случая, когда исполнителем является региональный оператор газификации).

Согласно пункту 61 Правил № 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем (кроме случая, указанного в пункте 12 настоящих Правил), а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем (кроме случая, указанного в пункте 90 настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 119 Правил № 1547 в целях подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 7 (далее - заявка о догазификации).

Согласно пункту 121 Правил № 1547 (в редакции, действующей в спорный период) срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела определяется программой газификации, содержащей мероприятия по строительству и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем, в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем

Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяемый программой газификации, не может выходить за пределы 2022 года, за исключением случаев, когда:

для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем;

для подключения домовладений, расположенных в населенных пунктах, в которых газораспределительные сети будут проложены после 1 января 2022 г.;

для подключения домовладений требуется осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) со сроком, определенным в соответствии с пунктом 122 настоящих Правил, выходящим за пределы 2022 года.

В соответствии с пунктом 122 Правил № 1547 в случае отсутствия в программе газификации домовладения заявителя срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в рамках настоящего раздела не может превышать:

30 дней - в случае, если газораспределительная сеть проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, или отсутствует необходимость строительства газораспределительной сети до границ земельного участка;

100 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью до 30 метров;

135 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 30 до 200 метров;

200 дней - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью от 200 до 500 метров;

один год - в случае, если мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до границ земельного участка заявителя газопроводов, протяженностью свыше 500 метров.

Срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) продлевается не более чем на 70 дней (200 дней - для случаев, для которых настоящим пунктом


предусмотрено продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на 200 дней).

В случае если указанные в абзацах восьмом - двенадцатом настоящего пункта обстоятельства стали известны при разработке проектной документации на сеть газораспределения, подписывается дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с пунктом 123 Правил № 1547 для случаев, указанных в пункте 121 настоящих Правил, в договоре в рамках догазификации указывается срок, определяемый указанным в программе газификации наибольшим сроком окончания строительства и (или) реконструкции газораспределительных сетей и (или) газотранспортных систем (в том числе для случаев, когда для подключения требуется ликвидация дефицита пропускной способности газораспределительных и (или) газотранспортных систем) и сроком, необходимым для строительства газораспределительной сети до границы земельного участка заявителя, определяемым в порядке, установленном пунктом 122 настоящих Правил.

При этом согласно пункту 58 Правил № 1547 в случае если мероприятия по подключению (технологическому присоединению), выполняемые заявителем, не могут быть осуществлены в срок, предусмотренный заключенным договором о подключении, срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) может быть продлен по инициативе заявителя (за исключением случая установления срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в соответствии с пунктом 57 настоящих Правил).

Для продления указанного срока заявитель не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, направляет исполнителю письменное предложение о внесении изменений в договор о подключении, предусматривающее продление срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).

Как следует из материалов дела, 28.05.2022 между ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» и ФИО4 заключен договор № О-4-0434С/2022/ДГ/ВВ о подключении (технологическом присоединение) объекта, расположенного по адресу: <...>, к сети газораспределения в рамках догазификации.

Пунктом 3 договора установлено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 185 дней, то есть до 29.11.2022.

Как следует из материалов дела, заявка на подключение подана заявителем 19.04.2022.

На указанную дату и на дату подготовки технических условий 06.05.2022 домовладение потребителя не было включено в Региональную программу газификации.

Согласно полученным потребителем техническим условиям от 06.05.2022 протяженность проектируемого газопровода составляет 65 м, точка подключения – на границе земельного участка.

Следовательно, в соответствии с пунктом 122 Правил № 1547 срок подключения не мог превышать 135 дней, то есть до 20.09.2022.

Однако в нарушение указанного пункта Правил при составлении технических условий срок мероприятий по подключению определен обществом в количестве 185 дней.

Согласно пояснениям общества увеличение срока подключению на 50 дней было обусловлено выявленной необходимостью оформления публичного сервитута для строительства газопроводов на земельных участках, находящихся в частной собственности.

Однако указанные обществом обстоятельства не соответствуют требованиям Правил № 1547, согласно которым в случае необходимости увеличения срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) на стадии разработки проектной документации на сеть газораспределения, обществом должно быть подписано дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению).


Вместе с тем, обществом в договоре изначально установлен срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа 185 дней, нарушающий положения абзаца 14 пункта 122 Правил № 1547, которым предусмотрено требование о подписании дополнительное соглашение к договору в рамках догазификации об изменении срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) в случае если указанные в абзацах восьмом - двенадцатом пункта 122 Правил № 1547 обстоятельства стали известны при разработке проектной документации на сеть газораспределения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2022 № 354 «О внесении изменений «О внесении изменений в региональную программу газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Нижегородской области на 2022-2023 годы, утвержденную Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2021 № 1247» объект газификации - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, включен в региональную программу газификации.

Однако, принимая во внимание, что пунктом 3 Договора установлен срок 185 дней, технологическое присоединение объекта ФИО4 к сети газораспределения должно было быть осуществлено не позднее 29.11.2022.

Вместе с этим из пояснений общества следует, что с целью исполнения обязательств по договору 09.06.2022 письмом № ЕЖ-0736-02/6951 объект передан в подрядную организацию ООО «Еврогаз» на выполнение проектно-изыскательских работ.

07.11.2022 обществом согласован проект до границ участка заявителя.

28.11.2022 актом приема-передачи технической документации № 115/3 от 28.11.2022 объект передан на землеустроительные работы в подрядную организацию ООО «ЭМ-ЭМ- ТИ РУС».

08.12.2022 обществом согласована проектная документация по прокладке газопровода в границах земельного участка

Обществом подготовлено дополнительное соглашение к договору № О-40434С/2022/ДГ/ВВ о продлении сроков выполнения мероприятий до 31.12.2022. Однако, подписанное со стороны ФИО4 данное соглашение в адрес газораспределительной организации не поступило.

По истечении срока, указанного в пункте 3 договора о подключении № О-40434С/2022/ДГ/ВВ, мероприятия по технологическому присоединению (подключению) к сети газораспределения объекта заявителя, расположенного по адресу: <...>, не исполнены.

Письмом от 02.03.2023 № АВ-0726/01-05/3488 ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» сообщило об исполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) до границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>, а также представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 22.02.2023.

В связи с вышеизложенным позиция административного органа о нарушении обществом пункта 122 Правил № 1547 является обоснованной.

Довод общества о необходимости увеличения срока выполнения мероприятий по договору о подключении на 200 дней является необоснованным, поскольку обществом в соответствии с пунктом 58 Правил № 1547 мер к продлению не предпринято (доказательства обратного в материалы дела не представлены).

Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил № 1547, за нарушение которых предусмотрена ответственность статьей 9.21 КоАП РФ, представлено не было.

Представленное дополнительное соглашение № 1 к договору № О-4-0434С/2022/ДГ/ВВ содержащим положения об изменении срока подключения до 31.12.2022 судом не принимается, поскольку указанное дополнительное соглашение не подписано сторонами и не содержит дату его оформления.

Довод заявителя о том, что к нарушению сроков выполнения обязательств привели действия третьих лиц, подлежит отклонению, поскольку Общество, являясь субъектом


предпринимательской деятельности, несет риск возникших в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный с выбором контрагентов.

При этом в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств принятия своевременных мер, направленных на соблюдение установленного договором срока подключения.

Как следует из материалов дела, действия, направленные на исполнение обязательств по договору (и инициирование изыскательских работ, и переписка с основным абонентом) обществом предприняты после установленного срока, равно как и меры по продлению такого срока.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 КоАП РФ разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, вопреки позиции заявителя, доказательств, подтверждающих, что заявителем предприняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу указанной правовой нормы общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, несет риск возникающих в связи с этой деятельностью последствий, в том числе и риск, связанный со сроками согласования и выполнения строительно-монтажных работ.

При изложенных обстоятельствах, учитывая установленный Правилами № 1547 значительный для осуществления технологического присоединения срок, суд приходит к выводу, что общество имело возможность для соблюдения требований действующего


законодательства и могло не допустить нарушение сроков технологического присоединения к сети газораспределения, установленного Правилами № 1547, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении.

Согласно статье 4.6 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В данном случае административным органом установлено, что ранее общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Установленное в рамках настоящего административного дела правонарушение совершено в период времени, когда общество считалось подвергнутым административному наказанию на основании постановления антимонопольного органа по делу № 052/04/9.21-3527/2021 (период с 24.06.2022 по 24.06.2023).

Учитывая изложенное, действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по административному делу, повлекших негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным судом не усматривается в силу следующих обстоятельств.

На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Следовательно, совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, устранение нарушения являются смягчающими ответственность обстоятельствами, но не освобождают заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны


установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа по трубопроводам и оказанию услуг по технологическому присоединению, Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Между тем доказательств, подтверждающих, что газораспределительная организация предприняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

В рассматриваемом случае исключительные обстоятельства для признания допущенного заявителем правонарушения малозначительным отсутствуют, поскольку допущенное нарушение повлекло нарушение прав и законных интересов потребителя на своевременное технологическое подключение принадлежащего ему объекта к сетям газораспределения. При этом нарушение срока технологического подключения явилось значительным.

Доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения вмененного общество в нарушение требования части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела.

В связи с этим суд полагает, что при вынесении оспариваемого постановления антимонопольный орган правомерно не усмотрел оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.

Правовые основания для переоценки степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного заявителю административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае не имеется, поскольку материалы дела не содержат доказательств отнесения Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Более того, объективная сторона вменяемого административного правонарушения (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.21 КоАП РФ) исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение, которое возможно только в случае совершения административного правонарушения впервые (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).

Наказание назначено Обществу в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в размере 300 000 рублей, что свидетельствует о фактически учтенных антимонопольным органом обстоятельствах по делу, а также применении Управлением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Обществом не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств совершения вмененного правонарушения, а также доказательства невозможности уплаты штрафа, предусмотренного санкцией статьи, в силу имущественного и финансового положения.

При этом суд отмечает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, в соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ общество имеет право обратиться в антимонопольный орган с заявлением о предоставлении отсрочки, либо рассрочки исполнения постановления.


На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления антимонопольного органа о назначении административного наказания, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


в удовлетворении заявленного требования заявителю – обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня принятия решения.

Текст решения будет направлен участникам процесса посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Судья Е.И. Вершинина

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России Дата 28.03.2023 8:33:00

Кому выдана Вершинина Екатерина Игоревна



Суд:

АС Нижегородской области (подробнее)

Истцы:

ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (подробнее)
ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (подробнее)

Ответчики:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (подробнее)

Судьи дела:

Вершинина Е.И. (судья) (подробнее)