Решение от 15 января 2020 г. по делу № А40-184249/2018





Р Е Ш Е Н И Е


Именем Российской Федерации

Дело № А40-184249/18-79-2026
15 января 2020 г.
г. Москва




Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 15 января 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Дранко Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жанабергеновой В.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «СЭЙДЖ»

к Московской областной таможне

о признании недействительным решения, оформленного письмом № 17-20/20541 от 21.05.2018, об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 268 916 руб. 01 коп., внесенного по ДТ № 10130174/021116/0010683, обязании МОТ возвратить ЗАО "СЭЙДЖ" излишне уплаченный НДС в размере 268 916 руб. 01 коп., внесенного по ДТ № 10130174/021116/0010683

при участии:от заявителя: не явка

от заинтересованного лица: Волков В.В. (дов. 03-30/278 от 02.12.2019 г.), Мискарян М.М,(дов. 03-30/153 от 08.04.2019 г.)

УСТАНОВИЛ:


ЗАО «СЭЙДЖ» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительным решения, оформленного письмом № 17-20/20541 от 21.05.2018, об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 268 916 руб. 01 коп., внесенного по ДТ № 10130174/021116/0010683, обязании возвратить ЗАО "СЭЙДЖ" излишне уплаченный НДС в размере 268 916 руб. 01 коп., внесенного по ДТ № 10130174/021116/0010683.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019, заявление удовлетворено.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.07.2019г. решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, суд посчитал возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156,ч.2 ст.200 АПК РФ в отсутствие указанного лица.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, арбитражный суд с учетом указаний кассационной инстанции оставляет заявленные требования без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы удовлетворение заявленных требований возможно при одновременном наличии двух условий: если оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество «СЭЙДЖ» в ноябре 2016г. ввезло на территорию России и указало в таможенной декларации на товары № 10130174/021116/0010683 (далее ДТ № 10130174/021116/0010683) Московской областной таможне следующие товары:

- «изделия медицинского назначения: устройства для кислородной и аэрозольной терапии» (товары № 18, 19, 20);

- «изделия медицинского назначения для анестезиологии и реанимации с принадлежностями (товары № 10, 11, 12 ,13, 14, 15, 16);

- «части и принадлежности к ларингоскопам Truphatek: клинок к ларингоскопу» (товар № 17).

По данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, и Общество уплатило НДС в бюджет государства по ставке 18%.

На основании имеющихся и представленных таможенному органу вместе с данной ДТ регистрационных удостоверений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения № ФСЗ 2012/12412 от 29.06.2012г. и № ФСЗ 2009/04948 от 13.08.2009г. и декларации о соответствии РОСС 1Ь.ИМ41.Д06221 от 02.03.2016, Общество впоследствии посчитало, что в отношении товаров №№ 18, 19, 20, 10, 11, 12 ,13, 14, 15, 16 применимы нормы пп.4 п.2 ст. 164 и п.5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 10 % с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данных товаров, а в отношении товара № 17 применимы нормы п.2 ст.150 и пп.1 п.2 ст.149 НК РФ, устанавливающие ставку НДС в размере 0 % с учетом целевого назначения и ограниченной сферы применения данного товара.

Данные документы, по мнению заявителя, подтверждают, что ввезенные товары по коду ОКП 93 9800 входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688, а ввезенные по коду ОКП 94 4210 товары входят в перечень кодов медицинских товаров, не облагаемых НДС, утвержденный Постановлением Правительства № 1042 от 30.09.2015г.

ЗАО «СЭЙДЖ», полагая, что по вышеуказанной ДТ должны быть предоставлены льготы по уплате НДС (по ставке 0 % и 10%), обратилось в Московскую областную таможню с мотивированным заявлением о возврате НДС (исх. ЗАО «СЭЙДЖ» № 10683 от 17.04.2018г. - вх. Московской областной таможни № \5Ш от 25.04.2018), как излишне уплаченного по ДТ № 10130174/021116/0010683 на сумму 268 916 рублей 01 копеек.

Заявитель просил в соответствии со ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст.66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на основании документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществить возврат излишне уплаченных денежных средств, внесенных на счет таможенного органа (Московской областной таможни) следующими платежными документами: п/п № 1419 от 06.10.2016 (на сумму 300 000 рублей), п/п № 1558 от 28.10.2016 (на сумму 600 000 рублей).

Письмом от 21.05.2018г. № 17-20/20541 Московская областная таможня сообщила Заявителю о фактическом отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства по следующим причинам:

а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ, а значит - в Львовском таможенном посту;

б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС;

в) освобождение от уплаты НДС в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимым отдельно от этих изделий, применяется при наличии

регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.09.2015.

Не согласившись с решением Московской областной таможни, оформленного письмом № 17-20/20541 от 21.05.2018, об отказе в возврате излишне уплаченного НДС в размере 268 916 руб. 01 коп., внесенного по ДТ № 10130174/021116/0010683, ЗАО «СЭЙДЖ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела,Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало товары: «изделия для кислородной и аэрозольной терапии, медицинского назначения» (товары №№ 18, 19, 20); «изделия медицинского назначения для анестезиологии» (товары №№ 10, 11, 13, 14, 15, 16); «части и принадлежности к ларингоскопам» (товар № 17).

Данные медицинские товары в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - ОКП) имеют коды 944 210 (товар № 17) и 939 800 (товары №№ 10, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20), коды по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9019 20 000 0 (товары №№ 18, 19, 20), 9018 39 000 0 (товары Ms 10, 11, 12, 13) 9018 90 600 0 (товары №№ 14,15), 9018 90 840 9 (товар № 17), что соответствует сведениям, заявленным Обществом в 33 графе ДТ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, относится к таможенным платежам.

При этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, льготы по уплате налогов.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена ЕАЭС, на территории которого производится выпуск товара.

Нормативным правовым актом, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подп. 1 и. 2 ст. 149 НК РФ.

Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД ЕАЭС определяются Правительством Российской Федерации.-'

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688 утверждены следующие перечни:

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию (далее -Перечень).

В соответствии с примечанием 1 к Перечню коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, применяются среди прочего в отношении:

- медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) в соответствии с подп. 2 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения, на-изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с примечанием 2 к Перечню для целей применения Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом примечания 1 к Перечню, а наименования позиций приведены только для удобства пользования.

Таким образом, применение ставки НДС в размере 10% при ввозе в Российскую Федерацию медицинских товаров возможно при соблюдении требований об их государственной регистрации при одновременном условии их классификации кодами ТН ВЭД ЕАЭС, входящими в Перечень.

В соответствии с постановлением Правительства от 30.06.2015 № 655 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688» (начало действия документа - 11.07.2015), из Перечня исключены ряд товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС.

Коды товара 9019 20 000 0, 9018 90 840 9, 9018 90 600 0, 9018 39 000 0 ТН ВЭД в Перечне не содержатся.

Таким образом, у Московской областной таможни отсутствовали основания для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары №. № 10130174/021116/0010683.

Факт наличия наименования и кода товара в Перечне кодов видов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при реализации не может являться основанием для. применения ставки НДС в размере 10 %, поскольку при ввозе товаров следует руководствоваться Перечнем.

Следовательно, учитывая положение пункта 3 статьи 164 НК РФ, согласно которому налогообложение производится по налоговой ставке 20 % в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ, применение таможенным органом ставки НДС в размере 20 % (на момент возникновения спорных правоотношений - 18 %) в отношении рассматриваемых товаров является правомерным и обоснованным.

Вышеизложенную позицию поддержал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 14.03.2019 (№ 305-КГ18-19119) по делу № А41-88886/2017 по заявлению ООО «Международный Медицинский Центр Обработки и Криохранения Биоматериалов» об оспаривании решений Шереметьевской таможни от 26.06.2017 № 10005000/260617/139-р «Об отмене по результатам ведомственного контроля решения таможенного поста Аэропорта «Шереметьево» (грузовой)» и от 14.08.2017 «О внесении изменений в сведения, указанные в ДТ № 10005023/020317/0017073» и указал, что для целей применения ставки НДС в размере 10 процентов имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, указанных в пункте 2 статьи 164 НК РФ„ в частности к медицинским изделиям, но также соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД ЕАЭС и РКП, установленным в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 688.

Утверждение Правительством Российской Федерации отдельного Перечня кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию, предопределено фактом взимания НДС при ввозе товаров на таможенную территорию и служит цели обеспечения определенности налогообложения, имея в виду, что декларирование налогоплательщиками ввозимых товаров и осуществление таможенными органами контроля за правильностью уплаты налога производятся исходя из той классификации товаров, которая предусмотрена для таможенных целей.

В тех случаях, когда взимание НДС производится в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и администрирование налога осуществляется таможенными органами, налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная пунктом 2 статьи 164 НК РФ, по общему правилу, применяется, если ввозимый товар отвечает надлежащему коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не коду ОКП.

В данном судебном деле осуществляется рассмотрение в отношении аналогичных кодов ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС.

Оценив все доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст.4,65,71, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований ЗАО «СЭЙДЖ» к Московской областной таможне – отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.


Судья:

Л.А. Дранко



Суд:

АС города Москвы (подробнее)

Истцы:

ЗАО "Сэйдж" (подробнее)

Ответчики:

Московская областная таможня (подробнее)